МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ
МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ
ТЕХНИКА
/КОНСТРУКЦИИ
МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ
КАК Тяжело СТАТЬ Автомобилем с откидным верхом
ТЕКСТ / Миша ГЗОВСКИЙ,
СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
Даже в северных странах время от времени бывает тепло и солнечно. Проедемся в автомобиле с откидным верхом?
Открытый автомобиль с несущим кузовом - непростая и дорогая конструкция, почти во всем отличающаяся от однофамильцев-седанов. Потому именитые компании доверяют делать такие машины спец фирмам - к примеру, СААБ - финской "Валмет", а "Опель" - итальянской "Бертоне".
В структуру кузова заносят суровые конфигурации. В фронтальной части его усиливают опорами. Так, у "Peugeot 206 СС" трубы поперечником приблизительно 40 мм изготовлены из трехмиллиметровой стали и соединяют точки крепления мотора с панелью пола на уровне фронтальных сидений. Подобные усилители тянутся от фронтальной части пола до багажника, дополняя лонжероны. У последних, кстати, стены "пополнели" на мм. Не считая этого, от поперечин пола до полосы стекол идут вертикальные балки поперечником 40 мм при толщине стены 4 мм. Стойка крепления ветрового стекла также толще обыкновенной на 1,5 мм.
Салон и багажник открытых машин делит оребренная перегородка, приваренная к боковинам кузова. На хардтопах к усилителям перегородки укрепляют механизм подъема крыши. Задние крылья тоже связаны дополнительной поперечиной. Даже двери, хотя время от времени и заимствуют у базисной модели, усиливают железным профилем и навешивают на более крепкие петли.
Дополнительное "железо" присваивает кузову нужную твердость и безизбежно делает автомобиль с откидным верхом тяжелее схожего купе. У малогабаритных моделей "перевес" не меньше 60 кг, у огромных кабриолетов и хардтопов - до 200 кг.
Достаточно теории! Пора в путь. Только не запамятовать самое главное - опустить крышу.
На неких автомобилях это можно сделать даже на расстоянии, с брелока сигнализации. На дешевых моделях придется открыть пару замков на рамке ветрового стекла и отодвинуть тент вспять, а убрав, прикрыть нишу, куда он скрывается, особым чехлом. Нехитрая операция занимает не больше полминуты, но сейчас автомобили с откидным верхом и родстеры все почаще оснащают электроприводом. Надавил кнопку в салоне, и крыша практически бесшумно скрылась за сиденьями. Снять "шапку" можно даже на ходу (молвят, у хозяев родстеров это считается особенным шиком), но только если скорость не выше 10 км/ч. Блокировка нужна: на солидной скорости автомобиль с поднимающимся тентом перевоплотится в неуправляемый парусник.
Конструкция хардтопов, очевидно, труднее. Крыша "Peugeot 206СС" состоит из 2-ух подвижных панелей, соединенных шарнирно сочлененными рычагами. Гидравлическая система, по которой под давлением до 130 бар циркулирует масло, приводит в действие рычаги и, соответственно, обе панели. Командует всей этой "кухней" электрический блок, упрятанный в центральной части кузова. На фронтальной панели крыши есть две защелки, фиксирующие 45-килограммовую конструкцию в закрытом положении. Купе становится открытым автомобилем за 20 секунд.
Чтоб сложить жесткий верх более приличного БМВ-320, фирмам "Бертоне" и "Эдша" пришлось разламывать крышу на три части. Но принцип таковой же, как у "Пежо", - "шапку" снимают два гидроцилиндра. Крыша уезжает в отведенную ей нишу меж салоном и багажником, и на заключительной стадии ее накрывает особая полка.
Спецы "Audi" сделали совершенно необыкновенный автомобиль. Кроме стандартного родстера на базе модели ТТ с автоматом убирающимся тентом, компания предлагает вариант с 2-мя "головными уборами". Весной жесткую крышу можно снять совсем, открыв три замка - два за спинками сидений, один - над рамкой ветрового стекла. Делать это придется паре неслабых парней - пластмассовый колпак не только лишь массивный, да и тяжкий. Зато под зимней ушанкой - легкая панама: тент, хоть и опускаемый вручную, но подчиненный даже дамским рукам.
Вот чувство, ради которого стоило строить таковой непростой автомобиль! Под нежными солнечными лучами и экзальтированными девичьими взорами выезжаем из пыльного загазованного городка. Оказывается, наслаждение от поездки резко понижается с ускорением. Поближе к 100 км/ч не то что говорить, дышать в продуваемом встречным потоком салоне становится тяжело.
Чтоб сделать в машине локальный климат, не надо снижать скорость либо останавливаться, довольно поднять боковые стекла. На многих машинах еще есть одно стекло за сиденьями. Сейчас даже на скорости за 100 км/ч можно вести негромкую беседу.
И все-же на поворотах нога сама тянется к педали тормоза. Как-то некомфортно в автомобиле без жесткой крыши и массивных боковых стоек.
По статистике, около 30% аварий, в которые попадают родстеры и автомобили с откидным верхом, завершаются переворотом. Видимо, посреди хозяев этих машин в особенности много "жарких голов" (поэтому и выбирают они продуваемые авто?). Естественно, ехать в открытом автомобиле, не пристегнувшись ремнем безопасности, может только самоубийца. Если же путники не третируют простым требованием, шансов пострадать при перевороте у их, по уверениям производителей, не больше, чем у тех, кто имеет постоянную крышу над головой.
Главным элементом безопасности служит рамка ветрового стекла, которая существенно изощреннее по конструкции, чем у седанов, купе и хэтчбеков. Обычно, она состоит из нескольких профилей различной жесткости. Сзади сидений установлены особые массивные дуги. Обычно они агрессивно связаны с поперечиной кузова, установленной меж салоном и багажником.
Дизайнеры "Мерседес-Бенца" решили, что дуги портят аристократичный костюмчик. На автомобиле с откидным верхом SL спасительная дуга, а на модели CLK два особых сверхпрочных подголовника подымаются исключительно в критичной ситуации. Ее распознает бортовик, получающий информацию от датчиков аварийного наклона. Всего за 0,35 с машина "выстреливает" дугой либо подголовниками. Интересно, что подголовники CLK срабатывают и при наезде сзади. Кстати, их можно активизировать без помощи других - нажатием кнопки. Очень неплохой метод изумить прохожих!
Ну вот, пора ворачиваться. Естественно, поездить в автомобиле с откидным верхом очень приятно. Но за наслаждение придется платить...
И не только лишь заботами о мягеньком тенте (в аннотации к автомобилю этому мероприятию посвящена отдельная страничка) и волнениями по поводу его целостности: не ровен час машину увидит желающий проверить "тряпку" на крепкость. Современный автомобиль с откидным верхом либо родстер дороже жесткого собрата в среднем на 5-13 тыщ баксов. Чем престижней базисная модель, тем больше придется платить за "солнечную" версию. Не считая того, томные машины прожорливее (в особенности с опущенной крышей - сказывается ухудшение аэродинамики) на 0,1- 0,7 л/100 км по сопоставлению с подобными купе.
Вобщем, многие считают все это справедливой платой за место под солнцем.
НАША СПРАВКА
Автомобиль с откидным верхом - двух- либо 4-х дверный автомобиль со сдвигающейся вспять мягенькой крышей - тентом.
Родстер, спайдер - двудверный двухместный (пореже 2+2) автомобиль с мягенькой крышей, убирающейся в специальную нишу за сидением.
Хардтоп - двудверный автомобиль со складывающейся жесткой крышей. Такие кузова время от времени именуют также купе-кабриолет либо родстер с жесткой крышей.
Купе "Peugeot 206 СС" преобразуется в родстер всего за 20 секунд.
Надеть на " Audi ТТ" "панаму" нетрудно; еще тяжелее натянуть "зимнюю шапку".
Массивные дуги обеспечивают Законодательство, а подъемное стекло - комфорт.
При критичном наклоне спасительная дуга "выстрелит" ранее, чем пассажиры успеют ужаснуться.
БМВ-520 работы "Бертоне".