В ГОЛУБОМ СВЕТЕ
В ГОЛУБОМ СВЕТЕ
РЫНОК
/ЭКСПЕРТИЗА
В ГОЛУБОМ СВЕТЕ
ЧТО МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ Автолюбитель, ПОЖЕЛАВШИЙ Смотреться "КРУТО"?
ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН, ДМИТРИЙ ЕРЫГИН
Для одних людей автомобиль еще роскошь, для других - только средство передвижения. Но встречаются и такие, для кого он, приемущественно, средство ублажения собственных амбиций. Моральную сторону этого нюанса дискуссировать тут не будем. А вот о безопасности давайте побеседуем, при этом как тех, кто занимается специфичным тюнингом, так и окружающих.
ГОЛУБЫЕ ФАРЫ
Человека, превращающего автомобиль в новогоднюю елку, нет смысла спрашивать, для чего он это делает. Наверняка, считает, что так его машина смотрится "круче", либо верует, что пробирка лампы, покрашенная в голубой цвет, резко наращивает световой поток.
Развеять последнее заблуждение мы попросили профессионалов отдела световых устройств НИИ Автоэлектроники. Для большей уверительности приобрели семь пар цветных ламп - тех, что почаще встречаются в торговых точках Москвы. Многие с интерференционным покрытием - переливающимся всеми цветами радуги. Для сопоставления взяли и обыденную лампу от испытанного производителя (попадавшего ранее в наши испытания).
Изделиям учинили проверку на соответствие действующим эталонам. Сначала оценили, какой световой поток вообщем способна дать лампа, потом измерили светораспределение - сколько света попадает на дорогу, на обочину, а сколько - в глаза встречным.
Уже 1-ые замеры принудили усомниться в незаурядных способностях чудо-ламп, о которых докладывал текст прекрасных этикеток. Невзирая на большую стоимость, 6 образцов из восьми не дотянули до требований эталона по самым очевидным показателям - световому сгустку в режимах близкого и далекого света. Просто говоря, количество света, испускаемое лампами, сильно мало. Не сложно, что в более тяжеленной номинации - обеспечивать сложное светораспределение - приемлемый итог таких изделий очень сомнителен.
КАК НИ КРУТИ
Оценивая характеристики светораспределения, спецам вправду приходится крутить лампы. Зависимо от того, как они будут установлены на щит, получим и различные результаты. В случае с нашими, не совершенно обыкновенными лампами действовали все таки по самому обыкновенному методу.
Сначала каждое изделие ставили на щит так, чтоб освещенность в точке 0-0, расположенной точно по центру (см. набросок), соответствовала 0,7 лк. Это считается нормой для доброкачественной продукции. Инспектировали, что выдает любая из ламп, и, если она проваливала требования эталона (Правило ЕЭК ООН № 20), давали ей последний шанс - помещали так, чтоб обеспечить в центральной точке очень допустимую освещенность 0,84 лк. Но сейчас уже честно заносили в протоколы все, что выходит, даже если у лампы не выходит ничего. А таких горе-лампочек, как, наверняка, можно додуматься, оказалось много. Все, не считая одной! При этом единственная прошедшая тесты - рядовая лампа штатной мощности и неплохого свойства. Вобщем, была еще пара "престижных" образцов, про которые можно сказать мягче - у их вышло не все либо совершенно малое. На общем уровне это смотрится практически удовлетворительно, хотя продавать такое, естественно, нельзя. И уж тем паче - ставить на машину.
ПО Нездоровому МЕСТУ
Уж сколько раз говорили: не приобретайте для собственной машины изделия непонятного свойства, тем паче те, что впрямую оказывают влияние на Законодательство. Не покупайтесь на престижный голубой цвет "а-ля ксенон" либо малую стоимость за безродное изделие. Такие при надписях на упаковке 120/110 Вт часто освещают дорогу в 5-6, а то и в 8 раз ужаснее, чем обычная лампа штатной мощности 60/55 Вт. При этом слепят встречных водителей куда посильнее, чем допустимо.
На многих голубых изделиях мы нашли любопытную надпись - 60/55 Вт (120/110 Вт). Такая двойная маркировка, по заверению продавцов, значит, что потребляемая лампой мощность - рядовая, 60/55, а светит (!), как 120/110 Вт. Вобщем, как по сути светит любой из приобретенных нами образцов, можно узреть в таблице, где приведены и требования эталона.
Есть, естественно, и у именитых производителей голубые лампы, способные уложиться в строгие требования, но не стоит мыслить, что дорогу в голубом свете будет видно лучше. Быстрее напротив, так как человечий глаз с наименьшей охотой принимает то, что смещено в голубую область диапазона.
Делайте выводы, господа!
1. "Осрам" (Osram)
С тусклой пробиркой.
Мощность / 60/55 Вт.
Стоимость / 85 руб.
Маркировка стопроцентно соответствует Правилам ЕЭК ООН № 38. Лампа с огромным припасом уложилась во все требования. Этот определенный эталон прошел бы и поболее строгие сертификационные тесты, где по ряду характеристик требования на 20% строже.
2. "Вестек" (Vestec)
С интерференционным покрытием пробирки.
Мощность / 60/55 (120/110) Вт.
Стоимость / 270-300 руб. за пару.
Этикетка желтоватого цвета.
Маркировка вызывает сомнения, так как содержит куски, издавна не используемые в современных изделиях. Отсутствует символ ультрафиолетовой защиты. Пожалуй, единственное из схожих друг на друга цветных изделий, более либо наименее приблизившееся к требованиям эталона. В режиме близкого света одна из пары таких ламп на 3-4% не дотянула до нормы по световому сгустку и на 8% ужаснее отработала в одной из точек при формировании светового потока. Правда, все это достигнуто после повторной установки - при очень допустимых 0,84 лк в центральной точке.
3. "Ксенон" (Xenon)
С пробиркой голубого цвета.
Мощность / 60/55 Вт.
Стоимость / 270-300 руб.
Надпись "Мейд in Korea".
Маркировка показывает на омологацию в Германии, но с этим же номером официального утверждения, что и у пары других голубых коллег. Похоже, производители всего этого добра оперируют данными в маркировке, не особо задумываясь над их смыслом. Знака ультрафиолетовой защиты нет. На этикетке много заманчивых надписей: лампа заполнена ксеноном (Xenon gas filler), революция в авто свете (Car lighting revolution). Меж тем отработало изделие плохо. Недобор по световому сгустку в режиме близкого света выше 30%, далекого - практически 40%: показатель - один из худших. Правда, после 2-ух установок отличия от требований эталона по главным показателям чуток превысили 20%.
4. "Ксенон" (Xenon)
С пробиркой голубого цвета.
Мощность / 60/55 Вт.
Стоимость / 270-300 руб.
Этикетка синего цвета. Надпись - "Мейд in Korea".
В отличие от собственной практически полной копии (см. эталон 3), изделие не имеет символов омологации на лампе. Все та же сладкая песня про ксенон и новейшую революцию, но чуток больше несуразиц. Так, на упаковку лампы ясно нанесено слово Eaglite, которое мы не смогли корректно перевести на российский, а вот на самой лампе выдавлено уже другое Eagleye - по-нашему вроде "Орлиный глаз". В общем, не то логотип, не то товарный символ, но кое-где написан с ошибкой. Недобор по световому сгустку 30-45%. Светораспределение с отклонением от требований эталона у одной из 2-ух ламп... до 3-х раз (!) - разумеется, после 2-ух установок. 2-ая лампа в паре лучше, но на нормальную тоже не тянет.
5. "Вестек" (Vestec)
С интерференционным покрытием пробирки.
Мощность / 60/55 (120/110) Вт.
Стоимость / 270-300 руб. за пару.
Этикетка зеленоватого цвета. Маркировка вызывает все те же сомнения, что у аналогов; знака ультрафиолетовой защиты нет.
М-да, чем далее в лес, тем больше дров. А начиналось все так отлично. Полностью сносный световой поток, уложившийся в требования при режиме близкого света. Вот только из-за криво расположенной нити накала одна из ламп в точке 75R (см. рис.) показала освещенность меньше нормы в 6,86 раза! И это за 300 рублей! Нужно ли гласить, что обе лампы в полтора раза посильнее слепят встречных и много слабее высококачественных ламп в режиме далекого света.
6. "Вестек" (Vestec)
С интерференционным покрытием пробирки.
Мощность / 60/55 (120/110) Вт.
Стоимость / 270-300 руб. за пару.
Этикетка голубого цвета.
Другой цвет этикетки не принес с собой удовлетворительной маркировки.
Третье изделие со похожими внешним обликом, этикеткой и качеством, если о таковом вообщем уместно гласить. Несоответствие ламп практически по всем испытанным характеристикам. Наибольшее отклонение - то же, что у предшествующего эталона - в 6,86 раза. Только сейчас "выдающийся" итог у обоих изделий в паре. Будем считать, что размещение "вестеков" по цветам - от отвратительного к очень нехорошему - случаем. Разумеется другое: общее низкое качество.
7. "Фениция" (Phoenicia)
С интерференционным покрытием пробирки.
Мощность / 60/55 Вт.
Стоимость / 55 руб.
Заглавие - громкое, а в остальном... Уже знакомые нам 30-40% недобора по световому сгустку и уникальное по собственной отвратительности светораспределение. Одна из "фениций" установила абсолютный рекорд за всегда испытаний нами разных ламп - в точке 75R она выдала 1,1 лк (!) при допустимых для серийной продукции более 9,6 и норме для качественной лампы - 12 лк. Ну и в точке 50R поделка показала 1,3 лк заместо тех же 9,6. Итого практически девятикратный недобор в одной точке и поболее чем семикратный в другой. Супер.
8. "Вестек" (Vestec)
С интерференционным покрытием пробирки.
Мощность / 60/55 Вт.
Стоимость / 270-300 руб. за пару.
Этикетка белоснежного цвета.
Ба, старенькые знакомые. Хоть предшествующее изделие и установило абсолютный рекорд по вредительству, 4-ого представителя славной семьи "вестеков" мы оценили еще ниже. Его результаты только немногим уступают достижению горе-рекордсмена, но они практически схожи у обеих ламп в паре. Другими словами, если у "фениций" одна лампа рекордсмен и еще одна просто мерзость, то у этих "вестеков" - оба представителя борются за рекордно нехорошие результаты. А командные заслуги всегда были в почете. В общем, так плохо делать лампы даже на теоретическом уровне трудно. Может, это спецзаказ для странноватых российских?