ЗА КАДРОМ
ЗА КАДРОМ
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/МОТОР!
ЗА КАДРОМ
РАСКРОЕМ
Некие
Потаенны
МИРА
КИНО:
НАШИ
ГЕРОИ -
КАСКАДЕРЫ
И ИХ
ТЕХНИКА
ТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ
ФОТО / СЕРГЕЙ ВОРОБЬЕВ, АССОЦИАЦИЯ КАСКАДЕРОВ Рф
ЗИС в кинофильме Эльдара Рязанова "Старенькые клячи" не только лишь плавал, но погружался под воду и даже всплывал. Для выполнения этих маневров к днищу укрепляли особый надувной матрас. Когда из него откачивали воздух, автомобиль шел ко дну, поточнее, опускался на особый понтон, установленный на глубине нескольких метров. По водяной поверхности ЗИС (названный, кстати, "Рязановцем") двигался не ужаснее, чем по суше, и с фуррором мог дать фору многим судам. Спасибо 55-сильныму мотору "Джонсон" да двум самодельным килям, которые позволяли уверенно держать равновесие. В последующей сцене этот ЗИС из парохода одномоментно перевоплощается в поезд метро, а капитан-водитель становится машинистом. Разгоняться и тормозить машине помогали собственные колеса, а четыре дополнительных от вагонетки верно направляли его по рельсам.
Этот автомобильчик - по сути пустотелый макет, игравший в кинофильме "Китайский сервиз". Его ожидала судьба детской игрушки: сделали и сразу сломали. Хлоп! Особые устройства сразу отстрелили все четыре колеса, и автомобиль с откидным верхом беспомощно плюхнулся на пузо. Любопытно, что ощущал в этот момент пассажир?
А сейчас "Горбатый"! "Запорожец", выполняющий прыжок через костер, снаружи ничем не отличался от собственных братьев. Перед трюком в кузове кропотливо заделали все отверстия и трещинки, чтоб пламя не просочилось вовнутрь. От каскадера же требовалось стремительно пересечь линию огня.
Патрульная машина, павшая в неравной схватке с правонарушителем, - "шестерку" практически порвало на кусочки. По сюжету кинофильма это последствия взрыва. В действительности же пришлось кропотливо рассчитывать, где и какой силовой элемент подпилить, чтоб из автомобиля вышла загаданная постановщиком кучка кузовных деталей.
Кстати, каскадеры особо серьезно просчитывают прыжки и перевороты. Обычно эти трюки совершают на особых трамплинах, где автомобилю задается подходящая линия движения полета. Нередко употребляют естественные препятствия (бордюры, камешки), время от времени "химичат" с самим автомобилем: грузовику привязывают груз на крыше, смещая центр масс; на легковых автомобилях увеличивают диски - с ними легче зацепиться за асфальт. На льду, чтоб перевернувшаяся машина не просто скользила, а крутилась, к крыше прикрепляют шипы.
Этих "актеров" приглашают, когда бессильны даже каскадеры. Конкретно их вы видите в машинах, падающих в пропасть либо бьющих друг дружку на большой скорости. Такая у их работа.
В картине Аллы Суриковой "Желаю в кутузку" один из основных героев - ярко-желтый "Запорожец". По кинофильму талант его настолько многогранен, что на съемках потребовалось четыре (!) дублера. Каждый специализировался на кое-чем собственном. На нижних фото - водоплавающий. Под капотом установлен мотор "Вихрь", позаимствованный у списанного катера. Держаться земноводному на плаву помогали брусочки пенопласта и надувная подушка. Представляете лица обитателей, случаем выглянувших этим днем из окон близлежащих домов?!
Очередной желтоватый "близняшка", снабженный массивным мотором и дугами безопасности... обгонял "Mercedes". Даже вертолет съемочной группы с трудом поспевал за шустрым "Запорожцем"! 3-ий играл прирожденного лыжника. Правда, покорял он заснеженное поле верхом на снегоходе.
"Форду" уготовили грустную судьбу - погибнуть в столбе пламени. К тому же режиссер желал, чтоб "из автомобиля вылетала душа". Таковую пиротехники сделали при помощи... денатурата.
В РОЛЯХ / "РЯЗАНОВЕЦ" - ЗИС-101, "ГОРБАТЫЙ" - ЗАЗ-965, ПАТРУЛЬНАЯ МАШИНА - VAZ 2106, "ЗАПОРОЖЕЦ" - ZAZ 968М
ПОДГОТОВКА АВТОМОБИЛЕЙ / АЛЕКСЕЙ ВОЙТКОВ,
АЛЕКСЕЙ СЕССИН, ВАДИМ ТРОСТЯНСКИЙ,
СЕРГЕЙ ЗОТКИН, ЮРИЙ БАРИНОВ,
СЕРГЕЙ ГУЩИН