ДОЛОЙ ХРЮКАНЬЕ!
ДОЛОЙ ХРЮКАНЬЕ!
РЫНОК
/МУЗЫКАЛЬНЫЙ САЛОН
/Небольшой ОРКЕСТРИК
ДОЛОЙ ХРЮКАНЬЕ!
ПРЕВРАЩАЕМ ДВЕРИ В КОЛОНКИ
ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР ПЕНЬКОВ
Создавая экономные "голосистые двери" (ЗР, 2002, № 9), мы при всем этом вроде бы невзначай добавляли: о временно оставшихся "за кадром" принципиальных мелочах побеседуем в другой раз. Будем считать, что этот самый "другой раз" дождался собственного часа.
НА ЧЕМ МЫ Тормознули?
Раздобыли динамики, доработали двери, подвели нормальную проводку... Этого уже довольно, чтоб выиграть техническим нокаутом у хоть какой "музыки", наскоро установленной во время предпродажной подготовки автомобиля. Все это так, только какой энтузиазм выигрывать у заранее более слабенького конкурента? Хорошо, будем соревноваться сами с собой. Для начала вспомним, что
ЧУМАЗЫЙ ИГРАТЬ НЕ МОЖЕТ
"Чумазый" - читай "неподготовленный". Ну нельзя впихнуть в консервную банку динамик и обругать это акустической системой - что здесь разъяснять... А с музыкальной точки зрения дверь той же "Самары" не достаточно чем отличается от пустой банки из-под селедки в пряном соусе.
Динамик без акустического дизайна подобен машине без амортизаторов: потихоньку и прямо ехать еще как-то может, но стоит чуток прибавить... На первом же ухабе раскачает так, что можно и в канаву угодить. Если не "подпереть" тыловую часть диффузора специфичной "пружиной" в виде воздушной подушки, то про обычные "низы" и звучный звук придется запамятовать - эффект будет таким же, как от педали акселератора до упора на холостых оборотах. Подвижная система динамика имеет определенный ход и не любит схожих тестов.
Что ж, в погоне за "упругостями" и компрессиями придется превращать дверь в всеполноценную колонку - по другому от "хрюканья" не избавиться. Начнем с вибродемпфирования.
АНТИДРЕБЕЗГ
Мы уже позволили для себя обругать дверь консервной банкой - невежливо, но правильно. Чтоб отучить ее от зазорного дребезжания, необходимо снизить резонансную частоту - для этого дверь оклеивают в один-два слоя вибродемпфирующими материалами. Начинаем с внешней панели (речь, конечно, о ее внутренней поверхности).
Самый доступный материал - российский "Стандартпласт", непосредственно - "визомат МП". Из него предлагают готовые заготовки под различные авто, но лучше приобрести рулончик и заняться творчеством. Завезенные из других стран материалы, в общем-то, лучше, но дороже, потому из почтения к бюджету можно не выпендриваться. А если с средствами совершенно туго, то на том же строительном рынке приобретите материал с заглавием "герлен", снаружи напоминающий сырую резину. Но если и это вам недешево, то...
...То отыскиваете плотный картон - дешевле уже некуда! Нарезаем его на кусочки "по месту" и покупаем на том же рынке подходящую банку с антикоррозиантом для днища - рублей так за 50 на три кило продукта... Пожелания к антикоррозианту обыкновенные - менее зловонный и более быстросохнущий. Разбавляем его бензином "калоша" либо уайт-спиритом с такого же рынка до концентрации сметаны. Ацетоном лучше не воспользоваться - он очень вредный. Нужные пропорции определяем способом проб и ошибок - в полученную "сметану" кладем картонные заготовочки (чтоб пропитались насквозь!), после этого приклеиваем их к изнанке внешней панели двери. Высыхает все это хозяйство от 1-го до нескольких часов, схватывая при всем этом намертво. Кстати, схожим методом можно оклеить моторный отдел, крышку багажника и все, на что хватит фантазии.
Сейчас перебегаем к части внутренней. Только поначалу...
ИЗОЛИРУЕМ ШУМ
Да, сначала закончим создание внутреннего "бутерброда" - по другому вовнутрь уже не залезть. Поверх томного вибродемпфирующего материала необходимо приладить легкую пористую звукоизоляцию.
Подходящий материал именуется "пэ-пэ-э" - пенополиэтилен. Толщина его может быть разной - "двойка", "четверка", "10-ка": чем толще, тем лучше, но принципиально не перестараться, а то лишне толстый "бутерброд" не захотит влезать в дверные потроха. Ну и клеить его, если честно, тяжеловато.
Для звукоизоляции лучше брать материал с клеевой основой - будьте размеренны, он не отвалится. Вобщем, рвение сберечь может привести к тому, что комбинацию "обыденного" материала с клеем "Момент" вы поменяйте другой: кто чем богат. В общем-то, допустимо. Единственное, что лучше - сначала потренироваться на кошках... на отдельной железке: работа все-же просит малой сноровки.
Окончив возню с "неловкой" частью двери, перебегаем к той, что глядит в кабину, другими словами к внутренней панели. Эта процедура покажется легкой - заклеиваем вибродемпфирующим материалом ее поверхность, обращенную к салону, включая все "излишние" отверстия - технологические окна и т.п., оставив место только для динамика. Потом накладываем слой звукоизоляции - его толщина, обычно, не должна превосходить "двойки", по другому возникнут трудности при установке обивки.
При слове "обивка" в голове обычно появляются образы сломанных пистонов - не самого успешного изобретения населения земли. Только не вздумайте брать запасные пистоны на рынке - практически наверняка вам подсунут нечто даже не разовое, а "полуразовое"... Существует куда более прекрасное решение - красивые вороненые шурупы. Сверлим по периметру дырочки с равным шагом и делаем "икебану" - выходит и крепко, и прекрасно.
У рукастого "самоделкина" такая работа обычно занимает день-два - в общем, выходные. Отметим, что кроме главной задачки - перевоплощения дверей в настоящие акустические системы - мы решили и второстепенную: утяжеленные двери будут запираться солиднее... А упомянутые шурупы в компании с динамиками дадут салону подабающий эстетический шарм.
ТАМ, ЗА ГОРИЗОНТОМ
Тем, у кого схожее времяпровождение пробудит уверенность в собственных силах, посоветуем заняться стойками ветрового стекла - с ними возни никак не меньше. Напомним, что конкретно там лучше расположить "пищалки", посадив их на клей. Что касается грядущего объема работ... Сняли облицовку стойки, наклеили "пищалку", обработали стык замазкой, шкуркой вывели поверхность "под ноль", покрасили матовой краской, ужаснулись количеству приметных изъянов, повторили все поначалу, потом обтянули всю поверхность винилом подходящего цвета и фактуры... Конкретно на качестве звучания это, конечно, не скажется, но слушать концерт в великодушном зале всегда приятнее, ежели в потрепанном доме культуры имени Пупкина.
Если все пройдет нормально, то... То появится чувство неудовлетворенности - захочется двигаться далее. Создание подиумов, задняя акустика... Но об этом - в последующий раз.