У ИСТОКОВ «ОКИ»
У ИСТОКОВ «ОКИ»
/РЕВИЗОР
У ИСТОКОВ «ОКИ»
КАК ОБСТОЯТ ДЕЛА НА СЕРПУХОВСКОМ АВТОЗАВОДЕ
ТЕКСТ / Миша ЛИСТОВ
ФОТО / ВЛАДИМИР КНЯЗЕВ
Чуть появившись в журнальчике, рубрика «Авто из магазина» вызвала отклики производителей. Но не всех. ВАЗ отмолчался, ГАЗ попробовал свалить вину на дилеров. Управлению самого малеханького нашего автозавода – СеАЗа статья об «Оке» («Машинокомплект», ЗР, 2001, № 5) навряд ли пришлась по нраву. Но сторониться неловкой темы серпуховчане не стали: побывали в редакции и пригласили к для себя. Дескать, поглядите завод – сами все увидите. Что ж, принято.
Около шестидесяти разноцветных автомобильчиков стоят рядами, а меж ними снуют покупатели. Дивно’? Но маленькому (наименее 2000 работников) Серпуховскому заводу собственный магазин помогает выжить и сохранить кадры: ведь наличными средствами можно выплатить заработную плату. А если работник часто получает «живые» Энциклопедия грузовых автомобилей, дорожит своим местом – с него и спрос есть. Собственных дилеров (а их в Рф уже 36) СеАЗ тоже не оскорбляет: на заводе «Ока» стоит дороже, чем в автосалонах. Если клиент желает с пылу, с жару да чтобы чужие руки не касались, пусть едет в Серпухов, на завод и платит на несколько тыщ больше.
Представив себя покупателями, избираем для контрольного осмотра «табуреточку» в комплектации «Престиж», другими словами крашенную металликом, с тканевой обивкой и… допотопными ремнями без катушек – завод сберегает.
Придираться к кузову не охото – покрашен отлично, а сантиметровые зазоры меж панелями для нашего автопрома – норма. Как досадно бы это не звучало, с этим «Оке» жить до погибели: ведь чтоб отремонтировать штампы Камского прессово-рамного завода, откуда в Серпухов приходит «жестянка», придется приостановить создание «Оки» и тут, и в Набережных Челнах. Вобщем, если уплотнители дверей дождевую воду держат – как-нибудь обойдемся.
Открываем капот – там все в порядке, только резиновая втулка жгута проводов не вставлена в отверстие кузова и колпачок датчика температуры болтается на проводе. А ведь малая втулка может наделать много бед, когда протрется. Жгут «сядет» на «массу» – будет много дыма, а может, и огня. Такое уже бывало. Огорчили форсунки стеклоомывателя, очень свободно сидящие в отверстиях капота. Экономия в 8 рублей с машины оборачивается поливом дороги заместо стекла. А в целом машина к продаже подготовлена. Все, что можно поглядеть, пощупать и померить без разборки узлов (давление в шинах, натяжение ремня генератора, уровни масел, жидкостей и т. д.), оказалось в норме. Сейчас пройдем в цеха.
Пост конечной проверки на выезде из сборочного цеха, со щитом для измерения тормозных усилий, не минует ни одна машина. Затяжку болтов и гаек снизу автомобиля тут же инспектируют вручную – динамометрическим ключом, регулируют по устройствам свет фар и содержание СО в отработавших газах. Потом каждую пятую «Оку» отводят в сторонку для повторной проверки схода-развала колес. Если что не так, инспектируют уже все машины, а вспять по сборочному потоку идет сигнал, и с халтурщиками разбираются. Из щелочек кузова здесь и там торчат записки вроде: «гудит выжимной» и официальные карты с подписями участников сборки – всегда можно вычислить бракодела.
Далее «вверх по течению» стоит гордость СеАЗа – «дождевальная» камера, не предусмотренная вазовской технологией и смонтированная местными умельцами всего два года вспять. До того, как бедную падчерицу ВАЗа выгнали из отчего дома, ее кузов варили на 3-х (!) различных заводах из одних и тех же штамповок. С течением времени выяснилось, что размеры кузовов сестренок «ушли» и отличаются на один, два, а то и поболее мм. Новые штампы заводу пока не по кармашку. Через три минутки в дождевальной установке места потеков сходу демонстрируют, где подогнать отбортовку либо заложить мастику, чтоб закрыть щели.
Экскурсионная поездка длится в сборочном цехе. Вызывает энтузиазм сборка агрегата с подвеской и управляющий трапецией на подрамнике – полностью современное решение. Щит вазовского производства позволяет отрегулировать углы установки колес вне машины и только позже «половинку» шасси в сборе поднимают и присоединяют к кузову.
На всем протяжении сборочного потока огромное количество «стрелок», как на стальной дороге – дефектный автомобиль либо кузов можно выдернуть из общей цепи фактически в любом месте; не нарушая очереди, он пойдет на ручную доделку. Много дефектных кузовов накапливается на входе в сборочный сходу после малярки. Вот почему конкретно серпуховскую «Оку» хвалят за качество расцветки – если бы не записки с координатами изъянов, мы бы и не отыскали те малозначительные потеки и царапины, из-за которых многие кузова сняли с сборочного потока.
В окрасочном цехе все как следует: катафорезное и эпоксидное грунтование, но без ботов – 18 тыщ машин (годичный выпуск СеАЗа) успевают красить и вручную. Отдельной полосы для металлика не предвидено – просто притормаживают сборочный поток, чтоб успеть нанести и высушить дополнительные слои базы и лака. Материалы, как и на Вуале: есть ярославские, есть завезенные из других стран. Где можно, используют подешевле, где необходимо – подороже.
В сварочном цехе неизменная битва с «жестянкой». Все, что удается поправить, проходит через цех рихтовки, непоправимый брак возвращают на КамАЗ.
И в конце концов, цех доделки, куда поступают машины, снятые с сборочного потока из-за суровых изъянов. В главном, здесь вылечивают силовые агрегаты – часть поступающих из Тольятти моторов и коробок приходится перебирать, избавляя потенциальных покупателей от мытарств гарантийного ремонта.
Все, осмотр закончен. От нас и впрямь ничего не скрывали, по первой просьбе демонстрировали технологические документы, открывали двери цехов. Работает завод – строения не сияют пустыми глазницами окон, как на примыкающих, когда-то популярных и скрытых «ящиках», в их не устроили складов ввезенного ширпотреба, а каждые 11 минут с сборочного потока сходит новенькая «Ока»… Небольшой автомобиль тут стараются собирать на совесть, и производственных огрехов в нем мы узрели не больше, чем на иных русских машинах.
Все же с кадрами тут ужаснее, чем на Вуале: до Москвы от Серпухова пара часов езды, и молодежь рвется в столицу. Отсюда и «сезонники» на конвейере, и не заправленные в отверстия втулки. Но основная неувязка – покупные Ремонт и эксплуатация, составляющие 82% цены «Оки». Разогнать нерадивых поставщиков пока нельзя: рентабельность «Оки» с трудом довели до 5% (длительное время машина была и совсем убыточна), так что растрачивать еще более на фирменные комплектующие не получится. Подымать отпускные цены? Но «Оку» по стоимости «Жигулей» брать закончат. Вот разбогатеет Наша родина, и тогда самые дешевенькие машины будут изготовлены не ужаснее дорогих. А сейчас? Мы узрели рвение делать машину как надо. На заводе вводят результативную систему контроля свойства, приглашают толковых профессионалов, и сдвиги к наилучшему уже приметны. Современная «Ока» отличается от нашей «семимесячной» сестрицы. Радостно, что в наилучшую сторону.
Заморочек на заводе много, но возможность приобрести «машинокомплект» падает с каждым деньком. Возлагаем надежды, скоро и совсем пропадет. Поживем, проверим.
Шасси + кузов = автомобиль.
Дождевальная камера: «Внутри сижу – на течь гляжу».
Проверку проема ветрового стекла шаблоном проходят 100% кузовов – по другому протекание в дождик безизбежно.
z