ЦИЛИНДР, КОТОРЫЙ Разорвался
ЦИЛИНДР, КОТОРЫЙ Разорвался
РЫНОК
ЭКСПЕРТИЗА
ЦИЛИНДР, КОТОРЫЙ Разорвался
Проверку фронтальных тормозных цилиндров для вазовской "классики" захотелось закончить в самом начале, объявив все обретенные изделия бракованными.
Миша КОЛОДОЧКИН
Судите сами. Приходите в магазин, платите за набор цилиндров от 160 до 320 рублей - как повезет - и получаете из подприлавочного места четыре вещицы непонятного вида. Ни для тебя упаковки, ни клейма с указанием предприятия-изготовителя, ни хотя бы ярлыка на веревочке... Задаешь доверчивые вопросы торговцам, а они, как понятно, ребята с юмором.
Смешнее всего стало, когда выяснилось, что подольские цилиндры изготовлены во Владимире, тольяттинские очень смахивают на орловские, а реутовские и московские на поверку оказались климовскими... Вобщем, специалисты тоже не убеждены до конца - где гарантия, что отливки корпусов с хитроумной символикой не похищены прямо из "литейки", чтоб потом обрести новое обличье в неведомом подвале? Полные данные о 6 комплектах цилиндров с указанием нашей версии их происхождения приведены в таблице.
Единственная четверка цилиндров, чья родословная не вызывала сомнения с самого начала, была на наших очах извлечена торговцем из большой коробки с надписью "Фенокс". Вот что означает заграница, пусть и белорусской закваски. Кстати, эти изделия оказались и самыми "упакованными" - в их имелись не только лишь штуцеры для прокачки тормозов, да и заглушки, препятствующие попаданию грязищи вовнутрь резьбовых соединений цилиндра. Не считая "Фенокса", штуцерами могли повытрепываться только № 3 и 4, а заглушек больше не оказалось ни у 1-го. Отметим, что все русские цилиндры оснащаются схожими манжетами, на белорусских - надписи покрупнее (фото).
Помянем недобрым словом бездействующий закон "О защите прав потребителей" и попробуем оценить качество того, что пришлось приобрести. Для начала, как обычно, малость теории.
В фронтальных тормозах "Жигулей" трудятся четыре схожих друг на друга (но невзаимозаменяемых!) цилиндра из дюралевого сплава (см. рис.), вставленные по два в пазы каждого из суппортов. Поршни цилиндров - железные, их трущиеся поверхности хромированы. Необходимое уплотнение поршня в цилиндре обеспечивает упругое кольцо из резины. Оно же при растормаживании помогает поршню возвратиться в начальное положение за счет сил упругой деформации. Полость цилиндра со стороны тормозной колодки защищена от попадания грязищи и воды манжетой.
Приступим к проверке - на этот раз она тройная.
Начнем с геометрии - косвенного показателя стабильности характеристик производства. Контрольным замерам были подвергнуты два размера - ширина выступа (в 2-ух точках по бокам) и расстояние "от выступа до выступа". Как досадно бы это не звучало, при ближнем рассмотрении все цилиндры оказались "кособокими" как "повдоль", так и "поперек". Обнаруженное несовершенство "фигуры" хоть и не окажет существенного воздействия на работу узла в целом, но принудит попотеть при его сборке. Вобщем, к этому нам не привыкать.
С плотностью цилиндры совладали на "отлично" - не подвел ни один. Осталось разобраться с их прочностью - согласно требованиям ГОСТ, давление разрушения должно составлять более 240 кгс/см2, что соответствует тройному номинальному давлению. Ну, держитесь!
При давлении 200 кгс/см2 один из цилиндров с символом владимирского ЗАО "АРТ" отдал приказ длительно жить (см. фото). Специалисты установили, что разрушение вышло вследствие производственного брака - в отливке имелась большая полость. Заметим, что дюралевый корпус стареет, а с годами схожий недостаток мог бы проявиться и при наименьшем давлении, к примеру, при критическом торможении... При 240 кгс/см2 "прохудился" один из "хамелеонов" - следующее вскрытие увидит в нем трещинку в зоне резинового уплотнения, спасшую цилиндр от полного разрушения. Другие изделия выдержали тесты с честью. Победителем в этой номинации стал белорусский "Фенокс" - единственный из участников, которого не смогли "сломить" даже 350 кгс/см2.
По окончании испытаний все цилиндры разобрали. Что ж, хромовое покрытие вправду есть, ну и чистота поверхности на высоте. Только у 1-го из подопытных, проходящего у нас под № 4, кто-то успел поколупать снутри отверткой...
Абсолютными фаворитами в троеборье признаны цилиндры из Белоруссии - чуть-чуть кривые, зато не подтекают и не взрываются. Другие же изделия, как известные, так и неопознанные, вызвали чувство раздражения - если даже опытные специалисты с трудом ориентируются в загадочных значках на корпусе, то что порекомендовать обычному обладателю "Жигулей"? И кому сетовать на цилиндр, который разорвался?
Манжеты русских цилиндров - с маленькими надписями, белорусских - с большими.
А снаружи все было нормально...
Цилиндр - это до боли просто...
Неплохой цилиндр лопается только при четырехкратном превышении номинального давления.