Сенсор ПРОТИВ РАДАРА
Сенсор ПРОТИВ РАДАРА
ЭКСПЕРТИЗА ЗР
Сенсор ПРОТИВ РАДАРА
Сейчас объектом нашей экспертизы стали не Ремонт и эксплуатация, обширно приобретаемые для подмены вышедших из строя, не ремонтные материалы либо приспособления, а продукт, можно сказать, узенького предназначения, но ставший в ближайшее время очень и очень животрепещущим. Пойдет речь о сенсорах (в переводе с латыни - "обнаруживателях") радара, некорректно именуемых у нас "антирадарами". Последние по сути - передатчики, которые могут перекрыть работу радара либо изменять его показания. Они всюду запрещены к использованию.
Но до этого, чем перейти к фактически экспертизе, мы желали бы выложить нашу точку зрения на сенсоры. Она не отличается от принятой в цивилизованных странах, где воспользоваться ими не возбраняется (даже поощряется), так как они, в итоге, побуждают водителей снижать скорость до разрешенной, а означает, способствуют более неопасному движению. Правда, тут требуется пояснение: "там" милиция пользуется радарами в большей степени на небезопасных участках дорог и сначала для профилактики дорожных происшествий, а не для поборов, чего, как досадно бы это не звучало, у нас нет и в помине: засады ГАИ в большинстве случаев можно найти в местах, быстрее неопасных (ограничивают, скажем, скорость знаком "40 км", где в нем нет никакой необходимости), но ведь ни для кого не тайна, зачем их устраивают. Потому в данной экспертизе мы не могли обойти и наших реалий. Все же мы исходим из 1-го, головного посыла: правила движения - все и, в особенности, касающиеся высокоскоростных режимов - должны обязательно соблюдаться, и в сенсоре радара мы лицезреем как раз один из инструментов, содействующих этому.
А на данный момент о том, что проявили сравнительные тесты нескольких присутствующих на нашем рынке сенсоров, проведенные корреспондентом "За рулем" в Тольятти Сергеем МИШИНЫМ вместе с профессионалами.
КОЕ-ЧТО О "БАРЬЕРЕ-2М"
Радар, которым пользуются в ГАИ, как и 5 годов назад, все тот же: "Барьер-2М" - радиолокационный прибор измерения скорости, способности которого по сегодняшним меркам невелики. Напомним о их. Дальность деяния - менее 300 метров. Правда, встречаются экземпляры, у каких "зрения" хватает и на 500. "Барьер" может "выхватить" тот автомобиль из потока, который опережает его на 20 км/ч, если скорость основной массы машин не достигнула 80 км/ч, и 30 км/ч, если все мчатся за сотку. У радара есть таймер (секундомер), отсчитывающий время с момента замера скорости до ее сброса. Въедливый шофер может по нему узнать, его ли скорость зафиксирована на радаре. Правда, как указывает практика, демонстрация времени только наращивает сумму штрафа.
"Барьер-2М" работает в 2-ух режимах. Автоматический - для "ленивых" гаишников. Прибор нацеливают на дорогу, устанавливают порог скорости, при котором он срабатывает (обычно, на 10 км/ч выше разрешенной; при 60 - это 70 км/ч, беря во внимание погрешность спидометра и самого радара), и поджидают нарушителя. Так обычно поступают на стационарных постах ГАИ, где бывает много работы. Но все таки наказать случайного торопыгу излишним не будет. Другой режим - ручной. "Барьер" преобразуется в подобие пистолета: навел ствол на машину, прицелился, скорость вспыхнула на табло, надавил на спусковой крючок - готово - числа застыли и начался отсчет времени. К этому приему прибегают все почаще и почаще, в особенности в засадах.
Еще "Барьер-2М" может "стрелять" и в спину - на дисплее высветится скорость удаляющегося автомобиля. Но этим пользуются изредка - очень не достаточно подходящих ситуаций.
РАДАР-ДЕТЕКТОРЫ КАК ТАКОВЫЕ...
Большая часть из имеющихся сейчас в продаже радар-детекторов зарубежного производства. Они способны различать не только лишь силу, да и частоту зафиксированного сигнала гаишного радара. Что это означает? Поясним. Там, на Западе, ну и где-то у нас радары могут работать на различных частотах, а далековато не у всех водителей есть сенсоры, способные принимать широкий диапазон излучаемых радарами радиоволн. По этому признаку (частоте) большая часть радаров делят на четыре группы: излучающие в Х-диапазоне (в нем работает российский "Барьер-2М" и прошлые его модели), в К- и Ка-диапазонах. А не считая того, милиция часто применяет и лазерные радары (4-ая группа) - самые современные приборы контроля скорости. Лазерный луч сенсоры тоже могут найти.
Для экспертизы мы избрали приборы, регистрирующие сигналы радаров всех диапазонов, включая лазерный: один канадский "Бэл" (Bel-500i), две японские "кобры" (Cobra-213 и 214) и три американских "вистлера" (Whistler-1430, 1455 и 1480).
Итак, приступим к исследованию инструкций и осмотру сенсоров. Тип радара либо излучаемый спектр на всех устройствах шофер определяет по вспыхнувшему светодиоду (для каждого спектра - собственный цвет) и звукам различного тона, которые издают интегрированные в их "пищалки". Исключение "Вистлер-1480" - на его экране в торце прибора высвечивается определенное слово (фраза). Мощность сигнала радара, вырастающую по мере приближения к засаде - источнику излучения, определяют по количеству пылающих светодиодов из другого ряда (alert), обычно, красноватого цвета, а еще - по частоте звукового сигнала. Чем поближе "Барьер", тем больше вспыхнувших светодиодов (всего их четыре-пять) и выше частота звука. Кстати, громкость всех устройств достаточна даже при открытых окнах.
У каждого прибора-детектора два режима - "Xайвей" (Highway - шоссе) и "Сити" (City - город). Из самих этих заглавий ясно, когда какой включать. В первом случае у сенсора эффективность (чувствительность) будет выше, во 2-м - ниже. Оно и понятно: в городке, в промышленных зонах много помех, вызывающих к тому же неверное срабатывание сенсора. Кстати, при выключении питания избранный режим "Хайвей" либо "Сити" "помнят" "америкосы" и "канадец". У радар-детекторов есть и дополнительные "услуги". Например, можно включить ночной режим и понизить яркость ламп, регулировать громкость зуммера либо совсем его отключать и т.п. И еще: "Кобра-214" и "вистлеры" могут принимать лазерные лучи радаров со всех боков - приемник обозревает на 360°.
Сейчас попробуем закрепить сенсоры в машине. Изготовители предлагают два варианта - на присосках к ветровому стеклу и "липучках" к панели устройств. Аннотация советует не загораживать сенсоры предметами, например щетками очистителя, - это может усугубить прием. Мы так и поступали - укрепляли выше щеток.
Включать "Бэл" и "вистлеры" комфортно - стоит только надавить кнопку. У "кобр" придется крутить ручку громкости - не многим профессионалам это понравилось. После запуска приборы "готовятся к работе" приблизительно две секунды - они инспектируют заложенные в их режимы.
А Сейчас ОПРОБУЕМ...
В одной машине - "Самаре" повдоль нижней кромки стекла выстраиваем в ряд приборы и трогаемся в путь. В городке "вистлеры" молчат, как будто воды в рот набрали. Различные помехи - радиотелефоны, автоматические двери, высоковольтные полосы не смогли выжать из их ни звука даже в режиме "Хайвей". "Кобры" время от времени попискивали при "взоре" на светофоры. Да и "Сити" не принудил их замолкнуть - пореже, но глас они подавали. Самым "разговорчивым" оказался "Бэл". Он реагировал на все попорядку - светофоры, провода, радиостанции и даже на встречные авто. Правда, каждый раз он издавал различные звуки. Но разобрать, когда "Бэл" предупреждает об угрозы - радаре, может сходу только человек с музыкальным слухом. Таких посреди нас не оказалось - учить его "язык" пришлось длительно. А еще прибор очень чувствителен к погодным условиям и времени суток. К примеру, в черное время он "собирает" меньше помех.
Но пора приступать к делу. Итак, "кобры", "вистлеры" и "Бэл" против "Барьера".
Предварительное испытание - проверка дальности деяния радар-детекторов на прямом горизонтальном участке шоссе. Радар установлен в положение автоматического контроля. Найденным "Барьер" считали с момента точного, повсевременно работающего звукового и светового сигналов сенсоров (результаты - в таблице).
Неоспоримо на первом месте - все "вистлеры": даже семикилометрового участка прямой не хватило, чтоб найти предельную дальность срабатывания. И в режиме "Сити" этот показатель не ухудшился, просто звуковой сигнал стал чуток тише.
На втором месте - обе "кобры": дальность практически схожа - около 4 км. Но единичные неразговорчивые вспыхивания бардовых светодиодов Х-диапазона обоих сенсоров появились еще ранее. Специалисты увидели их приблизительно за километр до возникновения точных звуковых сигналов.
А вот "Бэл", как досадно бы это не звучало, разочаровал. Мировоззрение едино - "в разведку" его лучше не брать. Он позвякивал, как и в городке, по хоть какому поводу - встречная машина, провода ЛЭП, что пересекали шоссе, и еще море невидимых нам электрических волн. Включение "Сити" не посодействовало, хотя "язык" его малость укоротился. При всем этом существенно снизилась (в основном, чем у "кобр") чувствительность на дальность приема.
Вобщем, расстояние в один километр у "Бэла" - худший показатель посреди сенсоров - все равно достаточное, чтоб погасить высшую скорость.
Последующее сопоставление: ширина захвата приемного устройства в горизонтальной плоскости. Радар поставили на расстоянии 300 м за плавным поворотом (приблизительно 120°). Машина ГАИ была прикрыта узенькой лесопосадкой. Луч "Барьера" направили на прямой участок дороги, где наша "Самара" появлялась, уже окончив поворот.
И тут уверенно выиграли все три "Вистлера". Они срабатывали приблизительно за километр, другими словами далековато до поворота с огромным, чем у других, углом захвата. И опять включение режима "Сити" не понизило ширины захвата сенсора. "Кобры" и "Бэл" сработали практически идиентично, проиграв "янки" 300 метров. Зато в режиме "Сити" обе "кобры" отыграли у "канадца" по 50 метров.
Задачку усложняем - закрытый поворот. Дорога огибает высочайший бугор. Конкретно за ним мы упрятали машину ГАИ. От поворота до радара - 250 метров. "Барьер" фиксирует скорость машины, как она возникает из-за холмика.
"Вистлеры" вновь впереди, каждый как будто носом чует "неудачу" уже за 1100 метров. А до машины ГАИ еще полкилометра! "Кобры" и "Бэл" в этой ситуации на равных и не с наилучшими показателями - 600 метров. В режиме "Сити" на понижение скорости остается метров 100 - это малость. Если скорость высока - неопасно затормозить не получится.
Новенькая вводная - определяем спектр захвата приемных устройств сенсоров в вертикальной плоскости. Радар прячем в низине под спуском длиной 250 метров. Ситуация сложная - в самом низу дорога перед переломом поворачивает градусов на 30. Радар нацеливаем ниже верхушки перелома, при этом так, чтоб показавшаяся машина уже была под контролем. Ну, что вы сейчас скажете, господа сенсоры? В закрытом повороте вы очевидно воспринимали сигналы, отражающиеся от машин, деревьев, рельефа местности, в конце концов. Тут такового не будет, ведь часть лучей радара упирается в дорогу, другая - "выстреливает" в небо!
Все же, "вистлеры" дружно просигналили ровно за километр до ловушки. Независимо от режима. В режиме "Хайвей" внезапно для всех "Бэл" отыграл у обеих "кобр" 150 метров. Вот это да! А в "Сити" "жители страны восходящего солнца" совместно с "канадцем" сработали ровно за 300 метров, оставив на раздумье водителю всего 50. Педаль тормоза в пол, и мы успеваем "опуститься" с 70 до разрешенных 40 км/ч, чуть не повиснув на "крючке" инспектора ГАИ.
В конце проверок он предложил самую сложную и рискованную (для автовладельца) операцию - лобовую атаку, где обещал взять верх над нами и заокеанскими штуковинами. Согласились - не отступать же. У инспектора "Барьер" выключен - он пустит его в ход за 250-300 метров в зоне гарантированного приема. Наша задачка - успеть сбавить скорость с 50 до 40 км/ч. Мы катимся к уже видимому нами инспектору ГАИ. 6 приборов-защитников напряженно всматриваются в одинокую фигуру. Лицезреем, как он вскидывает ствол... Возмущенно заверещали "вистлеры", взвизгнули "кобры", истошно заголосил "Бэл", шофер одномоментно надавил на тормоз - но... на радаре, как досадно бы это не звучало, отметка 50! Мы проиграли, чего и следовало ждать.
ПОБЕДЫ И ПОРАЖЕНИЯ
В соревнованиях меж радар-детекторами 1-ое место, при этом с огромным отрывом, заняли "вистлеры". Независимо от модели они срабатывают в обычных ситуациях более чем за километр.
"Кобры" крепко заняли 2-ое место, хотя по чувствительности и были немногим лучше "Бэла". А вот последний сенсор - прямо-таки гробит его завышенная чувствительность к помехам.
Но в границах прямого "выстрела" хоть какой сенсор не помогает. Так что они все не панацея, а только ассистенты, предупреждающие о близости радара.
Фото создателя
Редакция благодарит ГАИ городка Тольятти за помощь в подготовке материала.
Спектры частот радиоволн, принимаемых сенсорами и излучаемых радарами: "Барьером-2М", его предшественниками, новыми фото- и видеорадарами.
Слева вправо: "Бэл-500i" (Bel-500i);
"Кобра-214", 213 (Kobra); "Вистлер-1430", 1455, 1480 (Whistler).
Лазерный луч радара "лупит" намного далее обыденных в предынфракрасном спектре. Его можно узреть, но "увернуться" от него трудно (для справки - 1 нм=0,000000001 м).