ЗАМОРОЖЕННЫЕ РУБЛИ
ЗАМОРОЖЕННЫЕ РУБЛИ
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/КАЛЬКУЛЯТОР
ЗАМОРОЖЕННЫЕ РУБЛИ
ПОЧЕМ АВТОМОБИЛЬ ЗИМОЙ?
ТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ
прохладном пуске, соленых дорогах, заснеженных дворах у водителей две точки зрения. 1-ая - машина должна ездить круглый год; 2-ая - не стоит подвергать ее дополнительным испытаниям. Что принуждает одних на время покидать ряды автомобилистов, а других, напротив, взваливать на себя дополнительные хлопоты, какую выгоду при всем этом преследуют те и другие?
Ответить на эти вопросы попробовал наш калькулятор. В прошедшем году в его поле зрения попали два водителя. 1-ый - инженер, с весны до озари ездит на автомобиле, а зимой становится пассажиром публичного транПодвескаа. Так резвее, а главное - жаль кузов, уж больно он мучается от соли. А машину приходится сберегать. Его сосед по гаражу, экономист, может позволить для себя меньше жалеть автомобиль, не говоря уже о том, что добираться до работы автобусом и на метро ему не очень комфортно. Каждый денек - и в жару, и в холод он на собственных колесах.
Горячие месяцы уже пропархали, наступил...
ОКТЯБРЬ
Расчетливый экономист заблаговременно подготовился к холодам. Начал с того, что проверил подвеску и управляющее, избавил течи, поменял подозрительные мелочи и узлы (подробнее в ЗР, 2000, № 10). В общем, провел ревизию машины. На подготовительный ремонт ушло 200 рублей. В наиблежайшие несколько месяцев не придется ничего чинить... на всякий случай постучим по дереву - неожиданные расходы поджидают автомобилиста на каждом шагу (ЗР, 2001, № 8).
Подготовка к смене сезонов на этом не кончилась. Осмотру подверглась древняя зимняя "резина", после этого экономист поехал на рынок. Набор очень износился, а гнутые диски умеренно покрылись рыжеватым налетом. Впереди еще покупка канистры незамерзающей воды, а то по утрам вода в омывателе застывает.
У инженера свои заботы. Машину на мойку, просушить - и в гараж. По пути нужно заскочить на АЗС и залить полный бак: бензин защитит его от ржавчины. Время от времени придется запускать мотор для подзарядки аккума. Небезопасных сколов, царапин, ржавчины владелец на кузове не отыскал, означает, об остальном можно запамятовать до весны. Отлично, заморочек с укрытием нет - у нашего инженера сейчас свой гараж, за который он каждый месяц платит 80 рублей (ранее арендовал "зимовье"). Жилище окупается: под крышей машина заржавевает меньше, ну и дети с нее на санках не катаются.
Инженер запер гараж, смазал замки и... пошел брать проездной билет. Сейчас пять-шесть месяцев - радости публичного транПодвескаа.
Итак, наши герои открыли зимний сезон, и калькулятор уже внес в таблицу 2 расходы за 1-ый отчетный месяц. Если желаете приблизительно прикинуть свои растраты, обратитесь к таблице 1.
НОЯБРЬ
Главное - вступить в зиму, а там поглядим - утешает себя экономист, с трудом дотянув в октябре до заработной платы. В этом месяце залезать в долги не пришлось - поиздержался лишь на бензин, две канистры незамерзающей воды и заплатил за гараж. Хотя из-за слякотной погоды пришлось несколько раз загонять автомобиль на мойку.
Его сосед, предпочитающий зимой публичный транПодвеска, выложил намного меньше. Да и эти расходы все равно заносим в таблицу. В один прекрасный момент ему пришлось-таки обратиться к экономисту за помощью - необходимо было повстречать на вокзале знакомого с томными тюками, а так бы в графе расходов инженера появились издержки на такси.
ДЕКАБРЬ
Снега перед гаражами навалило - ни пройти, ни проехать. Инженер, решивший проведать собственный автомобиль, увидел, что сугробы от примыкающих ворот перешли к нему... Вечерком переговорил с экономистом, и на последующий денек оба направились в "Хозяйственный" за лопатами и ломами, чтоб расчистить оба выезда. Другие издержки этого месяца ничем не отличались от ноябрьских: пешеход разорился на проездной, автомобилист - на бензин, мойку, незамерзающую жидкость и оба - на "крышу" для машины.
ЯНВАРЬ
Затянувшиеся празднички сказались на расходе горючего. Покоритель зимних дорог издержал на 300 рублей меньше обыденного. А вот публичный транПодвеска инженеру никаких скидок не предоставил. В этом месяце морозоустойчивый шофер минимизировал также издержки на незамерзающую жидкость и мойки, хотя экономии и не вышло - в последние выходные он планово заехал на сервис (на свирепом морозе самому копаться в машине неохота), чтоб поменять масло и фильтры, - и крупно потратился.
ФЕВРАЛЬ
На дорогах чавкала снежная каша, машина стремительно покрывалась белоснежным налетом. Хоть и ездил экономист малость (месяц-то маленький), но на мойку пришлось заглядывать два раза и жидкость повсевременно доливать. Еще более злился на погоду инженер: в оттепель, когда торопился на автобус, провалился в глубокую соленую лужу и иПодвескаил новые башмаки. Их цена в таблицу включать не будем, а вот проездной билет учтем.
МАРТ
Через пару недель дороги готовы к приему очнувшихся от зимней спячки автомобилистов. Но до первого выезда инженеру еще нужно обновить масло и фильтры (он проходит ТО каждый год после зимней стоянки), придирчиво оглядеть автомобиль. Там резинка рассохлась, здесь цилиндр сцепления подтекает - все просит внимания. Хорошо, пока отложим, а на данный момент - на заправку: полбака востребовали каждомесячные зимние прогревы.
В этом месяце экономист в первый раз издержал меньше инженера. Незамерзающая жидкость у него осталась еще с февраля, плановое ТО прошел не так издавна. Машину в мойку загонял один только раз, чтоб сбить с кузова остатки вредной соли. Вот лишь на бензин средств ушло в два раза больше (сосед в 1-ые полмесяца вообщем не выезжал из гаража).
ЭКОНОМИЯ И КОМФОРТ
Как потеплело, соседи занялись ремонтом. У каждого по мелочам что-то накопилось. Морок и трат у экономиста, понятное дело, побольше - его автомобиль не только лишь стоял, да и ездил... Кузов автомобиля, переждавшего грозное время в гараже, смотрится хорошо, а машина экономиста после очередной зимы зацвела - солевые ванны не прошли безо всяких следов. Означает, к затратам, которые подсчитал калькулятор, прибавятся еще расходы на маленький кузовной ремонт. Что поделаешь, плата за комфорт - за возможность придти на работу в незапятнанных башмаках, не зябнуть на остановке, повстречать друга в аэропорту и т. д.
Только не нужно мыслить, что автомобиль без движения не просит никаких издержек. Машина инженера, не проехав ни километра, выпросила у него за зиму (исключаем издержки на публичный транПодвеска) 1900 рублей. Это плата только за право считать себя владельцем автомобиля. А вот чтоб ездить, да еще с комфортом, необходимы дополнительные расходы... Каковой их размер, таким будет и комфорт.