ИСКРЫ БРИСКА
ИСКРЫ "БРИСКА"
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/ПОСЕЩЕНИЕ
ИСКРЫ "БРИСКА"
ЧЕХИЯ... Красивое ПИВО, Хороший ХОККЕЙ - А Свечки ЗАЖИГАНИЯ?
ТЕКСТ / Миша КОЛОДОЧКИН
Малость ИСТОРИИ
Заглавие компании, где делают показанные на фото свечки, по-своему отражает сложные процессы, сотрясающие Европу до настоящего времени. В 1935 году чешский инженер Брук основал одноименную личную фирму. Но уже сначала 2-ой мировой дело перебегает в руки немца Алойза Рыхли. Соответственное заглавие выдержало до 1944 года, когда на проходной заместо надписи "Rychly" появились буковкы ОНМ. А уже через год компания перебежала в подчинение Управлению заводами авто и авиационной индустрии - PAL (эту аббревиатуру у нас лучше помнят мотоциклисты). В 1949 году - новое "крещение": сейчас в ранге филиала такого же PAL. Год 1953-й принес фирме еще одно имя - "Искра", продержавшееся около 40 лет. Да и оно не стало окончательным - в 1992-м "Искру" спешно переименовали в АО "Бриск Табор". А в 1995 году предприятие практически опять стало личной компанией с чешским капиталом.
В Рф отношение к свечкам с надписью "Brisk" на изоляторе многозначное. Педагог университета все равно купит уфимские либо энгельсские - они дешевле. Работник банка, напротив, возьмет "Бош" либо "Беру" - дороже и престижнее. Что касается технической стороны вопроса, то разнобою воззрений можно только удивляться. А что задумываются обо всем этом производители свеч "Бриск"?
Пан Чапка - состоявшийся человек: практически совладелец компании. Естественно, что он занимает ряд "умеренных" должностей - председатель правления, генеральный директор и пр. Для чего пан растрачивает свои Энциклопедия грузовых автомобилей на создание чешских свеч, когда вокруг столько других именитых производителей? Ведь выживут не все - что тогда?
- Вот и отлично! - достаточно кивает головой пан Чапка. - Останутся наилучшие - что все-таки в этом отвратительного? Кстати, мы тоже предпочитаем сотрудничать с известными фирмами - к примеру, с "Ламборгини"... Двенадцать цилиндров, сотки лошадиных сил - 1-ые попавшиеся свечки ставить на такое нельзя. А "Бриск" - можно!
Что ж, упоминание схожих партнеров впечатляет, но... нам бы для "Самары" чего-нибудть! Про зазоры, электроды и разряды ведает главный "гуру" по свечкам - пан Воправил.
Малость ТЕХНИКИ
Выясняем последующее. "Обычная" свеча для мотора VAZ 2108 Brisk Classic (L15Y) - обычная рабочая лошадь, обязанная справно служить владельцу положенные 20 тыс. км. Применение свечки класса Super (L15YC) с медным сердечником оправдано, если преобладают нередкие недлинные поездки: изолятор центрального электрода таковой свечки чуток длиннее, а поэтому резвее прогревается. На пуске мотора это никак не отразится, зато на рабочий температурный режим свеча выйдет резвее - это существенно улучшает ее самоочистку. Интервал подмены "суперсвечей" - 30 тыс. км на обычном бензине без свинца и 20 тыс. км на обычном. Свечки Extra (LR15ТC) также имеют медный сердечник, но он увенчан 3-мя боковыми электродами, не загораживающими торец центрального. Последнее событие несколько улучшает воспламенение консистенции, а "тройная защита" значительно продлевает срок службы изделия. Боковые электроды работают вроде бы по очереди, что и позволяет фирме гарантировать интервал до подмены в 60 тыс. км. Естественно, опять-таки на бензине без свинцовых добавок.
Самая "крутая" свеча для "самарца" - Platin (LR15YPP). Электродов в ней всего два - боковой да центральный, зато на их нанесены невыгорающие платиновые контакты. Ну и сами электроды не по привычке узенькие - по воззрению разработчиков, это улучшает распространение фонтана пламени. Служит такая свеча аж 90 тыс. км! Верится с трудом, но каталог компании - это ведь документ.
А сейчас - о печальном. "Наикрутейшая" свеча компании Brisk Premium большинству россиян пока ни к чему. Изделие с не по привычке выступающим центральным изолятором и кольцевым боковым электродом не имеет аналогов в мире, но модификация для "самар" и "волг" пока "в перечне не числится". Посреди новых "премиумов" есть и так именуемые многоискровые свечки! Изделие ZC/ZS на каждый сигнал с коммутатора реагирует "троекратным салютом" - поначалу с центрального электрода на первую проводящую ступень, расположенную поверх изолятора, потом - на вторую ступень и уж только потом - на корпус свечки! Понятно, что по сути это один и тот же разряд, разнесенный в пространстве. Любители поэкспериментировать могут без помощи других подобрать ближайшую подходящую свечу из фирменного каталога - на собственный ужас и риск...
Вообщем говоря, предприятие делает не только лишь свечки зажигания: издавна освоены свечки накаливания для дизелей, изделия из технической керамики, разные датчики и т. п. Но вернемся к близкой нам "Самаре". Кстати, свечки "Бриск" идут не только лишь на АвтоВАЗ - в перечне потребителей "Фольксваген", "Дэу", "Шкода" и др. Еще любопытнее, что, не считая основного завода в Таборе, свечки "Бриск" выпускают и на дочернем предприятии в Озерске Калининградской области. Сырье - в главном чешское, разработка и оборудование - тоже, зато изделия - ...русские!
Что касается места свеч "Бриск" в русской табели о рангах, то попытаемся избежать полярных оценок - время покажет. Всех обладателей схожей продукции, в особенности классов "платин", "экстра" и "премиум", просим поделиться впечатлениями от опыта реальной эксплуатации. А мы, со собственной стороны, как и раньше будем испытывать, инспектировать и изучить. Не за горами 3-я серия экспертизы "Чернокнижниченство при свечках"...