Числа И ФАКТЫ
Числа И ФАКТЫ
ЭКОНОМИКА
Числа И ФАКТЫ
Материалы рубрики подготовили Владимир АРКУША, Лена ВАРШАВСКАЯ, Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ, Леонид САПОЖНИКОВ
АВТОПРОМ: ПОДЪЕМ - ОТНОСИТЕЛЕН
1-ое полугодие сегодняшнего года ознаменовалось ростом производства в русской авто индустрии. Всего выпущено 569 916 автомобилей, а это на 3,6% выше характеристик за тот же период 1998-го. Больше всего возрос выпуск грузовиков - на 14,3%. В главном, благодаря возвращению к жизни КамАЗа, который нарастил создание с 602 автомобилей (1-ое полугодие 1998-го) до 6014 (тот же период сегодняшнего), и пуску в серию газовского "Соболя" - их уже сделали выше 4 тыщ штук. Рост выпуска легковых автомобилей на этом фоне не настолько приметен - 1,2%.
Все это радостно, но оживление работы нашего автопрома относительно - 1998 год, с которым сейчас ассоциируют характеристики, был не наилучшим для отрасли. Выпуск грузовиков тогда, по сопоставлению с 1997 годом, уменьшился на 3%, а легковушек - на 15%! Самые большие утраты понес АвтоВАЗ: с 740 526 автомобилей, сошедших с сборочного потока в 1997 году, объемы его производства снизились до 594 522 автомобилей в 1998-м. Практически на 20%! Беды поняли и тогда русские автосборочные предприятия: калининградский "Автотор" понизил темпы сборки на 17,6%, ростовский "Донинвест" - на 37,7% по сопоставлению с 1997 годом.
Как смотрятся сегодняшние результаты, если их ассоциировать с более благополучными периодически? В первом полугодии 1997 года было выпущено 78 996 грузовых автомобилей, 459 522 легковых и 20 332 автобуса, а это меньше, чем в первом полугодии 1999-го. Казалось бы, фуррор налицо. Но если автопром в оставшиеся месяцы не нарастит создание, его характеристики, кроме выпуска грузовиков, будут не выше, чем в 1997 году. Тогда было произведено 148 155 грузовых машин, 983 989 - легковых и 45 892 автобуса.
Так что ликовать подъему автопрома следует, но осторожно. Тем паче, что летом произошел приметный спад продаж. В особенности возросли остатки нереализованных "москвичей" и ВАЗов. Самыми же "рыночными" машинами оказались "Ока" и "Волга" - посреди легковых, "Газель" и "Бычок" - посреди грузовиков.
ОБЪЕДИНЕНИЕ - НА ПОЛЬЗУ
Альянс 2-ух гигантов в первом полугодии сегодняшнего года развивался очень оживленно: оборот возрос на 10%, достигнув 74,6 миллиардов. долл., прибыль - на 11% и составила 5,5 миллиардов. долл. Таковой же рост прибыли (в процентах) получило отделение легковушек "Мерседес-Бенц"; прибыль от сбыта заморских моделей "Крайслер", "Плимут", "Додж" и "Внедорожник" возросла на 5%. За 6 месяцев текущего года их продано 1 685 000 шт., машин "Мерседес-Бенц" и "Смарт" - 519 000, при этом реализации европейских моделей в сумме возросли на 21% по сопоставлению с этим же периодом 1998-го. (Видимо, частично это разъясняется активным сбытом машин А-класса и "раскручиванием" микроавтомобиля "Смарт".) На 18% больше продано грузовиков "Мерседес-Бенц", "Фрейтлайнер", "Стерлинг", автобусов "Зетра" - всего 270 500.
Свойственны выражения сопрезидентов компании. Р. Итон: "Процесс объединения даже опережает график. К концу года мы реализуем интеграционный проект на 80%". Ю. Шремп: "Мы остаемся одной из самых выгодных авто компаний в мире".
Венгерская дочерняя компания японского производителя "Сузуки" прирастила собственный уставный капитал до 19,9 миллиардов. форинтов (235,85 форинта/бакс), но при всем этом толика венгерской стороны сократилась до 10%. В момент основания компании венграм принадлежало целых 40% акций.
Горючее ПОДОРОЖАЕТ Всюду. Европе угрожают суровые бензиновые проблемы. Причина - в новых экологических эталонах, принятых Евросоюзом. Чтоб обеспечить их соблюдение, нужно вложить в модернизацию европейской нефтепереработки около 20 миллиардов. баксов. Это неизбежно приведет к росту цен на горючее.
Авто узнаваемых компаний, собранные в Рф, априори приметно ужаснее забугорных аналогов - так считает 81% участников опроса, проведенного в Москве посреди 350 управляющих разных компаний. 40 два процента респондентов высказали также мировоззрение, что и престиж машин русской сборки будет ниже.
К ЦИВИЛИЗАЦИИ - ЗА 5-10 ЛЕТ
Наконец АвтоВАЗ решил найти требования к своим дочерним торговым компаниям и независящим дилерам. Они все должны отвечать одному эталону: типовые помещения, типовой интерьер, общие правила работы с клиентом... Каждый, кто захотит вести торговлю автомобилями из Тольятти, должен будет заключить с заводом дилерское соглашение и соблюдать его требования. Не достаточно того, завод возьмет под контроль прибыли дилеров и, если посчитает необходимым, станет ограничивать их до разумных пределов. Торговцу будет разрешено только увеличивать цена дополнительных услуг. Да и это еще не все. За каждым дилером подразумевается закрепить тот либо другой регион, что, заметим, практикуется практически всеми авто фирмами на Западе, и найти плановое количество продаж!
Так ВАЗ хочет поднять уровень собственной дилерской сети до глобальных эталонов. Меж иным, заявки на заключение дилерских соглашений уже подали 900 компаний, но "добро" из их получит менее половины. Не многим по силам будет торговать в рассрочку, производить лизинг, зачет старенькых автомобилей при покупке новых... Правда, на эти нововведения ВАЗ отводит 5-10 лет. Так что у желающих вести торговлю цивилизованно есть еще время...
НА ЧЕМ ЕЗДИТЬ АДМИНИСТРАЦИИ?
Управделами Президента хочет закупать 150-200 автомобилей БМВ в год у калининградского сборочного предприятия "Автотор". Энциклопедия грузовых автомобилей на 1-ые 120 БМВ пятой серии уже перечислены: 30 тыщ баксов за автомобиль - на 15 тыщ меньше, чем в свободной продаже. Русские БМВ, по словам управделами Павла Бородина, прибыльнее, чем "волги". Из 900 "волг", что управление закупает раз в год, "половину сходу ставим под забор, а вторую половину - чуток позднее", - пожаловался президентский "завхоз". Любопытно, на какую марку поставит новый управделами после президентских выборов?
Президент ГАЗа Вламир Пугин и глава чешской компании "Брано" (наикрупнейшго производителя авто девайсов) Павел Юржичек подписали учредительные документы о разработке СП. Новое предприятие организуется на базе завода "Агат" (город Кстово), его продукция - замки для авто дверей. В перспективе партнеры хотят выпускать также дверные уплотнители.
ЗАПАД Посодействовал Опять. Правительство РФ утвердило соглашение с Мировым банком о займе в 400 млн. баксов на финансирование ремонта и содержания дорог. Триста 40 5 миллионов из этих средств создано для магистралей федерального значения, а 55 млн. - для сети дорог и мостов Красноярского и Хабаровского краев.
БЕНЗИНОВЫЕ ИГРЫ ПО-КИЕВСКИ
После необычного скачка цен горючего (ЗР, 1999, № 9) Генеральная прокуратура Украины решила отыскать виноватых. И, естественно, отыскала: на такой-то АЗС припрятали столько-то тонн, на таком-то складе - столько-то... Против злодеев возбудили 58 уголовных дел. Но бензин почему-либо не торопился дешеветь: месяц спустя после начала кризиса средняя стоимость "95-го" составляла в пересчете 16 русских рублей за литр, а в Крыму те же 16 руб. стоил "76-й". В Киеве последний вообщем навечно пропал - городская администрация постановила, что он должен стоить в розничной продаже не дороже 1,25 гривны (7 руб. 50 коп.). Напрасно экономисты пробовали втолковать "отцам городка": если б не волюнтаристские ограничения, "76-й" появился бы на всех заправках уже через пару дней, и стоимость сама пошла бы вниз из-за конкуренции после насыщения рынка... Так что, если уж находить виноватых, нельзя обойти чиновников старенькой выучки, умеющих только воспрещать и наказывать.
Четыреста троллейбусов в год планирует собирать, начиная с 2000 года, российско-чешское предприятие "Шкода-ВМЗ" в Вологодской области. СП выиграло тендер на поставку троллейбусов последнего поколения в Вологду и Величавый Новгород у единственного в Рф троллейбусного завода в Энгельсе (Саратовская область). Электронные машины закупят в счет кредита Глобального банка.
Незапятнанный ВОЗДУХ, МОСКВИЧИ!
В дальнейшем году весь городской транПодвеска столицы должен быть обустроен каталитическими нейтрализаторами. Наконец москвичи вздохнут свободней - столичные автобусы будут соответствовать европейским эконормам. Откуда средства на это? От фонда "Мосэкотранс", который "кормят" местные предприятия. У последних, согласно закону "О ставках и льготах по налогу на прибыль", есть выбор: заплатить налог в городской бюджет либо дать ту же сумму в фонд. Многие предпочтут последнее.