КАКИМ БАНКАМ ДОВЕРЯТЬ
КАКИМ БАНКАМ ДОВЕРЯТЬ
РЫНОК
/ЭКСПЕРТИЗА
КАКИМ БАНКАМ ДОВЕРЯТЬ
В первый раз! ПРОВЕРЯЕМ 40 БАТАРЕЙ НА 55 А Ч
"Трактовка опыта - это дело вкуса".
Петр Капица
ТЕКСТ / Миша КОЛОДОЧКИН, ВАДИМ КРЮЧКОВ
Авто батареи - это как воспитание чужих малышей: каждый мнит себя знатоком и спецом. Даже самый отдаленный от техники автолюбитель отлично знает, что кое-где под капотом (а может быть, и не там) скрывается такая большая томная коробка - основная деталь в электрическом оборудовании. И уж если она закапризничает... нет, не нужно.
Экспертиза двухгодовой давности (ЗР, 2000, № 10) запомнилась многим очень внезапным выводом: возможность приобрести неважную либо даже откровенно нехорошую батарею была куда выше, чем неплохую, не говоря об хорошей. Как обстоят дела сейчас? Открываешь рекламу новейшей батареи, а там емкость в каких-либо новых единицах указана: А/ч. Что ж, давайте разберемся снова.
КОНТРОЛЬНАЯ ЗАКУПКА
Начнем с принципного отличия этой экспертизы от предшествующей - каждый брэнд сейчас представлен не одним изделием, а 2-мя. При всем этом один аккумулятор нам добровольно передавала на тесты любая из компаний, а 2-ой, вточности такой же, мы брали сами в торговой сети. Это исключало всякую возможность напороться на подделку либо залежалый продукт - не будет же компания сама для себя вредить. В то же время опыт предшествующей экспертизы показал кое-что еще - все производители, недовольные размещенными плодами, присылали для повторных замеров изделия такового высочайшего свойства, что невольно вкрадывалось подозрение - а серийная ли это батарея? Чтоб снять такового рода сомнения, как раз и нужен 2-ой аккумулятор: любопытно же сопоставить "царевича" и "нищего"...
УГОЛОК МЕТРОЛОГА
Главные документы, согласно которым шло тестирование, - эталон DIN EN 60095-1, ГОСТ 959-91, эталон ГОСТ 959, также сопроводительные материалы на переданные и проданные нам батареи. Тесты содержали в себе наружный осмотр, контроль массогабаритных черт, определение запасной емкости, снятие черт стартерного разряда, тесты током прохладной прокрутки, также проверку узлов пайки и токоведущих деталей.
Если строго следовать буковке закона, то к испытаниям могут быть допущены эталоны со сроком менее 30 суток после заполнения электролитом и формования пластинок. Не считая того, до тестирования батареи должны быть стопроцентно заряжены. Так оно так, только мы решили от этих канонов чуть-чуть отступить...
Для чего? Мы не ставим задачку дублировать Госстандарт, у нас свои интересы и основной из их - осознать, в каком состоянии батарея попадает к потребителю. И еще. Хотя половина батарей и поступила конкретно от компаний, где все-же гарантия, что обозначенный срок в точности соответствует правилам?
Действовали мы так: все тесты - строго по стандартным методикам, но первую проверку запасной емкости проводим безо всякой подготовки: что получится, то получится. То же и в отношении 30 суток - рядовой потребитель приобретает батарею, которую вправе сходу ставить на автомобиль и воспользоваться ей на всю катушку. Вот и поглядим, получится ли это?
Последовательность электронных испытаний такая. Батареи инспектируют на запасную емкость впервой, потом заряжают. После чего оценивают ток прохладной прокрутки и вновь заряжают. Потом следуют 2-ой застыл запасной емкости, еще одна зарядка и застыл стартерных черт. Последующий шаг - новенькая зарядка, третье измерение запасной емкости, потом - последняя зарядка и оканчивающий застыл стартерных черт. Заключительное электронное испытание - проверка узлов пайки и токоведущих деталей при токе 495 А. Уфф... Конкретно таковой порядок советуют действующие эталоны.
И еще чуть-чуть "алаверды"... При проверке током прохладной прокрутки батареи попадают в неравные условия - один производитель заявляет ток в 600 А, другой наслаждается минимумом в 420 А, 3-ий вообщем не показывает величины этого тока и тоже испытывается "по минимуму". Очень любопытно, но как сопоставить один эталон с другим? Для этого решили при втором и 3-ем измерении стартерных возможностей батарей дать им однообразные токи разряда - по 255 А.
НАЧНЕМ, ПОЖАЛУЙ...
40 испытываемых батарей - по две каждого брэнда - представляют собой три различные группы необслуживаемых аккумов. 1-ая (фото 1 и 2) - батареи с герметично заделанной крышкой: доступа вовнутрь нет в принципе. 2-ая группа (фото 3-7) с наклейкой на крышке - под ней размещены заливные отверстия. 3-я (фото 8-20) имеет доступ ко всем секциям аккумов.
При проверке массогабаритных черт выяснилось, что разница меж самой легкой и самой тяжеленной батареями составила три с излишним килограмма! Самой легкой оказалась "Топла" (13,6 кг), а самой тяжеленной - "Востсибаккумулятор" (16,77 кг). Интересно, что если самыми "схожими" стали батареи "Пилот", то "Инджи Аку" разошлись вместе на 1,25 кг.
Проверка батарей на невыливаемость электролита прошла удачно для всех. Наш ГОСТ просит наклона на 45 градусов в течение 5 мин, а EN - 55 градусов, но в течение всего только 3-х секунд.
Запасная емкость в состоянии поставки имеет большой разброс - от 41 мин для "Катода" до 95мин у "Хоппеке". Низкое значение этого параметра гласит о продолжительном отсутствии подзаряда при хранении. К третьему замеру запасная емкость всех батарей возросла - рубежа 104 мин достигнули тюменская батарея и корейский "Пауэр".
Проверку током прохладной прокрутки лучше всех прошла батарея "Престолайт формула Эс30" - при большом заявленном токе в 600 А она показала наилучший итог по напряжению - 8,3 В заместо допустимых 7,5! Не считая нее в "отличники" попали "Пауэр Интернэшнл", "Титан" и "Медалист". На этом шаге чуть-чуть не подфартило батареям "Инджи Аку" и ЗИД. 2-ой шаг стартерных замеров вновь выиграла "формула", за ней финишировали "Титан", "Тюменские батареи", "Медалист", "Пауэр Интернэшнл" и еще несколько батарей. В отстающие же тут попали "Инджи Аку". 3-ий шаг вновь выиграла "формула Эс30" - малость отстали от нее другие фавориты: "Пауэр Интернэшнл", "Титан", "Медалист" и "Топла".
Проверка узлов пайки и токоведущих деталей, проводимая при токе 495 А, никаких нарушений не выявила.
Фавориты И Фавориты
В номинации "Гербалайф" - за минимум веса при максимуме способностей - "Топла", "Титан", "Хоппэнерджи".
В номинации "Наилучший крутильщик" - "Престолайт формула Эс30", "Пауэр Интернэшнл", "Медалист".
В номинации "Наилучший резервист" - за наилучшую запасную емкость - "Хоппеке" и "Престолайт формула Эс30" (наилучшее состояние поставки), также "Тюменские батареи" и "Пауэр Интернэшнл" (наилучшие характеристики по результатам 3-х циклов).
В номинации "Тандем" - за наибольшее совпадение черт обеих батарей - "Медалист", "Престолайт формула Эс30", "Пилот".
В номинации "Стоимость/качество" - "Медалист", "Титан", "Тюменские батареи".
В номинации "Абсолютное первенство" - "Престолайт формула Эс30", "Пауэр Интернэшнл", "Титан", "Медалист", "Тюменские батареи" и "Топла".
Хоть какой,
Только бы Свежайший
А сейчас подведем итоги. Видите ли, в нашем аккумуляторном царстве обозначились перемены к наилучшему. Все современные необслуживаемые батареи, участвовавшие в испытаниях, признаны кондиционными. Откровенных провалов нет: одна модель чуток лучше, другая чуток ужаснее, но всякую, прямо из магазина, можно смело ставить на автомобиль без каких-то предварительных операций.
Веселит и то, что нет огромного разброса характеристик у изделий из "первых рук" и покупных. А это означает: все компании предоставили товарную продукцию, а не выставочные эталоны, ну и торговля сегодня предлагает покупателям полностью исправный продукт от производителя.
ПОЯСНЕНИЯ К ПИКТОГРАММАМ
- заявленный ток разряда при минус 18°С, А
- масса, кг
- запасная емкость, мин (три замера)
- стартерные свойства по EN (проверка током прохладной прокрутки) - 1-ое испытание
- стартерные свойства по ГОСТ при втором испытании
- стартерные свойства по ГОСТ при 3-ем испытании.
Результаты через дробь относятся к первой и 2-ой батареям из каждой пары.
Цветом выделены характеристики, не надлежащие нормативам.
Фото 1
Заявленная MEDALIST
торговая (Медалист),
марка Южная Корея
Компания, ООО
предоста- "Компания Шанс +",
вившая
изделие Москва
Ориентиро- 940 руб.
вочная стоимость
- 430EN, 255DIN
- 15,14/15,17
- 81-92-103/78-92-102
- 8,1 В - 142 с/
8,1 В - 146 с
- 9,2 В - 2,68 мин/
9,3 В - 2,76 мин
- 9,5 В - 2,9 мин/
9,6 В - 2,91 мин
У обеих батарей фактически однообразная масса - далековато не все могут этим повытрепываться. Очень высочайшая запасная емкость - как в состоянии поставки, так и после 3-х испытаний. Красивые характеристики по итогам проверки током прохладной прокрутки согласно EN и очень уверенное превышение соответственных требований ГОСТ. Не считая того, отметим, что такие батареи очень стремительно принимают заряд.
Фото 2
Заявленная BOSCH SILVER
торговая (Бош Сильвер),
марка Испания
Компания, ТОО
предоста- "Роберт Бош",
вившая
изделие Москва
Ориентиро- 1405 руб.
вочная стоимость
- 420EN
- 15,68/15,0
- 71-85-92/76-81-90
- 7,8 В - 133 с/
7,9 В - 145 с
- 9,2 В - 2,17 мин/
9,3 В - 2,47 мин
- 9,2 В - 2,6 мин/
9,3 В - 2,7 мин
В общем-то, хорошо, хотя звезд с неба именитые батареи на этот раз не хватали. Изумил разброс по массе - что же это все-таки за 680 г различия? На втором испытании стартерных черт "боши" чуть-чуть споткнулись, но к третьему выдали нужные вольты и минутки.
Фото 3
Заявленная PRESTOLITE
торговая FORMULA S30
марка (Престолайт
формула Эс30),
ООО "Электро-
заряд", Щелково,
Наша родина
Компания, ООО
предоста- "ПКФ
вившая "Транссервис",
изделие Москва
Ориентиро- 1635 руб.
вочная стоимость
- 600EN, 380NE
- 16,0/15,77
- 94-101-103/90-98-101
- 8,2 В - 135 с/
8,3 В - 143 с
- 9,8 В - 3,73 мин/
9,9 В - 3,2 мин
- 10 В - 3,8 мин/
10 В - 3,65 мин
Очень отменная запасная емкость. Наилучшие результаты проверки током прохладной прокрутки: 8,3 В - рекорд соревнований, а 2-ая батарея отстала всего на "десяточку". Направьте внимание - это при заявленном токе 600 А! При втором измерении стартерных черт опять рекорд - 9,9 В и 3,2 мин, при этом "подружка" показала практически такие же результаты. Третье испытание - и опять лучше всех: дважды по 10 вольт при отличном времени.
Фото 4
Заявленная TUDOR
торговая (ТЮДОР),
марка Испания
Компания, ООО
предоста- "АКБопторг",
вившая
изделие Москва
Ориентиро- 1020 руб.
вочная стоимость
- 470EN
- 14,18/14,35
- 85-93-100/74-81-96
- 7,6 В - 123 с/
7,9 В - 149 с
- 9,2 В - 2,63 мин/
9,2 В - 2,66 мин
- 9,3 В - 2,83 мин/
9,3 В - 2,81 мин
В фавориты батареи не выбились, но проявили себя более чем достойно - эталоны соблюдены и даже превышены.
Фото 5
Заявленная HOPPECKE
торговая duplex plus
марка (Хоппеке дуплекс
плюс), Германия
Компания, Компания
предоста- "Автоюнион",
вившая
изделие Москва
Ориентиро- 1600 руб.
вочная стоимость
- 420EN
- 14,9/14,96
- 81-93-101/95-98-102
- 7,9 В - 138 с/
7,8 В - 138 с
- 9,2 В - 2,8 мин/
9,1 В - 2,15 мин
- 9,2 В - 2,91 мин/
9,2 В - 2,59 мин
Одна из германских батарей показала наилучшую запасную емкость в состоянии поставки - 95 мин. В целом все отлично - единственная запинка при снятии стартерных черт на втором шаге (2,15 мин) была исправлена при третьей попытке.
Фото 6
Заявленная ТИТАН, ООО
торговая "ТУБОР", Ниже-
марка городская обл.,
Наша родина
Компания, ООО
предоста- "АКБопторг",
вившая
изделие Москва
Ориентиро- 870 руб.
вочная стоимость
- 255DIN
- 14,4/14,43
- 81-95-103/84-91-99
- 8,1 В - 157 с/
8,0 В - 146 с
- 9,3 В - 3,02 мин/
9,3 В - 2,47 мин
- 9,6 В - 3,08 мин/
9,5 В - 2,76 мин
У обеих батарей фактически однообразная масса. Запасная емкость - очень отменная. Высочайшие результаты при проверке током прохладной прокрутки. Одни из наилучших результатов при снятии стартерных черт по ГОСТ.
Фото 7
Заявленная INCI AKU EXIDE
торговая (Инджи Аку
марка Иксайд), Турция
Компания, ЗАО
предоста- "Бат-Трейд",
вившая
изделие Москва
Ориентиро- 1400 руб.
вочная стоимость
- 510EN
- 15,05/16,3
- 82-99-103/81-96-101
- 7,4 В - 129 с/
6,7 В - 120 с
- 9,2 В - 2,17 мин/
9,0 В - 1,57 мин
- 9,3 В - 2,59 мин/
9,2 В - 2,42 мин
Самая неодинаковая по массе пара. В состоянии поставки запасная емкость хорошая, а после 3-х испытаний - просто отменная. При проверке током прохладной прокрутки не дотянули до требований EN, в особенности батарея из магазина. Требования ГОСТ удалось выполнить по параметру "напряжение на выводах" - а вот время в эталон не уложилось.
Фото 8
Заявленная TYUMEN
торговая BATTERY
марка (Тюменские
батареи), Наша родина
Компания, ОАО "Тюменский
предоста- аккумуляторный
вившая завод",
изделие Тюмень
Ориентиро- 750 руб.
вочная стоимость
- 270 А
- 15,95/16,0
- 72-96-103/81-98-104
- 7,7 В - 128 с/
7,7 В - 141 с
- 9,1 В - 2,56 мин/
9,3 В - 2,9 мин
- 9,2 В - 2,68 мин/
9,5 В - 2,98 мин
У обеих батарей фактически однообразная масса. На 3-ем измерении запасной емкости одна из батарей вышла в фавориты, разделив первенство с "Пауэр Интернэшнл". Вобщем, и 2-ая "сибирячка" отстала всего на минутку. Стартерные свойства - достойные, замечаний нет.
Фото 9
Заявленная ПАУЭР
торговая ИНТЕРНЭШНЛ,
марка Южная Корея
Компания, ООО "Пауэр
предоста- Интернэшнл-
вившая аккумулятор",
изделие Москва
Ориентиро- 1120 руб.
вочная стоимость
- 420EN, 255DIN
- 14,8/15,05
- 89-95-103/87-96-104
- 8,1 В - 149 с/
8,2 В - 158 с
- 9,3 В - 2,71 мин/
9,4 В - 2,8 мин
- 9,5 В - 2,91 мин/
9,6 В - 3,01 мин
При 3-ем измерении запасной емкости одна из корейских батарей показала наилучшее время - 104 мин, разделив первенство в этой номинации с тюменской батареей. 2-ая "кореянка" отстала всего на минутку - очень положительный результат. Хорошие стартерные свойства у обеих батарей во всех 3-х циклах испытаний при ощущении, что эти свойства занижены.
Фото 10
Заявленная PRESTOLITE
торговая (Престолайт),
марка ООО "Электро-
заряд", Щелково,
Наша родина
Компания, ООО "ПКФ
предоста- "Транссервис",
вившая
изделие Москва
Ориентиро- 870 руб.
вочная стоимость
- 420EUZO, 255DIN, 295CEL
- 14,43/14,58
- 82-96-101/83-89-99
- 8,0 В - 139 с/
7,9 В - 138 с
- 9,4 В - 2,5 мин/
9,2 В - 2,6 мин
- 9,4 В - 2,75 мин/
9,4 В - 2,8 мин
Отменная запасная емкость - как в состоянии поставки, так и после "тренировки". Стартерные свойства... тоже отличные.
Фото 11
Заявленная ПИЛОТ,
торговая Саратов,
марка Наша родина
Компания, ОАО
предоста- "Электро-
вившая источник",
изделие Саратов
Ориентиро- 970 руб.
вочная стоимость
- 440EN
- 16,01/16,02
- 56-89-100/64-91-100
- 7,8 В - 149 с/
7,9 В - 142 с
- 9,1В - 2,7 мин/
9,2 В - 2,75 мин
- 9,3 В - 2, 9 мин/
9,3 В - 2,85 мин
Фаворит по идентичности массы - разница всего 10 г! Запасная емкость под конец достигнула очень приличных значений. Стартерные свойства отличные.
Фото 12
Заявленная ПОДОЛЬСКИЕ
торговая АККУМУЛЯ-
марка ТОРЫ, Наша родина
Компания, ЗАО "Подольский
предоста- аккумуляторный
вившая завод"
изделие
Ориентиро- 850 руб.
вочная стоимость
- 440EN, 270DIN
- 16,44/16,13
- 66-92-100/82-94-100
- 7,9 В - 131 с/
8,0 В - 148 с
- 9,2 В - 2,86 мин/
9,1 В - 2,68 мин
- 9,3 В - 2,83 мин/
9,2 В - 3,01 мин
Без замечаний.
Фото 13
Заявленная TOPLA
торговая (Топла),
марка Словения
Компания, ООО
предоста- "АКБопторг",
вившая
изделие Москва
Ориентиро- 1140 руб.
вочная стоимость
- 480EN, 280DIN, 320IEC
- 13,6/13,65
- 69-97-100/87-91-96
- 8,0 В - 149 с/
8,0 В - 151 с
- 9,4 В - 2,69 мин/
9,2 В - 2,4 мин
- 9,6 В - 2,82 мин/
9,5 В - 2,73 мин
Самые легкие из всех испытанных батарей, при всем этом их масса фактически схожа. Магазинная батарея внезапно спотыкнулась при втором замере стартерных черт, но потом показала, что это была случайность: числа - одни из наилучших.
Фото 14
Заявленная POWER BULL
торговая (Пауэр булл),
марка ООО "Электро-
заряд", Щелково,
Наша родина
Компания, ООО "ПКФ
предоста- "Транссервис",
вившая
изделие Москва
Ориентиро- 920 руб.
вочная стоимость
- 420EN, 255DIN
- 14,32/14,5
- 85-91-102/88-96-102
- 8,0 В - 125 с/
7,9 В - 140 с
- 9,2 В - 2,1 мин/
9,3 В - 2,81 мин
- 9,3 В - 2,58 мин/
9,3 В - 3,03 мин
Отменная запасная емкость. Один из "бычков" спотыкнулся на втором испытании стартерных токов, не показав подходящих минут, но потом исправился.
Фото 15
Заявленная КАТОД
торговая CALCIUM
марка (Катод кальциум),
Санкт-Петербург,
Наша родина
Компания, МОИИ
предоста- "Катод",
вившая
изделие Москва
Ориентиро- 1050 руб.
вочная стоимость
- 430EN, 255DIN
- 15,84/16,13
- 72-93-96/77-94-101
- 7,8 В - 117 с/
7,9 В - 133 с
- 9,2 В - 1,9 мин/
9,3 В - 2,7 мин
- 9,2 В - 2,52 мин/
9,4 В - 2,85 мин
В целом - хорошо. Сбой при втором испытании стартерных черт был исправлен при последней попытке.
Фото 16
Заявленная АКТЕХ,
торговая Свирск,
марка Наша родина
Компания, Столичное
предоста- консульство
вившая ООО "АкТех"
изделие
Ориентиро- 990 руб.
вочная стоимость
- 425EN, 255DIN
- 15,97/15,66
- 70-94-101/52-93-98
- 7,7 В - 125 с/
7,8 В - 139 с
- 9,2 В - 2,45 мин/
9,2 В - 2,5 мин
- 9,3 В - 2,63 мин/
9,3 В - 2,71 мин
Батарея из магазина очевидно завалялась - ее запасная емкость достигнула применимой величины только к третьему измерению. На втором испытании стартерных черт один аккумулятор немножко не добрал до требований ГОСТ, но потом исправился.
Фото 17
Заявленная HOPPENERGY
торговая (Хоппэнерджи),
марка ООО "Электро-
заряд", Щелково,
Наша родина
Компания, ООО "ПКФ
предоста- "Транссервис",
вившая
изделие Москва
Ориентиро- 890 руб.
вочная стоимость
- 420EN, 255DIN
- 14,37/14,55
- 86-90-95/87-89-101
- 7,9 В - 150 с/
8,0 В - 158 с
- 9,0 В - 2,97 мин/
9,2 В - 2,28 мин
- 9,2 В - 3,01 мин/
9,3 В - 2,64 мин
Отменная запасная емкость и обычные стартерные свойства.
Фото 18
Заявленная ВСА
торговая (Востсиб-
марка аккумулятор),
Свирск, Наша родина
Компания, ООО
предоста- "ВСА",
вившая
изделие Екатеринбург
Ориентиро- 680 руб.
вочная стоимость
- 420EN, 255DIN
- 16,3/16,77
- 53-90-96/49-81-94
- 7,7 В - 128 с/
7,9 В - 123 с
- 9,2 В - 2,02 мин/
9,4 В - 2,33 мин
- 9,3 В - 2,57 мин/
9,4 В - 2,68 мин
Одна "сибирячка" оказалась самой тяжеленной из всех - аж 16,77 кг. Запасная емкость в состоянии поставки маловата - недаром после третьего цикла она удвоилась. Стартерные свойства обычные - сбой на втором шаге был исправлен на 3-ем.
Фото 19
Заявленная КАТОД,
торговая Санкт-Петербург,
марка Наша родина
Компания, МОИИ
предоста- "Катод",
вившая
изделие Москва
Ориентиро- 990 руб.
вочная стоимость
- 430EN, 255DIN
- 14,64/14,22
- 71-90-98/41-78-90
- 7,7 В - 148 с/
7,8 В - 110 с
- 9,1 В - 2,88 мин/
9,2 В - 1,63 мин
- 9,3 В - 2,92 мин/
9,4 В - 2,29 мин
Магазинный "петербуржец" оказался ужаснее фирменного - тот замечаний не вызвал, а вот этот и запасную емкость имел небольшую, и нашему ГОСТу соответствует не стопроцентно. Бывает...
Фото 20
Заявленная ЗИД (Завод
торговая имени Дегтярева),
марка Ковров, Наша родина
Компания, ОАО
предоста- "Завод имени
вившая В. А. Дегтярева",
изделие Ковров, Наша родина
Ориентиро- 900 руб.
вочная стоимость
- 255 А
- 16,4/16,24
- 50-89-95/88-95-100
- 7,0 В - 163 с/
6,9 В - 148 с
- 8,8 В - 3,07 мин/
9,2 В - 2,85 мин
- 9,3 В - 2,9 мин/
9,3 В - 2,95 мин
Запасная емкость в состоянии поставки могла бы быть и побольше, но после 3-х циклов батареи "очухались", в особенности 1-ая. Европейский эталон им не по нраву - не дотянули. Зато наш ГОСТ им приглянулся больше - не с первого раза, но выдержали.
СЛОВАРИК
Запасная емкость - величина, характеризующая период, в течение которого батарея обеспечивает разряд током 25 А до напряжения 10,5 В. Практически запасная емкость определяет время, в течение которого аккумуляторная батарея способна поддерживать работу бортовых энергопотребителей суммарной нагрузкой в 25 А при движении автомобиля с неисправным генератором ночкой в критериях нехороший видимости. Определенная величина запасной емкости современными эталонами не оговаривается.
Так смотрелся в XVIII столетии наш испытательный центр... Сейчас тут размещен Научно-исследовательский испытательный институт МО РФ.
СЛОВАРИК
Ток прохладной прокрутки - это обозначенный изготовителем согласно эталону EN ток разряда, который дает батарея при температуре минус 18°С в течение 10 с. Напряжение на клеммах при всем этом не должно понижаться ниже 7,5 В. 2-ая фаза испытаний проходит при величине тока, равной 0,6 от предшествующей - время разряда до напряжения 6 В не должно быть наименее 90 с. Схожий метод разъясняется тем, что наибольшая нагрузка на батарею приходится на 1-ые секунды запуска, в особенности при низких температурах.
СЛОВАРИК
Стартерный ток, обозначенный изготовителем согласно ГОСТ, - это ток разряда, который дает батарея при температуре минус 18°С в течение 30 с, при всем этом напряжение на клеммах не должно свалиться ниже 9,0 В. Предстоящий разряд обозначенным током до напряжения 6,0 В должен длиться более 2,5 мин.
НЕ ОШИБИСЬ (наша справка)
Молвят, что емкость измеряется в ампер-часах...
В ампер-часах определяют не емкость, а количество электричества ("заряд"). Единица его - кулон. 1 Кл = 1 А.с. Соответственно 1 А.ч = 3600 Кл. Количество электричества, запасаемое в аккуме, находится в зависимости от напряжения. Потому емкость определяется не просто зарядом, который способен принять аккумулятор, а тем, который можно в него "закачать" при определенном напряжении на выводах батареи. А это, согласитесь, не одно и то же. Если при "закачке" 1-го кулона напряжение подымается на один вольт, такая емкость равна одной фараде. 1 Ф - это единица измерения емкости в системе СИ. Кстати, в пользующейся популярностью некогда системе СГС емкость определяли... в сантиметрах!
Отметим, что "бошевский" справочник, говоря об аккумах, дипломатически показывает: "Емкость ОЦЕНИВАЮТ в ампер-часах..." Не определяют, а оценивают! Аналогично в европейском эталоне EN - его составители знают, что под номинальной емкостью понимают электронный заряд в ампер-часах...
НЕ ОШИБИСЬ (наша справка)
На аккуме написано: 75 А.ч. Кто-то посчитает, что сумеет "откачивать" из него по одному амперу в течение 75 часов, или 75 ампер в течение 1 часа...
Ничего подобного! Эта надпись гласит только о том, что в течение 20 часов при температуре 25°С вы сможете разряжать собственный аккумулятор током, равным 75/20=3,75 А - и менее! При всем этом в конце разряда напряжение на выводах аккума не должно опуститься ниже 10,5 В. Емкость аккума очень находится в зависимости от величины разрядного тока (см. рис.). И если вам захочется разрядить его током, скажем, 150 А, то считайте, что надпись 75 А.ч "перевоплотился" в 25 А.ч - пару минут он протянет... Америкосы издавна считают подобные надписи никчемными и закончили ими воспользоваться. Для их главное - ток.
Зависимость емкости батареи 6СТ-75 от величины разрядного тока при 25°С.
НЕ ОШИБИСЬ (наша справка)
Напряжение и ЭДС - это одно и то же?
Не совершенно так и даже совершенно не так. Хоть какой аккумулятор всегда имеет внутреннее сопротивление, потому при заряде батареи напряжение всегда больше, чем ЭДС, а при разряде - всегда меньше. Напряжение находится в зависимости от величины тока и внутреннего сопротивления аккума, а ЭДС в главном определяется плотностью электролита.