БЕЗ Грязищи В КНЯЗИ
БЕЗ Грязищи В КНЯЗИ
Подмена МОТОРНОГО МАСЛА С ПРОМЫВКОЙ И БЕЗ
Пожалуй, любой из нас, покопавшись в багаже собственного авто опыта, вспомнит несколько тем, которые можно дискуссировать всегда. И хотя мы повсевременно подпитываем себя новыми познаниями, читаем журнальчики, смотрим за рекламой, но в какой уже раз задаемся старенькыми, как авто колесо, вопросами. Какой-то из них - как поменять масло?
Нет, мы знаем, что заливается оно в движок сверху, а соединяется кое-где понизу. Вопрос в другом - можно ли мешать вместе различные масла и необходимо ли промывать мотор?
Ответ на эти вопросы мы ищем совместно с вами не в первый раз. В № 12 за прошедший год журнальчик выяснял, на что вообщем способны промывочные масла и чем они отличаются от моторных. В этом году, в № 4, мы попробовали смешать вместе масла 4 типов - моторные минеральные, полусинтетические, синтетические и промывочные. Сейчас, отталкиваясь от уже известного, пойдем далее. Попробуем виртуально поменять один тип масла на другой с промывкой мотора либо без и поглядим, что получится.
Старенькые ДРОЖЖИ
Итак, проверяя промывочные масла, мы узрели, что их наилучшие эталоны несколько превосходят моторные по возможности смывать грязь, лучше растворяют ее внутри себя, так что из суждений чистоплотности промывка мотора при смене масла смотрится полностью разумно.
Тогда (№ 4) мы задались и другим вопросом - совместимостью. Опыты проявили, что смешение свежайшего масла с остатками старенького либо промывки не приводит к томным последствиям, так что для мотора неопасна как подмена через промывку, так и без такой.
Снова же нужно решить: что лучше? Если исходить из того, что примесь промывочного масла, всегда имеющего низкую щелочность, способна подпортить свежее моторное - промывать не стоит. А если вспомнить, что "отработка" возможно окажется ужаснее промывки? Сейчас мы как раз займемся поисками ответа на этот вопрос.
Приступим. 1-ое, что нам предстоит сделать, - сымитировать старение 3-х различных масел лабораторным методом, как мы это делали ранее (см., к примеру, ЗР, 2002, № 3). 1-ое - минеральное уровня свойства API SJ/CF вязкостью SAE 15W40, 2-ое - полусинтетическое SJ/CF, 10W40 и третье - синтетическое SL/CF, 5W40. В итоге получаем три "отработки", с которыми и будем проводить опыты. Какие?
Понятно, что при подмене масла свежайший продукт разбавляет внутри себя около 10% "отработки" (либо промывки). Означает, чтоб, скажем, смоделировать подмену минерального масла на синтетическое, необходимо к 90% "синтетики" добавить 10% отработанной "минералки". А если та же подмена происходит с промывкой, к 90% "синтетики" добавим 10% промывки. Таким макаром, имея три новых масла, три "отработки" плюс промывку, можно моделировать хоть какой вариант подмены 1-го масла другим с промывкой либо без нее и испытывать полученную после подмены смесь. Мы так и сделали. Правда, меняли не "все на все", а все на "минералку" и все на "синтетику".
Знакомясь с плодами, будем танцевать от мотора и старенького масла: как поменять "минералку" и как поменять "полусинтетику" и "синтетику".
ТЯЖЕЛО В УЧЕНИИ
Так как последний раз искусственным старением мы с вами занимались издавна, нелишне вспомнить, что же все-таки это такое.
Основной фактор, под воздействием которого портится моторное масло (ученые мужи молвят "стареет"), - воздействие высочайшей температуры. Потому способ, которым для нас спецы старили масло, предполагает выдерживание образцов в течение нескольких часов при высочайшей температуре в присутствии катализатора. До и после чего у масла инспектируют оптическую плотность (она всегда вырастает), оценивают изменение его щелочности (способность к нейтрализации товаров окисления), определяют, как поменялась вязкость. В конце концов, взвешивают катализатор, всегда теряющий массу*.
Оптическая плотность - некоторый средневзвешенный показатель общего уровня свойства и в нашем случае - степени загрязненности масла. Чем она меньше, тем лучше.
Щелочность показывает на содержание работоспособных присадок, впрямую - антиокислительных, косвенно - всего пакета. Чем больше, тем лучше.
Вязкость может изменяться двойственно. Со знаком минус - когда масло становится жиже благодаря неплохой базе и разрушению загустителя (характерно "синтетике"). Со знаком плюс - загущение в итоге окисления базы (это про "минералку").
Ну а с потерей массы и так все ясно: коррозия в чистом виде - чем меньше, тем лучше.
Так как у профессионалов накоплен большой опыт схожих испытаний, они по абсолютным значениям цифр в состоянии сделать вывод: не плохое масло либо нехорошее, будет оно еще работать либо нет. Нам увлекательнее сопоставить числа вместе. А сейчас - к результатам.
МЕНЯЕМ "МИНЕРАЛКУ"
Признаться: с минеральным маслом нам малость не подфартило. Или партия попалась плохая, или применяемые в нем присадки не способны выдерживать высочайшие температуры. Вроде бы то ни было, по результату выходило, как будто масло в движке передержали. Щелочность свалилась с 8,54 до 1,10; считайте, что присадок в живых не осталось.
Когда это передержанное масло спецы поменяли без промывки на такое же и условно откатали мотор до еще одного ТО, оставшееся в картере (а у нас в пробирке) имело оптическую плотность 0,39, щелочной припас - 0,47 и приметный рост вязкости. Одним словом, гудрон.
Это был тот случай, когда движку угрожает настоящая опасность. Если возвратиться вспять и поменять плохо отработавшую "минералку" на такую же, но через промывку, то к следующему ТО характеристики окажутся лучше: оптическая плотность - 0,36, щелочность - 1,54. Обратим внимание, что по последнему параметру смесь из 90% "минералки" и 10% промывки отработала даже лучше, чем незапятнанная "минералка". Видно, в промывочном масле** присадки оказались более жизнестойкими.
Потом снова возвратились вспять и поменяли минеральную "отработку" синтетическим моторным маслом без промывки. Итог на финише: оптическая плотность - 0,11, щелочность - 3,07. Совершенно другое дело.
А если поменять на "синтетику", но через промывку? Выходит, масло прозрачнее, хотя присадки практически в таком же состоянии либо похуже (оптическая плотность - 0,07, щелочность - 3,04).
Попробуем сейчас сделать 1-ые выводы. Итак...
Если вы экономите на масле либо передерживаете его в движке подольше положенного, а может, приобрели старый автомобиль и не понимаете, что снутри... промывайте! Если собираетесь залить дорогую "синтетику" - сможете помыть. Эта процедура практически не воздействует на качество самого свежайшего масла, но потемнеет оно позднее - вам будет приятнее. И в конце концов 3-ий - главный вывод: не покупайте откровенно дешевеньких масел.
МЕНЯЕМ "ПОЛУСИНТЕТИКУ" И "СИНТЕТИКУ"
Так вышло, что в наших опытах мы меняем полусинтетическое масло или на минеральное, или сходу на синтетическое - этакие две крайности. Правда, и в одном, и в другом случае предусмотрели подмену с промывкой и без. Стало быть, вариантов всего четыре.
Наилучшие результаты получили, как несложно додуматься, при подмене на более высококачественное синтетическое масло. При этом, как и в прошлых опытах, бо'льшую работоспособность имело синтетическое масло, которым поменяли "полусинтетику" сходу, без промывки. А вот наименьшая оптическая плотность, напротив, выходит, если помыть. Выходит, что с виду масло свежее, а работает чуток ужаснее.
А вот с подменой "полусинтетики" на "минералку" вышло несколько удивительно. Чуток наилучший итог - при подмене с промывкой (щелочность 1,54 против 1,2). При самом общем истолковании это значит, что для плохонькой "минералки" примесь свежайшей промывки лучше, чем поработавшей "полусинтетики".
Вот мы и дошли до варианта подмены "синтетики" или на "минералку" (с промывкой либо без), или на такую же "синтетику" (тоже - с промывкой либо без).
Наверняка, вы додумались: меняя синтетическое масло на такое же, промывать не нужно - выходит только ужаснее. Но схожий итог у нас и с подменой "синтетики" на "минералку" - с промывкой выходит похуже. Видно, стойкость к окислению у качественного масла настолько высока, что его остаточные характеристики все равно много лучше неплохой промывки.
НЕ Гласите "Я ЗНАЛ"
Пришла пора подытожить результаты. Еще одна проверка (может быть, не последняя) показала - мыть либо не мыть находится в зависимости от того, что на что меняем (см. набросок).
Во всех случаях, когда или начальный, или конечный продукт "синтетика" - мыть не надо либо не непременно. Если бытует минеральное масло, напротив, промывка либо желательна, либо будет нелишней. Но снова повторим: идет речь о результатах, приобретенных нами с неплохой промывкой и очень средней "минералкой" (а может, и просто нехороший). Так что, на самом деле, там, где у нас написано "минеральное масло", идет речь либо о дешевом масле, либо о немного переходившем собственный срок, либо же об отслужившем положенное в очень томных критериях.
И еще любознательный факт. При использовании не плохих масел (о типе базы на данный момент не говорим) промывка мотора может сохранить свежее масло более незапятнанным (светлым), но при всем этом антиокислительные характеристики станут выше, если поменять одно не плохое масло другим без промывки.
*Слово "катализатор" употребляется для упрощения. Строго говоря, катализатором принято именовать вещество, которое не расходуется в процессе реакции.
**Использовалось заранее высоко-качественное промывочное масло.
АЛЕКСАНДР БУДКИН