ТОНКОСТИ ОТСЕВА
ТОНКОСТИ ОТСЕВА
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/ЭКСПЕРТИЗА
ТОНКОСТИ ОТСЕВА
МАСЛЯНЫЕ ФИЛЬТРЫ ДЛЯ "САМАРЫ"
ТЕКСТ / ВИТАЛИЙ УРЮКОВ
Масляные фильтры - продукт ходовой и в продаже 10-ки их наименований. Какой приобрести, чтоб пришелся впору и служил на совесть?
Для экспертизы мы избрали самый пользующийся популярностью у нас тип - "небольшой". Про него пишут "для Самары" либо "2108" (годится он и для "жигулей"). Приобрели. 20 четыре штуки - по паре от каждого производителя.
Сначала, обыкновенно, исследовали надписи на коробках. Осознать, что зачем, оказалось тяжело. По вазовскому каталогу "Самаре" нужен фильтр 2105-1012005. Но такое обозначение есть только у DYNAMAX, CHAMP, Consol, ЛААЗа и "Универсала". FRAM замаскировал его группой цифр. При всем этом DYNAMAX "восьмерку" либо "Самару" в перечень применяемости не занес. А CHAMPION, FRAM и SCT взамен указали определенные модели автомобилей и движков (в том числе 2108), на которые можно их ставить. "Невский" замахнулся на все "лады" и "жигули". "Спектрол", судя по надписи, годится на любые моторы рабочим объемом до 2500 смз. Таковой подход настораживает, ибо свойства фильтра (площадь поверхности фильтрующего элемента, сопротивление, давление открытия перепускного клапана) навряд ли сумеют удовлетворить всех.
Ссылок на технические условия, которым фильтры должны соответствовать, на этикетках нет; вобщем, судя по значкам, сертификацию прошли все, не считая CHAMPIONа.
Уплотнительные прокладки всех фильтров целы, из канавок не выпадают, снутри ничего не гремит. Через центральное отверстие видны перепускные клапаны, а через круговые - резинки противодренажных.
И вдруг - сюрприз. CHAMPы оказались различными, хотя брали их как два экземпляра одной модели.
Кстати, высота для "Самары" - вещь принципная. Лишне длиннющий может быть срезан валом привода колеса при сжатии подвески. За идеал приняли ЛААЗ - его разрабатывали специально для переднеприводников. Выше вымахал только DYNAMAX.
После осмотра спецы проверили покупки на соответствие ОСТ 37.417-90, с учетом опыта подбора фильтров для моторов ВАЗа. Результаты сведены в таблицу. К ним - некие пояснения.
Значимость противодренажного клапана тяжело переоценить - конкретно он на стоянке не дает маслу стекать из каналов мотора в поддон. Неоспоримо неплохими по этому параметру оказались "Универсал", ЛААЗ, FRAM, CHAMPION, Consol и ТНТ. Другие проявили нестабильные результаты - один экземпляр держит, 2-ой - нет.
Все фильтрующие элементы, кроме тканевого орского, - бумажные (фото 13). Для потребителя это не принципиально - могли быть герметичны. По другому грязь пойдет в обход. Проверку выдержали только элементы "Спектрола", Consol, "Универсала", FRAM, CHAMP и CHAMPION.
Площадь поверхности фильтрующего элемента определяет ресурс фильтра. Чем она больше, тем лучше. Для наших критерий применимым можно считать 1100-1200 см2, неплохим - около 1800 см2. Если площадь наименее тыщи "квадратов", жизнь фильтра будет недлинной. Так что CHAMP, STS и DYNAMAX могут не дотянуть до подмены.
С полнотой отсева и его тонкостью понятно: 1-ая по ОСТ должна быть более 25%, а чем меньше размер задерживаемых частиц, тем лучше. Так как часть частей оказалась негерметичной, эти характеристики инспектировали на вырезанных из их образчиках. Самые маленькие частички (35 мкм) задерживает "Тосол-Синтез", самый "дырчатый" (52 мкм) - FRAM.
Для определения других характеристик оставшихся дублеров "прогнали" на щитах.
Спецы знают, что для моторов ВАЗ величина давления открытия перепускного клапана - 0,6-0,75 кгс/см2. Если ниже - клапан может открыться даже на прогретом моторе при резком нажатии на газ и вся скопленная грязь пойдет в движок. Не считая того, чем выше сопротивление фильтра и чем ранее раскрывается клапан, тем ниже грязеемкость - ресурс фильтра. Очень поздний перепуск при грязном фильтре и изношенном масляном насосе приведет к масляному голоданию. Вобщем, на импортных машинах давление иногда наращивают до 1,5-2 кгс/см2, но при всем этом учитывают особенности системы смазки определенного мотора (соотношение расходов масла на фильтре и насосе), самого фильтра и масла. Ставить таковой на "Самару" либо "Жигули" небезопасно - зимой Ремонт и эксплуатация могут остаться без спасительной порции смазки. Потому для нас можно считать разумной "вилку" 0,7-1,0 кгс/см2. В нее укладываются "Универсал", ЛААЗ, FRAM, CHAMPION, STS и оба CHAMP.
Чтоб фильтр жил длительно и не "душил" систему смазки, его гидравлическое сопротивление должно быть маленьким. Оказалось, у всех оно практически втрое меньше допустимых 0,3 кгс/см2.
В итоге проверили способность фильтров держать перегрузку, подав в их масло под давлением 15 кгс/см2. Такое время от времени случается при зимнем пуске. У "Спектрола" и DYNAMAX выжало уплотнительные прокладки - это неприемлемо.
Итак, из 12-ти фильтров формально пригодными оказались всего 5: "Универсал" из Орска, FRAM, CHAMPION, Consol и "большой" СНАМР. Утверждать, что они будут исправно трудиться от смены к смене, не беремся - ресурс фильтров определяют автозаводы, а отметок одобрения (к примеру, от ВАЗа) нет ни на одном из 5.
И как избрать фильтр? 1-ая рекомендация - опасайтесь случайных покупок. Совершенно дешевенькие изделия с Востока лучше не брать. Ведь клей и бумага неплохого свойства фактически всюду одной цены. Обращайте внимание на надписи на корпусе либо упаковке. Естественно, там должен быть движок вашего автомобиля и срок службы. Для "самар" нужно не меньше 15 тыс. км - величина межсервисного пробега. Те, что рассчитаны на 10 тыс., подходят только на "классику". Но полностью можно довериться и тем, кто пишет "Смена фильтра при каждой подмене масла". И последнее - производитель высококачественного продукта не должен смущяться собственного адреса на упаковке.
1. Spectrol.
Стоимость / 43 руб. 50 коп.
Изготовитель - промышленная группа "Спектр-Авто". Адресок: Москва, а далее, к огорчению, а/я. Показания к применению (на корпусе) самые широкие, но не определенные. Не считая этого, типовая аннотация - слить, удалить, смазать, ввентить, довернуть. Поменять фильтр при каждой смене масла.
2. ТНТ.
Стоимость / 50 руб.
"Употребляется для Лады" - это в переводе. Обозначение NF-05-М покупателю ни о чем же не гласит. На корпусе аннотации на 2-ух языках и маркетинговый (после перевода по другому не назовешь) текст по-английски. Об изготовителе ни слова, а реклама говорит, что этот "oil filter" изготовлен из качественных германских материалов по итальянской технологии. И не принципиально, кто и где сделал. Нам бы хотелось поконкретнее. Зато неизвестный производитель честно предупредил о необходимости подмены фильтра каждые 10 000 км. Почаще - можно. Процесс подмены продублирован пиктограммами.
3. DYNAMAX.
Стоимость / 36 руб.
Изготовлен в Корее. На коробке - вазовский каталожный номер 2105-1012005. На самом фильтре внутренняя полость заклеена пленкой - сторонним предметам, не нарушив ее целостность, туда не попасть. Надписи (по-английски) на корпусе лаконичны - только аннотация по подмене.
4. SCT.
Стоимость / 56 руб.
Тип SM101. В фирменный овал вписано "GERMANY". Неясно, это - страна-изготовитель либо просто часть наименования компании? Обозначенная на коробке применяемость широка, но конкретна - перечислены и "самары". А вот гарантийный срок эксплуатации (18 месяцев либо максимум 12 тыс. км пробега) почему-либо спрятан на деньке коробки. На самом фильтре - только аннотация по подмене, в том числе по-русски.
5. СHAMPION C130.
Стоимость / 73 руб.
Коробка расписана информацией на 7 языках, как старенькый пират татуировкой. Фильтр родом из Италии, даже адресок указан. Подходящ для всей палитры моделей вазовских машин. На корпусе - только "Мейд in EU" и пиктограммы, дублирующие аннотацию по установке. Срок службы не указан.
6. FRAM PH 5822.
Стоимость / 63 руб.
Изготовлено в ЕЕС(?). Сейчас это, пожалуй, становится типовой надписью. Интересующие нас модели ВАЗа в перечне применяемости на коробке находятся. Аннотация по подмене есть и на коробке, и на корпусе, но когда поменять - непонятно.
7. CHAMP LS100.
Стоимость / 67 руб.
Слов на коробке много, но принципиально, что этот фильтр "замещает Ладу 2105-1012005". Срок службы не указан, хотя на 4 языках покупателя заверяют, что "Наши фильтры - это изделия высочайшего свойства, при использовании наших фильтров сохраняются гарантии производителей мотора и автомобиля". Любопытно, означенные производители об этом ведают? На корпусе фильтра, не считая марки, только пиктограммы процесса подмены.
8. Consol.
Стоимость / 70 руб.
Самая лаконичная информация: "Фильтр чистки масла 2105-1012005", символ сертификации, пиктограммы процедуры подмены. И все! Дружок, ты какого роду-племени?
9. ЛААЗ.
Стоимость / 34 руб.
ОАО "Автоагрегат", Ливны, Наша родина. Все робко, но понятно: полный адресок, каталожный номер 2105-1012005, перечень применяемости (включая ВАЗ), аннотация по установке, срок службы "поменять при подмене масла".
10. "Невский".
Стоимость / 34 руб. 50 коп.
Изготовители из Санкт-Петербурга. Фильтр рекомендован НАТИ к использованию на автомобилях русского производства. Срок службы - до смены масла. Использовать для "Лады/Жигулей" всех моделей. Изготовлено для ЕЕС(?) из качественных германских материалов. При этом даны аналоги других узнаваемых компаний.
11. "Универсал".
Стоимость / 45 руб.
Фильтр чистки масла завышенной грязеемкости 2105-1012005-УГ-ОМЗ. ОАО "Ормез", Орск. Написано кратко и понятно, как фильтр поменять и когда - через 15 000 км. Внутренняя полость закрыта пробкой. Информация исчерпающая и без выкрутасов.
12. Фильтр чистки масла ТС-05-М.
Стоимость / 40 руб.
Компания "Тосол-синтез". Понятно, что соотечественник, но где конкретно он синтезирован и для кого? Рекомендовано подменять фильтр при смене масла, процесс иллюстрирован словами и пиктограммами.
13. Фильтрующие элементы
слева - тканевый фильтр "Универсал", справа - "типовой" картонный.
НАША СПРАВКА
Гидравлическое сопротивление фильтра - разность давлений до и после фильтра с незагрязненным фильтрующим элементом при номинальном расходе масла.
Полнота отсева - количество задержанной грязищи, выраженное в процентах.
Тонкость отсева номинальная - размер частиц загрязнителя, для которых полнота отсева равна 95%.
Давление начала открытия перепускного клапана - давление, при котором возникает течь масла через перепускной клапан, превосходящая 0,5% номинального расхода через фильтр.
Свойства МАСЛЯНЫХ ФИЛЬТРОВ
Плотность Площадь Полнота Номиналь- Давление Изначальное Плотность
противо- фильтрую- поверхности отсева, % ная тонкость начала от- гидравли- фильтра при
дрена- щего эле- фильтрую- отсева, крытия пере- ческое давлении
жного мента щего эле- мкм пускного сопро- 15 кгс/см2
клапана мента, см2 клапана, тивление,
кгс/см2 кгс/см2
"Спектрол" + - + - + 1199 40 43 0,40 0,09 -*
ОМЗ + + + х/б 44 40 0,80 0,13 +
"Тосол- - + - 1183 51 35 0,35 0,12 +
синтез"
"Невский" + - - 1166 50 37 0,47 0,12 +
ЛААЗ + + - 1720 50 37 0,80 0,13 +
FRAM + + + 1087 30 52 0,70 0,14 +
CHAMP + - + 806 41 42 1,00 0,12 +
CHAMPION + + + 1115 37 45 1,00 0,13 +
SCT - + - 694 37 46 0,70 0,13 +
Consol + + + 1071 37 45 1,10 0,12 +
THT + + - 1166 35 48 0,65 0,13 +
DYNAMAX - - - 432 39 44 0,50 0,13 -**
Примечание: "+" - испытание выдержано, "-" - испытание не выдержано. * Выжало уплотнительное кольцо при давлении 13,5 кгс/см2. **Выжало уплотнительное кольцо при давлении 10 кгс/см2.