О МАСЛАХ И МАРГАРИНАХ
О МАСЛАХ И "МАРГАРИНАХ"
ЭКСПЕРТИЗА ЗР
О МАСЛАХ И "МАРГАРИНАХ"
Выбирая моторное масло, очень грустно ошибиться и нарваться на подделку. Чем угрожают автолюбителю последствия таковой ошибки и как уберечь от их собственный автомобиль, мы попытаемся поведать, делая упор на исследования профессионалов.
Александр БУДКИН
Фото Владимира Князева
Введение. Сначала стоит разобраться, что собой представляют подделки моторных масел. Их можно условно поделить на три категории: к первой отнесем самые "безопасные" - перемаркировку масел, когда на дешевенький сорт вешают ярлычек от дорогого. Масло, естественно, ужаснее, чем о нем задумывается клиент, но движок оно навряд ли сгубит. Таковой подлог дает "бизнесменам" меньшую прибыль, но более для их неопасен.
Ко второму типу отнесем пробы производства самодельного масла по "облегченной" технологии. Обычное моторное масло - это "коктейль" из нескольких компонент, в который входят так именуемая база (либо база), стандартный (основной) пакет присадок (один и тот же стандартный пакет может использовать дюжина различных компаний, изготовляющих масла) плюс еще две-три присадки как своей разработки компании, так и закупаемые на стороне. Чем больше присадок, тем лучше и дороже масло. Ясно, что грамотный подбор присадок - задачка для экспертов, она не по плечу бандюганам. А поэтому "бизнесмен" второго типа добывает нужные составляющие и делает кое-где в полуподвале масло собственного разлива. Чтоб "наварить" побольше, присадок добавляет жадно либо не добавляет вообщем, продавая одну "базу". Либо, к примеру, "случаем" запамятывает самые дорогостоящие присадки. Такое самодельное "масло" для мотора неприменимо: оно неоднократно ускоряет все нехорошие процессы (износ, коррозию и т. д.), но моментальной кончины мотора, вероятнее всего, не вызовет - этакая мина медленного действия. Разумеется, что этот тип подделок куда опаснее первого.
Да и это еще не самое худшее. Есть 3-ий, самый скверный метод обмана автовладельцев, зато самый выгодный для дельцов. Это разлив по канистрам и продажа какой-либо мерзости вроде отработанного промышленного масла. Внедрение такового "продукта" угрожает более томными последствиями, ибо то, что создано для сверлильного станка, для бензинового двигателя, мягко говоря, не применимо. А ведь кто-то из нас это масло покупает! И усвой позже, откуда трудности с как бы новым движком.
Проявляют ли к этому энтузиазм "компетентные органы", сказать не беремся; в главном биться с фальсификациями пока приходится производителям реальных масел. Они должны повсевременно держать под контролем продукцию, продаваемую под их торговой маркой. На примере 1-го такового контрольного мероприятия мы и поведаем, что такое подделка.
Итак...
Контрольная закупка. Работа проводилась по заказу НК "ЛУКойл". Цель исследовательских работ - выловить несколько подделок под "ЛУКойловские" масла и, всесторонне исследовав их, принять надлежащие меры. От себя добавим: посодействовать покупателю научиться отличать по внешнему облику "родное" масло от подделки.
Исследованию подвергли 5 образцов масел, из которых три эталона были куплены как ВЕЛС-2, один эталон - как ВЕЛС-супер (контрольная закупка выполнялась в Москве) и очередной эталон, схожий на подделку, был куплен и предоставлен для анализа самим "ЛУКойлом". Уже после наружного осмотра упаковок спецы представили, что три из 5 образцов - подделки. Очередной эталон - "Бог его знает". Все в нем отлично, но вот слово "наддув" на этикетке написано с одним "д"... Малость забегая вперед, скажем, что последующие исследования подтвердили гипотезы профессионалов. Три эталона из 5 вправду оказались подделками, а тот любознательный экземпляр, с ошибкой в слове "наддув" - полностью доброкачественным маслом.
Результаты испытаний. Главные результаты испытаний представлены в табл. 1. Тут эталон № 3 - масло, выдаваемое за ВЕЛС-супер, другие - ВЕЛС-2. Беря во внимание, что не все наши читатели разбираются в химмотологии, мы попробовали дать расшифровку неких определений (да простят нас спецы).
Эти результаты позволяют точно сказать, что мы имеем дело с подделками "второго типа", другими словами все три подделки - масла кустарного производства. Самый приятный пример - эталон № 3. При 100°С масло очень жидкое, при минус 15°С - очень густое, а при минус 20°С оно вообщем застывает. Для спеца разумеется, что в масле отсутствуют так именуемые загустители, которые уменьшают зависимость вязкостных параметров от температуры. Заниженное щелочное число и завышенная коррозионная активность - тоже следствие недостающего количества и свойства присадок. В образчиках № 1 и 2 присадок больше, чем в образчике № 3, но все-же приметно меньше нормы.
Эталоны № 1 и 2 точно наименее небезопасны для мотора, чем эталон № 3. Последний представляет более "тяжкий" случай: такое масло применимо разве что для смазки петель в сарае, но никак не для мотора. Сами посудите: щелочное число, характеризующее способность масла к нейтрализации товаров собственного окисления, в 3,5 раза ниже нормы, а коррозионная активность - в 6 раз выше, чем у обычного масла.
Вред. Сами по для себя характеристики масел увлекательны не многим. Куда важнее знать, что будет, когда мы с вами зальем такое "масло" в движок. При оценке ресурса спецы всегда базируются на имеющемся опыте эксплуатации. Но применить эти познания к нашему случаю навряд ли получится, так как с таковой продукцией двигателисты обычно не экспериментируют. Масла класса SE/CB, какими оказались две из 3-х подделок, допустимо использовать на "жигулях", если не жаль машину, но только при условии, что нет "проколов" по отдельным характеристикам (сам по для себя класс масла по АРI оценивает только усредненные характеристики). К примеру, исходя только из усредненных свойств, уменьшение ресурса от внедрения образцов № 1 и 2 (класса SE/CB) будет некординально. Но средневзвешенные характеристики не достаточно что демонстрируют. К примеру, один из принципиальных характеристик масла - щелочное число. Оно у подделок приметно ниже нормы - как следует, при эксплуатации такое "масло" нужно поменять почаще, чем обычное. Как это учитывать? Для эталона № 3 (класса SB/CA) понижение ресурса мотора, в отличие от первых 2-ух подделок, окажется очень значимым. Повторимся: в современных движках такое масло неприменимо совсем и лучше его нигде (разве что в бытовых целях) не использовать.
А сейчас попытаемся оценить утрату ресурса мотора по самому "убойному", в прямом смысле этого слова, параметру. Коррозия медного стержня (стандартный тест) при испытаниях всех без исключения подделок шла резвее не на 20-30%, а в 5-7 раз! Это значит, что в 5-7 раз выше скорость окисления цветных металлов, применяемых во вкладышах. Как оценить эквивалентную утрату ресурса в данном случае - пробовать учитывать подмену вкладышей через 20-25 тыс. км, а капремонт через 35-40 тыс.? Как учитывать, что один из образцов теряет текучесть не при минус 35°С, как положено, а при минус 20°С? Выходит, пробы завести движок "с буксира" при минус 25°С завершатся практически гарантированной поломкой.
На кого Бог отправит? Можно ли оценить, какой процент автолюбителей мучается от подобного обмана и каковой вред от него в масштабах страны либо, хотя бы, городка? Давайте попробуем. В нашем случае процент подделок оказался высочайшим - два эталона из 4, другими словами ровно 50% (напомним, один образец-подделку выловил и предоставил сам "ЛУКойл", он не в счет). По другим данным, подделок в торговой сети все-же меньше - от 5 до 12%.
Даже если исходить из жизнеутверждающих оценок, приняв за фальшивку только каждую десятую канистру, то выходит, что хоть один раз средний автомобилист зальет в движок собственной машины просто дрянь. Тот, кто не брезгует брать масла в непонятных торговых точках, рискует куда больше. Истории о движках, прошедших до капремонта тыщ шестьдесят, а время от времени в три раза меньше, приходится слушать достаточно нередко. Иногда сказывается брак в движке, но основная причина настолько "забавного" ресурса - выбор масла по принципу "что под руку попало".
Как даже одна заправка непонятной "технической жидкостью" понижает срок службы мотора? Все находится в зависимости от того, как "отменно" выполнена подделка и как мотор эксплуатируется. Но в худшем случае ресурс на "левом" масле будет исчерпан - движок просто выйдет из строя. Возможность такового финала, к огорчению, велика (см. масло № 3 в таблице).
Спасение утопающих - дело рук... Эту мудрость в нашей стране должен держать в голове каждый, тем паче автомобилист. Давайте спросим у профессионалов, как они по внешнему облику упаковок практически безошибочно угадали, какое масло истинное, а какое - подделка. Вот что они поведали (табл. 2).
А сейчас поясним фразу "отсутствует дата производства". На этикетке доброкачественного масла против слов "дата производства" должны быть нанесены (будто бы выдавлены жарким клеймом на канистре) сами числа. Таким должен быть оригинал. Если числа пропечатаны на самой этикетке - это подделка. Бандюганы могут ставить штемпели, как ранее на билетах в кино, - это тоже дешевенький трюк, не попадитесь на него.
Естественно, мы проанализировали только один определенный случай, касающийся подделок под "ЛУКойловские" масла, да и это показательно.
Эпилог. Борьба со всяким злом может быть упрямой, но неэффективной, если вести ее одиночными выпадами на страничках раздельно взятого журнальчика. Но если каждый член "зарулевского братства" скажет хотя бы одному знакомому, как отличить подделку от реального масла, а тот, в свою очередь, просветит еще кого-нибудь, то нас будет уже более миллиона. А если посреди читателей попадутся шибко грамотные, которые Закон читали о правах потребителя... А там, глядишь, другой производитель масел со страничек журнальчика скажет, как верно выбирать его продукцию. Может, сообща одолеем, изведем подпольщиков?..
Редакция благодарит
25-й ГосНИИ МО РФ и НК "ЛУКойл"
за предоставленные материалы.