ОТЗОВИ ТЫ ЕЕ, ОТЗОВИ .
ОТЗОВИ ТЫ ЕЕ, ОТЗОВИ...
ЭКОНОМИКА
Лицом к клиенту
ОТЗОВИ ТЫ ЕЕ, ОТЗОВИ...
Много раз в году СМИ распространяют на весь мир сообщения: та либо другая популярная компания заявляет "рекол" - отзыв.
Это в порядке вещей.
Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ
Германец СПОКОЕН
Что русский автомобилист знает о безопасности собственной машины? Практически ничего, если, естественно, не спец. Ну и для чего? За этим должны смотреть сами фабрики. В Европе, Америке и Стране восходящего солнца обладатель машины спокоен, так как уверен: фирмы-производители стоят на охране его (и, меж иным, собственных) интересов. Одна из принципиальных составляющих этой гарантии - отзыв партий автомобилей, если в их найден некий недостаток, влияющий на Законодательство.
Читает либо слышит какой-либо германец такие сообщения и заряжается спокойствием: компания "не спит"! Если что, и его автомобиль тоже впору отзовут, безвозмездно поменяют деталь либо узел на более надежный.
Наш автовладелец в сути беззащитен. Машины, только-только сошедшие с сборочного потока, и те не в состоянии пройти инструментальный контроль (это не один раз испытано ЗР). В гарантийных сервисах - очереди. Откуда взяться доверию и спокойствию? Плюс полный информационный вакуум. 30 лет работает АвтоВАЗ - и что, за эти годы не найдено ни 1-го серийного недостатка, связанного с Законодательствою? Либо они совершенно малозначительны?.. ГАЗу - 70 лет. Тоже все совершенно?
УДАР ПОД ДЫХ
У меня нет задания вывести фабрики на чистую воду. Просто езжу на серпуховской "Оке", у которой течет салон, заедает подсос и не запираются стекла (при этом "оководы" из числа моих друзей и знакомых тоже мучаются от этих бед). Итак вот, хотелось бы знать, тревожит ли это завод, тем паче что другие недостатки могут быть связаны и с Законодательствою.
Рассылаю "вопросник" на ГАЗ, ВАЗ, ЗИЛ, КамАЗ и УАЗ: какие массовые недостатки вам приходилось устранять? Действует ли у вас система, предусматривающая "рекол" - общественный отзыв автомобилей? Ответов ожидал длительно... После 2-ух месяцев телефонного террора все таки достигнул - все письма с заводов лежат у меня на столе в редакции. Пройдемся по ним.
Пресс-секретарь ЗИЛа была откровенна и в телефонном разговоре произнесла: "Это удар под дых. Еще не время...". Центр публичных связей КамАЗа, воспользовавшись электрической почтой, сказал, что "после кропотливой проработки" решено на запрос редакции не отвечать - "очень мал опыт". ГАЗ и УАЗ тоже ответили. Директор по качеству ГАЗа Н. Паринос в первых же строчках заявил: "...хотелось бы отметить, что нормы и положения действующего закона "О защите прав потребителей" не предугадывают способности схожей процедуры (отзыва - ЗР)". (Специально для г-на Париноса мы приводим соответственный текст из закона в конце статьи.) Заместитель генерального директора по качеству УАЗа В. Павлов написал честно: "вербование сми для оповещения потребителей (об отзыве - ЗР) не проводилось. Хотя такая возможность дискуссировалась". Было обсуждение? Уже хорошо! АвтоВАЗ по электрической почте отрубил: "Считаем, что в сегодняшней ситуации при существующем складе ума русских людей открытый отзыв автомобилей будет иметь не маркетинговый, а антирекламный эффект".
Вопрос о массовых недостатках все вообщем попытались обойти. Больно щекотливая тема.
ГАЗ: "По сей день ситуации, когда появлялась необходимость в массовой подмене какого-нибудь узла либо Ремонт и эксплуатация, в ОАО "ГАЗ" не было... ОАО "ГАЗ" производило только профилактическую подмену отдельных узлов на ограниченных партиях автомобилей... Так, на первой партии вэдовых автомобилей семейства "Газель" была проведена подмена фронтальных ведущих мостов... При проверке возвращенных агрегатов в критериях завода догадки о наличии изъянов материала не подтвердились". Мол, никто не повинет... УАЗ в свою очередь уверенно декларировал, что "в протяжении собственной деятельности продукцию с недостатками массового нрава, связанными с Законодательствою, не выпускал". ВАЗ был лаконичен: недостатки - да, но не массовые.
Разработка ПОДВЕЛА
Ну как на делему глядят те, кто дает "добро" на выпуск новых моделей?
Б. Кисуленко, директор межотраслевого фонда "Сертификация автотранПодвескаа" (САТР-Фонд): "Рекол" - ребенок Америки. В США отзыв машин предусмотрен законодательно Актом о безопасности дорожного движения. В Европе отзыв - дело добровольческое и служит быстрее маркетинговым целям. У нас в Рф система сертификации в принципе должна исключать выпуск заводами автомобилей с конструктивными недостатками, влияющими на Законодательство. До того как выйти на рынок, наш завод должен получить "одобрение типа". Дефектную конструкцию никто не одобрит! То, с чем мы сталкиваемся, - это обычно технологические недостатки. Огрехи сборки, недочеты сырья и компонент".
Так. Означает, по части конструктивной безопасности вроде должен быть полный порядок. Меж тем часто встречающийся грех нашего автопрома как раз так именуемые технологические недостатки. Как насчет отзыва по этой причине? Вот что ответил ВАЗ: "На спецавтоцентры фирменной сети техобслуживания АО "АвтоВАЗ" направляются предписания. Согласно обозначенным в предписании номерам автомобилей, спецавтоцентры организуют при помощи ГИБДД поиск и отзыв малолитражек для устранения вероятного недостатка".
На УАЗе другой порядок. "Система контроля свойства построена таким макаром, что в случае появления способности пропуска автомобилей с недостатками партия автомобилей отсекается и проводится принудительная подмена узлов, деталей, как на заводе, так и у потребителей, бригадами профессионалов завода".
Постыдно Либо НЕТ?
ОТК "ловит" недостаток и "отсекает" партию машин, но снова же - кулуарно. Никто не выносит сор из избы. Все низводится до внутризаводских разборок. Эта закрытость из прошедших времен. Но жизнь-то поменялась. Публичность, открытость, прозрачность - обязательные атрибуты рыночной экономики. А мы все еще боимся! Совсем не постыдно открыто гласить о недочетах автомобилей. Напротив, это вызывает доверие покупателей к заводу, его руководителям. А вот прятать правду, изворачиваться, оставлять без внимания претензии потребителя - это наносит удар по престижу компании и марки и ранее либо позднее откликнется: люд начнет отворачиваться от этой продукции. Как наш автопром хочет соперничать на мировом рынке? ГАЗ заключает договоры в Латинской Америке и в Ираке, КамАЗ - в Иране, Пакистане и Сирии, ВАЗ - в Европе. Забугорный клиент очень придирчив и не прощает того, что прощают у нас.
И Очередное
Когда статья готовилась к печати, в Веб проникло сообщение: АвтоВАЗ секретно через ГИБДД разыскивает авто для диагностики и подмены деталей управляющего управления и ходовой части. Даже названы номера для запчастей и модели разыскиваемых машин: 2104 (с 0754692 по 0755623), 2105 (с 1865108 по 1865925), 2106 (с 4225807 по 4227594), 2107 (с 1307490-1309175), 21083 (с 0269605 по 0269942), 21093 (с 2698783 по 2700041), 21099 (с 2698508 по 2704231), 2110 (с 0201135 по 0204007), 2111 (с 0018306 по 0019196).
Так что как ни скрывай, все утаить нереально.
Откликались ИХ ВОЗВРАЩАЛИ НА Фабрики И ДИЛЕРАМ
1."Мерседесы" S-класса и купе CL, выпущенные с января по май 2000 года для устранения перегрева системы климат-контроля.
2. " Chevrolet Блейзер" и пикапы S-10 для подмены шаровых опор.
3. "Volvo S80" для подмены подушек безопасности.
4. " Audi ТТ" (около 42 000 машин в 1999 году) для оснащения задним спойлером и стабилизаторами поперечной стойкости, также более 900 тыс. автомобилей других моделей компании 1989-1993 гг. выпуска из-за случайного срабатывания надувных подушек безопасности.
5. "Фольксваген-Нью Битл" (8500 проданных в США автомобилей) для исправления конструктивных недочетов в системе проводки мотора.
6. 60 тыс. грузовиков и тягачей "Актрос" из-за вероятного недостатка тормозной системы.
7. Внедорожники "Mercedes" М-класса для проверки замков ремней на фронтальных сиденьях.
8. 600 " Мазда Трибьют" для устранения недостатка в управляющем управлении.
К сведению тех промышленных функционеров, которые позабыли о требованиях адресованных им законов.
"Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения либо транПодвескаировки продукта он причиняет либо может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель должен немедленно остановить его создание (реализацию) до устранения обстоятельств вреда, а в нужных случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя" (ст. 7 п. 5 закона "О защите прав потребителей").