НЕВЕЛИКОЛЕПНАЯ СЕМЕРКА
НЕВЕЛИКОЛЕПНАЯ СЕМЕРКА
РЫНОК
/ЭКСПЕРТИЗА
НЕВЕЛИКОЛЕПНАЯ СЕМЕРКА
Посреди Дисков тормозов НЕ ВСЕ ГЛАДКО
ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЕРЫГИН, АЛЕКСАНДР БУДКИН
ПОЯВИЛАСЬ Кандидатура
Каких-нибудь два-три года вспять выбор вентилируемых дисков тормозов на 14 дюймов ограничивался родным вазовским "ассортиментом". В наилучшем случае предлагалось какое-нибудь ввезенное изделие. Но время текло, "10-ки" всех мастей, в том числе 16-клапанные, гордо поехали по стране, и как-то сам собой, неприметно появился выбор. В какой магазин ни зайти - два-три вентилируемых диска в Москве узреешь. Как здесь не соблазниться на их проверку с пристрастием.
Не очень натуживаясь, смогли отыскать пару российских изделий, квартет иноземцев да еще 1-го товарища неведомого происхождения. Последнего продали под именованием "Андикар" (Andycar), хотя не считая как на чеке и ценнике это нигде не зафиксировано - ни для тебя упаковки, ни маркировки. Вобщем, той же заболеванием мучаются и наши - один нам продали как вазовский (а что, похож), другой - как изделие из Миасса. Разброс цен - от 570 руб. за как бы тольяттинский диск до 950 за именитый "Брэмбо" (Brembo). В общем, спецам НАМИ, где мы проводили тесты, работенка нашлась.
В ПОИСКАХ Образца
Ни вазовское изделие не выстрелило, как должно, ни иноземцы. Из 7 образцов ни один стопроцентно не уложился в требования технической документации автозавода. Отлично, что почти всегда испытуемые отклонялись от нормы по не самым принципным показателям - в этом смысле осечки не вышло. Но вот чувство неудовлетворенности по мере знакомства с плодами испытаний усиливалось.
Совершенно маленькие недостатки обнаружились у "Лукаса". Проявив себя с первых минут одним из победителей, он-таки немного отклонился от норматива по толщине и в одной из 4 точек, предусмотренных методикой, недобрал твердости (правда, всего одну единицу).
Чуток больше поводов придраться к "Пиленге" и "Локхиду", проигнорировавшим требования по дисбалансу. Слабовато выступил "тольяттинец", не вписавшись в требования по параллельности привалочных плоскостей (к ступице и колесу). Неприятно изумил "Брэмбо", отклонившись аж по 5 показателям - может, и не самым принципным, но все таки.
Неважные результаты показал условный "Миасс" (наверняка, это и взаправду он, но без маркировки - кто же даст такую гарантию). Ужаснее всех совладал с заданием диск, приобретенный под именованием "Андикар".
Что произойдет, если все это поставить на автомобиль?
Во всех случаях машина будет тормозить, и, может быть, полностью отлично. Но очень возможно, что с какими-то дисками шофер ощутит биение на педали, с другими - тормозной цилиндр со скобой немного сдвинутся по направляющим и будут работать малость не в том положении, которое предвидено автозаводом, у какого-то диска толщина - как у немного изношенного, а другой - нельзя перегревать, чтоб его не покоробило.
Приобретенных нами данных полностью довольно, чтоб избрать чего-нибудть себе, возлюбленного. Но почему не нашлось ни 1-го изделия, правильного полностью?
КТО Выручит УТОПАЮЩИХ?
Все-же смешная у нас страна! Есть закон, запрещающий продавать продукт без соответственной маркировки. А у нас половина реализуемых запчастей все равно не имеет инфы об изготовителе. Потребители практически вопят от богатства подделок и фабричной некондиции, а фабрики как будто и не понимают, что это сначала конкретно их неувязка, а не страны в целом либо правоохранительных органов а именно. Даже на самих предприятиях ответственные работники расслабленно разъясняют происхождение некондиции: "А, это, наверняка, украли из брака и сейчас продают".
Что остается делать автовладельцу, если на рынке ему предлагают 10 различных по виду изделий без маркировки и все типо "прямо с ВАЗа". Откуда возьмется доверие к российским комплектующим, если даже сотрудники "За рулем" совместно со спецами НАМИ могут сказать только: это изготовлено из вазовской отливки и, вероятнее всего, на заводе же отшлифовано. Но чья вина в отклонении изделия от норматива - завода, пустившего в продажу некондицию (наш случай еще не тяжкий), дяди Васи с тетей Маней, которые свистнули ее из цеха и пустили в продажу под видом промышленного изделия, либо ребят, что гонят левый продукт в примыкающих гаражах? Вроде бы там ни было - во всех 3-х случаях мучается репутация только самого завода.
Может, хотя бы начать маркировать продукцию, как это положено по закону?
А сейчас бросим камень в сторону иноземцев. Молвят, что для наших машин они, обычно, запчасти не разрабатывают - берут схожее и подгоняют под наши посадочные размеры. В итоге очень нередко случается "оказия". К примеру, "Локхид" и "Брэмбо", попавшие в наш тест, отклонились от 1-го из базисных размеров (база Б на рисунке) аж на 0,5 мм при допуске 0,07 мм. А это, шуточка сказать, поверхность, по которой диск центрируется. Другими словами, зависимо от точности монтажа диск может лупить либо не лупить. Практически как по Шекспиру.
Фото 1. "Лукас"
Стоимость / 750 руб.
Наилучший из приобретенных нами образцов по результатам теста. Есть признаки статической балансировки - фрезеровка по внешнему поперечнику. Как следствие, малый дисбаланс. А еще - малые отличия от геометрически безупречных размеров. Разве что толщина на 0,17 мм меньше, чем предписано чертежом - поршень из рабочего тормозного цилиндра выйдет на несколько огромную величину.
Фото 2. "Пиленга"
Стоимость / 655 руб.
Специалисты указали, что диск изготовлен из той же отливки, что и "Лукас", но обработан малость по другому. Отбалансирован - чуток ужаснее. В общем, заслуживает самого пристального внимания будущих покупателей, в особенности с учетом маленький цены.
Фото 3. "Локхид"
Стоимость / 900 руб.
Малость "просажены" размеры, в главном не самые принципные. Отклонение по центрирующей поверхности. Изделие не балансировалось, что приметно. Посреди испытанных образцов - этот самый тяжкий.
Фото 4. Куплен как "вазовский"
Стоимость / 570 руб.
Происхождение отливки сомнения не вызывает - она вправду вазовская, даже буковка "А" находится. Отшлифован.
Диск с отклонением по одному из размеров не мог (либо, по последней мере, не был должен) попасть в продажу официальным методом. И все таки использовать его по предназначению допустимо. Навряд ли это приведет, скажем, к биению. Отличия, в общем-то, невелики, а с балансировкой все благополучно.
Фото 5. "Брэмбо"
Стоимость / 950 руб.
До сего времени у нас не было приреканий в адресок изделий с этим брэндом. Но в этом случае на старуху случилась проруха.
Диск изготовлен из той же отливки, что и "Локхид" - таково заключение профессионалов: те же отличия от чертежа по беспринципным позициям и центрирующему размеру. Есть несоответствие по размеру "11". Не отнесешь к плюсам и то, что диск не балансировали, 71,5 г.см - все-же много.
Фото 6. Куплен как "Миасс"
Стоимость / 660 руб.
Отливка та же, что у вазовского диска. Нет обработки шлифованием и признаков балансировки, отчего и "накапало" 90 г.см дисбаланса. После перегрева эталон повело - в этом он оказался исключением.
Фото 7. Куплен как "Андикар"
Стоимость / 720 руб.
Отличия от вазовской нормы по четырем показателям, в множестве которых дисбаланс 195 г.см и приметный недобор по твердости. Разумеется, что и с износостойкостью дела обстоят ужаснее, чем у других.
Смотря на набросок, всегда легче сообразить, где какой размер и от чего зависит, к примеру, биение. Если кто подзабыл обозначения, попытаемся напомнить. Сначала обратим внимание на две базисные поверхности, перпендикулярные друг дружке, - А и Б. Конкретно по отношению к ним определяют точность всех других размеров. На биении педали в основном сказывается точность рабочих поверхностей (размеры "7", "8", "10") привалочной поверхности А, их биение относительно друг дружку (размер "9") и точность центрирования (поверхность Б). По первым четырем размерам отклонений от требований ВАЗа нет, хотя разброс меж семью испытанными эталонами приметен (табл. 1). Один из соискателей ("Лукас") вообщем показал четыре нуля, чем, непременно, привлек к для себя внимание. Но, справедливости ради, отметим, что в одной из ячеек таблицы эта приятная цифра появлялась еще у 5 образцов, по другому говоря, у всех, не считая 1-го.
Обратим внимание на очередной принципиальный параметр в табл. 1 - дисбаланс. Здесь ситуация совершенно не радужная. В нужные 30 г.см укладываются только двое: с 4-мя ноликами - "Лукас" и тот, у которого нет ни 1-го, - вазовец. Результаты других - от 39 до 195 г.см (!).
Сейчас вернемся к рисунку. К требованиям АвтоВАЗа, сопоставляя их с приобретенными плодами. Найдем три любознательных размера, определяющих, как приживется запчасть в машине - встанет как родная либо создаст неудобства (размеры "4", "5", "6"). Последнее, а именно, относится к изделиям "Брэмбо" и "Локхид". Они, естественно, будут работать, но, если учитывать, что расстояние от привалочной плоскости до рабочей поверхности меньше, тормозной цилиндр совместно со скобой окажутся несколько сдвинуты от центра автомобиля. Правда, ненамного - на 0,15-0,20 мм.
Остались и другие характеристики на рисунке, принципиальные для обычной работы тормозов. Скажем, тот, что обозначен S1-S2 - разница толщин 2-ух тонких дисков, образующих внутреннюю и внешную рабочие поверхности. Она оказывает влияние на равномерность нагрева диска - у 2-ух поверхностей не должно быть большой различия в температуре, по другому тяжело избежать коробления.
1-ое, на что обратим внимание, - ни один из образцов не совладал с требованиями ВАЗа стопроцентно. Есть, естественно, характеристики, допускающие отклонение. Скажем, понижение на 3 мм наружного поперечника не угрожает катастрофой - обладатель этого и не увидит. А вот вшестеро больший дисбаланс - это уже ай-яй-яй. Похвалы, на наш взор, заслуживает "Лукас", а порицания... Вобщем, и так все понятно.
Кстати, фаворит и аутсайдер в этой "геометрической" номинации аналогично вели себя и в других упражнениях, с плодами которых мы хотим предложить вам обязательно ознакомиться.
После измерений в начальном состоянии всех принудили потрудиться. Имитировали серию из 25 притормаживаний со 100 до 50 км/ч и, естественно, определяли при всем этом температуру. По окончании, когда эталоны остыли на воздухе до комнатной температуры, повторили проверку неких характеристик. Динамика нагрева дисков и ее последствия перед вами. Пострадавший, как лицезреем, один.
Кстати, сравнивая динамику нагрева с массой дисков, можно отметить, что томные начинают греться медлительнее, но при огромных термических нагрузках уходят в область куда огромных температур, чем их легкие собратья.
Попробуем ответить на самый непростой вопрос - сколько прослужит? Понятно, что четкий расклад сил дадут только долгие ресурсные тесты, но...
Из теории понятно, что срок службы нашего металлического изделия почти во всем находится в зависимости от его твердости и очень приметно - от структуры. Так как ее проверка просит сложного металлографического анализа, ограничимся твердостью и износом за время испытаний. Последний почти во всем зависел от высочайшей температуры, до которой нагревались диски, что на практике происходит изредка. Все же, подготовительные выводы делать можно. А они демонстрируют, что снаряд может и три раза попасть в одну воронку.