РЕПУТАЦИЯ ДЕШЕВЛЕ
РЕПУТАЦИЯ ДЕШЕВЛЕ
Животрепещуще!
ТЯЖБА
РЕПУТАЦИЯ ДЕШЕВЛЕ
Ростовчанин против "Дженерал моторс".
Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ
РЫЧАНОВА НЕ "УБОЛТАЕШЬ"
Новый "Блейзер" обитателя Ростова-на-Дону Станислава Рычанова с хрустом заглох прямо перед жд переездом (еще бы малость...). И больше не завелся. Позднее вскрытие показало, что лопнуло коромысло, отломилась и осыпалась совместно с седлом тарелка клапана, устроив в цилиндре истинное месиво. Подивившись, Рычанов связался с предприятием "ЕлАЗ-Дженерал моторс". 10-ки раз он звонил, 10-ки факсов выслал. В конце концов, его отослали в консульство "Джи-Эм", да и тут ростовчанина "не сообразили": "Нужно неплохой бензин заливать! Почему масло не на фирменной станции поменяли? Незачем было у "сероватого" дилера брать..." Короче, сам повинет.
Таким манером разлюбезные представители зарубежных компаний (заметим, не только лишь "Джи-Эм") привыкли "убалтывать" многих русских клиентов. Начнем с бензина. В аннотации по эксплуатации Рычанов не нашел даже рекомендуемой марки горючего. Так что представителям "Джи-Эм" впору поблагодарить ростовчанина за то, что он избрал "95-й".
Другой упрек - покупка машины у "сероватого" дилера - тоже стопроцентно несостоятелен. По нашим законам, создатель брака отвечает за него независимо от "цвета" торговца. А где, скажите, "сероватый" берет авто для реализации? Последним же, по обыкновению, норовят сделать покупателя.
Сейчас насчет смены масла. Наиблежайшая фирменная станция "Джи-Эм" размещается... в Москве. Развивать гарантийную сеть - прямое требование русской Фемиды (статья 6 закона "О защите прав потребителей": "Обязанность изготовителя - обеспечить возможность ремонта и техобслуживания продукта"). Так что по закону ростовчанин - лицо пострадавшее, а не виновник.
ЗАПАХЛО КОНСТРУКТИВНЫМ Недостатком
Наслушавшись безосновательных обвинений, Станислав Семенович обратился в трибунал. И востребовал уже не подмены мотора, а отзыва всех проданных в Рф "блейзеров" бразильско-татарской сборки (их около 2-ух тыщ!) плюс 260 тыщ баксов (половину для себя, половину - в доход страны). Почему так? Так как упрямый обладатель связался с дилерами, сервисными станциями и личными обладателями и получил, по его словам, сведения о многих автомобилях марки "Блейзер" с схожими поломками. Запахло недостатком конструкции.
По просьбе "Джи-Эм" (конкретно представители всемирно известной компании, а не сборочного завода в Елабуге общались по делу с ростовчанином) Русский федеральный центр судебных экспертиз провел три исследования: хим состава бензина, свойства производства сломанного коромысла и фактически предпосылки разрушения клапанного механизма. Химики пришли к выводу, что Рычанов использовал неэтилированный бензин марки АИ-95, который стопроцентно соответствует ГОСТу, кроме концентрации смол. Металловеды узнали, что коромысло сломалось из-за "силовых воздействий", превосходящих его конструктивную крепкость. Все верно и ясно. Но вот перед вами вывод профессионалов по существу разрушения клапанной группы: "Обнаруженная неисправность мотора является эксплуатационным недостатком". Почему? Так как обладатель использовал... этилированный бензин. Ох ты! Но как быть с хим экспертизой? Специалисты объясняют: Рычанов горючее подменил. Можно сказать - ход жеребцом! Правда, на данный момент этими профессионалами уже заинтересовалась прокуратура. Дело в том, что подписавший выводы г-н Байдуков, оказывается, в текущее время не работет в федеральном центре судебных экспертиз. Откуда же он? С некий автобазы...
Вобщем, нас больше интересует технический взор этого спеца на недостаток. Байдуков утверждает, что добавление в низкооктановый бензин огромного количества антидетонатора привело к самовоспламенению консистенции и, в конечном счете, к разрушению клапанного механизма. Смелая догадка. Мы проявили выводы профессионала доктору Столичного автомобильно-дорожного института (МАДИ), члену Общества авто инженеров Сергею Ежову. Он прочел увесистый том экспертизы и произнес: "Создатель этого труда толком не представляет, как работает движок".
"ЛЕТАЮЩЕЕ" КОРОМЫСЛО
В чем все-таки причина недостатка? Провести свою экспертизу мы не могли, так как трибунал все еще длится и "Блейзер" ростовчанина трогать никак нельзя. Но оказалось, на фирменных дилерских станциях в Москве издавна знают о скандальном недостатке. Правда, в центр внимания механиков, обычно, попадало треснувшее или стопроцентно сломанное коромысло (тот же рычановский недостаток, но в "легкой" форме). 1-ый же визит в сервис, что при дилере, - и нам поведали о 15 схожих дефектах. Понятно, мастера задумались: почему деталь так нередко "летит"? И даже проверили на крепкость целый набор - бразильское, германское и южноамериканское коромысла. Узнали, что деталь в норме. Поглубже копать не стали - в конце концов, это дело завода...
На 2-ой станции услышали рассказ о 6 схожих проблемах. Тут в этом недостатке винят бензин с завышенным содержанием смол: они оседают и затвердевают во втулке клапана, тот зависает и дожидается неумолимо надвигающегося поршня. Сразу гидрокомпенсатор, выбирая вдруг показавшийся зазор, подпирает коромысло к распредвалу. Далее - или коромысло напополам, или клапан на осколки... А может, и то и это совместно. Итог на фото. 3-я станция поведала о 10 таких же недостатках, их разъяснение аналогично. На четвертой нашлись два треснутых коромысла. И только две техстанции не сталкивались с схожим недостатком.
"Повинет очень небольшой зазор в "блейзеровском" моторе меж втулкой и клапаном", - просветил нас инженер по гарантии 1-го из дилеров (стаж ремонта движков - 24 года). В других движках зазор побольше, и там смолистые отложения свободному ходу клапана не мешают. "Похоже, недостаток конструкции", - подытожил наш собеседник, который, кстати, сам научился "блейзеровский" зазор расширять...
ПРАВО НА Законодательство - ГЛАВНОЕ!
Итак, версия: мотор "Блейзера" разворочен из-за "смолистого" бензина. Мы не утверждаем, что ростовский случай из этого же ряда, так как самостоятельной экспертизы не проводили. Но если "смолистая версия" имеет право на существование, уместно узнать: кто повинет? Конечно, обладатель, - навязывается ответ, - он ведь заправлял "не тот" бензин... Не спешите. Что означает "не тот"? Смолистый бензин - рядовая русская действительность.
- В Рф продается бензин, в каком содержание смол часто превосходит нормы ГОСТа. Но при чем тут клиент "Блейзера"? Если авто этой марки мучаются от смол, производитель, а не кто-то другой, должен принять меры, - считает вице-президент Конфедерации обществ прав потребителей Диана Сорк. - Во-1-х, в аннотации по эксплуатации завод должен предупредить, что "смолистое" горючее способно угробить мотор. Во-2-х, разослать всем обладателям "блейзеров" извещения, чтоб они после определенного пробега обращались на сервисные станции: пусть проверят наличие смолистых отложений и удалят их. Или в сервисной книге регламентировать более нередкое ТО и опять-таки включить в него подобающую проверку. Так будет защищено право потребителей на достоверную информацию, техническое сервис и Законодательство. (Автомобиль Рычанова заглох в 2-ух метрах от стальной дороги - была ровная угроза жизни обладателя.)
Как по другому? Ведь другие иномарки "едят" наши нефтепродукты полностью исправно: коромысла у их не ломаются, кусочки от поршня не отлетают... Наращивать зазоры - не личное дело механиков, а неувязка компании. Почему бы, вправду, не отозвать "блейзеры"?
Но компания молчит - резоны Рычанова о огромном количестве подобных изъянов по всей Рф остаются без ответа. С каждым деньком продолжения скандального процесса именитая компания теряет в Рф авторитет, клиентов и, в конечном счете, прибыль. Неуж-то дело того стоит? Возлагаем надежды, судебное противоборство завершится к взаимной полезности. А зарубежных компаний, готовых поторговать репутацией, поубавится.
КСТАТИ
Трибунал приговорил компанию "Форд" к выплате компенсации в размере 295 млн. баксов водителю, потерявшему в 1993 году родителей и брата из-за того, что не выдержала пластмассовая крыша перевернувшегося "Бронко". Трибунал счел, что концерн знал о непрочности этой крыши, но ничего не решал. Вобщем, "Форд" уже подал апелляцию.
Откуда смолы в горючем?
Ведает заведующий лабораторией тесты бензинов Института
по переработке нефти (ВНИИ НП) Вячеслав Емельянов.
Ранее в значимой части горючего содержалось много непредельных углеводородов, которые способны преобразовываться в смолы. Современная разработка производства фактически исключает возможность скопления смол. Но сегодняшний высокооктановый бензин содержит разные моющие присадки. Сами по для себя они безобидны, но, попадая в канистры, баллоны, цистерны, хранилища, смывают со стен различные отложения, которые, может быть, копились годами. Не считая того, в этих же емкостях могли перевозить мазут и хим смолы. Думаю, пройдет еще 5-10 лет, до того как высокооктановый бензин смоет отложения в этих емкостях до конца...