МУЛЫ ОТ ЛУАЗА
МУЛЫ ОТ ЛУАЗА
ЭКОНОМИКА
АВТОПРОМ
МУЛЫ ОТ ЛУАЗА
Отменная новость: "Красноватая книжка" им не угрожает.
Леонид САПОЖНИКОВ. Фото создателя
"Там, где пехота не пройдет и бронепоезд не промчится", - постоянно вспоминается мне, когда вижу ЛуАЗ. Как-то повстречал его в Польше на площадке автокомиссионки. "Рекомендую пану, - доверительно произнес владелец. - Виллисоватый украинский внедорожник!.."
У ЛуАЗов целый букет конструктивных особенностей, обеспечивающих феноменальную проходимость (высочайший клиренс, независящие подвески, понижающая передача и колесные редукторы, блокировка дифференциала заднего моста). Под стать собственному детине и Луцкий автозавод, упорно одолевающий болото безвыходных заморочек.
- 5-ый год друзья и недруги удивляются: "Как это вы еще живые?" - произнес мне директор Владимир Гунчик. - Ответ прост: мы очень твердо знаем свою нишу в мире автомобилей - дешевенький нетребовательный внедорожник. Умудрились сохранить конструкторские кадры и можем предложить покупателям ряд увлекательных модификаций, в том числе семейство 13021 с удлиненной на полуметра базой и увеличенной на 150 кг грузоподъемностью. А главное - имеем из Рф и Украины много заказов! Удовлетворить которые, как досадно бы это не звучало, не в состоянии...
Безденежье, парализовавшее работу большинства украинских компаний, для ЛуАЗа не единственная неувязка. Завод и с средствами тормознул бы: ведь монопольный поставщик силовых агрегатов - Мелитопольский моторный - сам уже не подавал признаков жизни. Но в один прекрасный момент Гунчику проявили немецкую маркетинговую листовку: "Вы охотник, лесник либо крестьянин? Вам необходимо ездить в всякую погоду и в хоть какое время года по полям, лесам и лугам? Тогда вам нужен юркий, неприхотливый, крепкий мул от ЛуАЗа!".
Розыгрыш? Оказалось - нет! Одна западногерманская компания купила в Польше 60 луцких машин, выкинула мелитопольские движки и установила взамен дизель "Пежо". Об этих "мулах" и говорилось в листовке. Она подтолкнула директора и его команду к поиску других моторов.
Движок "Пежо" очень приглянулся, но был очевидно не по кармашку. Отыскали в Италии фирму "Ломбардини" (не путать с "Ламборгини"!), 37-сильный дизелек которой подходил по всем статьям. Кстати, его можно было созидать в Москве на МИМС-99 в мотоотсеке автомобиля "Форос" ЛуАЗ-1302-05.
Сегодня у завода хороший выбор движков. Можно рассчитывать на "Мицубиси" и "Опель" (с этими фирмами, по выражению Гунчика, "проклюнулись" отличные контакты). В амфибии "Геолог" установлен харьковский дизель завода имени Малышева. А машины, которые будут продаваться в Рф, завод желал бы комплектовать русскими моторами - а именно, барнаульским дизелем.
Кстати, о стоимости: ЛуАЗы с 50-сильным мелитопольским МеМЗ-245 должны стоить, по оценке производителя, не дороже 2500 у.е.
- Наша родина велика, и завоевывать ее необходимо равномерно, - произнес Гунчик.
На заводе, который в 1998 году выпустил 6 автомобилей (не считая собранных подмосковной компанией "Валетта"), это прозвучало очень очень. Но директор знает, что гласит. Уже сейчас в его ранце лежат заявки россиян на 5 тыщ машин. И это - при отсутствии дилерской сети, распавшейся сначала 90-х.
- Сеть, - продолжал директор, - скоро возродим. Сначала в Подмосковье и Нечерноземье. Потом в Волго-Вятском регионе - с радиусом деяния до Урала. А еще на Алтае и Северном Кавказе. Начнем с реализации запчастей - ведь по нашим данным, в Рф на данный момент более 100 тыщ ЛуАЗов. Мы уже поставляем запчасти неким русским торговым фирмам.
- Ну, а когда в продаже появятся авто?
Мой вопрос вынудил директора возвратиться с бескрайних русских пространств на землю Западной Украины.
- Мы боимся подписывать договоры, - вздохнул он, - пока не будет коробки.
Оказывается, Мелитопольский моторный закончил создание луазовских коробок передач. Выпуск модернизированных коробок освоил Львовский завод гидромеханических передач. И они вот-вот пошли бы в серию... "якбы булы гроши", которых сейчас нет ни в Луцке, ни во Львове.
Ну, вот мы и возвратились к дилемме безденежья, с которой начали разговор. Круг замкнулся? Как же с завоеванием Рф, Владимир Петрович? И здесь Гунчик выложил главный козырь. Акции ЛуАЗа, принадлежащие государству (а их 81%), выставлены на продажу. Условие конкурса - приобретение всего пакета одним инвестором.
- Так как наши партнеры, - объяснил директор, - желают работать с собственником и не ощущать за плечом дыхание еще кого-либо...
Реальный кандидат в инвесторы уже есть. Именовать его директор пока не желает. Но Луцк - маленький город, и мне удалось выяснить, что идет речь об украинской компании, содействующей с именитыми автоконцернами - от БМВ с "Ленд-Ровером" до "Сузуки". Инвестор, по условиям конкурса, должен будет погасить долги завода (около 4,5 млн. долл.) и вложить в создание и его развитие 30 млн. Если вспомнить, что футбольный клуб "Милан" выложил не так давно за Андрея Шевченко из киевского "Динамо" 25 миллионов, размер инвестиций кажется умеренным. Но на заводе подсчитали: этой суммы довольно, чтоб выкарабкаться из болота на жесткий сберегал и довести выпуск автомобилей в 2002 году до 25 000 (в 1990-м, рекордном, сделали 16 500).
- Приезжайте к нам на Денек машиностроителя, - произнес на прощание директор, - и узнаете анонсы. Надеюсь, приятные.
- На какой - украинский либо русский?
Гунчик посмотрел на меня с укоризной:
– Денек машиностроителя у нас один...
Амфибия "Геолог" ЛуАЗ-1901. Плавает медлительно (5 км/ч), но уверенно.
Микрогрузовик ЛуАЗ-13021. Колесная база, как и у всех автомобилей этого семейства, увеличена на 500 мм по сопоставлению с ЛуАЗ-1302, а грузоподъемность - на 150 кг. Все три борта платформы откидные.
ЛуАЗ-13021-04. Сотворен для мобильных ремонтных бригад на обслуживании ЛЭП и трубопроводов. В сдвоенной кабине четыре места, на укороченной платформе можно перевозить до 250 кг.
ЛуАЗ-13021-07. Фургон из стеклопластика с железной задней дверцей.
ЛуАЗ-13021-08. Автомобиль для обслуживания сельских фельдшерских пт и доставки людей в поликлинику. Верх из стеклопластика. Для комфортного размещения носилок задняя часть кузова удлинена более чем на 600 мм, в связи с чем возрос задний свес. Кузов имеет четыре двери: одну слева, две справа и заднюю.