ВОЗДУШНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
ВОЗДУШНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
Томная Толика
Масса современного автомобиля с откидным верхом приметно – на 60 – 200 кг – выше, чем у аналога с обыкновенной (несъемной) крышей. Открытый кузов нужно усиливать, при этом требования к жесткости все растут.
Кузов усиливают трубами, обычно, квадратного сечения, с шириной стен до 3 мм. Их «тянут» от мест крепления мотора к полу, где устанавливают сидения. Сильную распорку монтируют и меж салоном и багажником, лонжероны тоже усиливают. Дополнительную нагрузку несет и рамка ветрового стекла. Обычно ее утолщают приблизительно на 1,5 мм, а иногда и приметно меняют форму.
Даже мягенькая раскладная крыша (не говоря о жесткой!) – сложное устройство, состоящее из нескольких сот деталей. Конструктивно автомобиль с откидным верхом – не модификация серийной машины, а, на самом деле, отдельная модель, требующая других технологий. Не умопомрачительно, что открытые авто доверяют строить спец фирмам: «Валмет», «Карманн», «Элье» и др. Кстати, их инженеры участвуют и в разработке конструкции.
ОСТАВЬТЕ «ШАПКУ» ДОМА
Самый обычный и менее трудозатратный для конструкторов и производства кузов – тарга. Сейчас это заглавие практически позабыто, держится его, пожалуй, только компания «Порше», которая одной из первых начала строить такие кузова в 1960-х.
Среднюю часть крыши, открыв особые замки, можно снять и убрать в багажник либо бросить в гараже. Сделать это нетрудно и нетяжело – сегодня такую «шапку» изготавливают, обычно, из легкого сплава, а то и совсем из пластика.
Более сложную конструкцию предлагает «Порше». На модели «911 Тарга» прозрачная середина крыши автоматом уезжает за заднее стекло. Несущие боковины крыши у такового кузова несъемные. Но на аналогичном по конструкции «Смарте» их можно «отстегнуть» и убрать, к примеру, за сидения.
СШИТ КОЛПАК
Кабриолетов с мягенькой крышей пока большая часть. Естественно, сегодняшние тенты далеки от простого брезента. Материя – уплотненная, влаго- и морозоустойчивая, ну и прорезать ее не очень просто. Покупателям нередко предлагают несколько цветов. Обогреваемое заднее стекло стало нормой, а сегодня конструкторы умудряются встроить в тент даже лючки (ЗР, 2004, № 5).
Меньше автомобилей с тентом, складывающимся вручную. Даже на маленьких моделях нередко используют электропривод. Традиционные автомобили с откидным верхом, у каких крыша складывалась «гармошкой» за сидением, равномерно занимают места в музеях. Инженеры исхитряются «скрутить» тент настолько компактно, что он умещается в нише под маленький крышкой. Это не столько эстетическое, сколько аэродинамическое требование. Автомобиль со снятой крышей приметно проигрывает в обтекаемости обыкновенному, не считая того, конструкторы вовсю борются за понижение шумов, потому стараются очень «загладить» кузов.
В качестве функции многие компании предлагают жесткие крыши-колпаки. Их обычно ставят на зиму, а летом оставляют в гараже.
И КУПЕ Преобразуется...
1-ые машины с убирающейся жесткой крышей (ранее такие называли хардтоп – жесткий верх) появились еще посреди 1930-х.
Крыша современных купе-кабриолетов (сегодня их почаще зовут так и обозначают СС) – сложное инженерное сооружение. За 20–30 секунд она ломается на две, время от времени три части, складывается в «бутерброд» и уезжает в услужливо приоткрытый багажник. Одним электроприводом тут, естественно, не обойтись, основная работа ложится на гидравлику. Давление в гидросистеме серьезное – более 100 бар. Убрать крышу можно даже на ходу, но на скорости до 20–30 км/ч. Ошибка исключена – процесс держит под контролем электроника.
Раскладные крыши отымают, зависимо от класса автомобиля, 100–300 л багажника. В нем обычно ставят ограничительную шторку, напоминающую обладателю о лимите.
Конструкторы без утомились мудрят над совершенствованием крыш, стараясь уложить их как можно более компактно. Это лучше удается, если разделять верх на большее количество частей, но тогда – дополнительные Ремонт и эксплуатация, килограммы, издержки. Вобщем, «крышных дел» мастерам помогают технологи, колдуя над новыми, более легкими материалами.
Радиальная ОБОРОНА
По западноевропейской статистике более 30% аварий кабриолетов – опрокидывание. Видимо, хозяев, посреди которых много юных, жарких голов, дополнительно провоцирует встречный ветер.
Ремни, очевидно, неотклонимы, но только ими не обойтись. Главные элементы защиты – рамка ветрового стекла и дуги сзади. Первую делают очень громоздкой, вроде бы нависающей над салоном. Посадка из-за этого чуток наименее комфортна, зато возможно обойтись без портящих внешний вид защитных дуг за спинками сидений. Последние почаще ставят на машинах Подвескаивного стиля либо дешевых.
Все обширнее используются автоматические защитные дуги. В походном состоянии их не видно, а чуть электрические датчики ощутят, что опрокидывание безизбежно, защита выстреливает приблизительно за 0,3 с. Время от времени роль дуг делают штатные подголовники.
Конечно, не обделены обладатели кабриолетов и подушками безопасности. Боковые мешки, повторяющие формой профиль сидячего человека, прячут в дверцах. В общем, радиальная оборона в открытом автомобиле надежна, но лучше испытывать ее только на манекенах.
Чтоб стать обладателем автомобиля с откидным верхом, необходимо дополнительно раскошелиться на несколько тыщ евро. Добавьте к этому завышенный (на 0,1–0,7 л/100 км), в особенности с опущенным верхом, расход горючего, смиритесь с потерями в скорости и динамике. И все же людей, по воззрению которых эта математика очень скучна для настолько симпатичных, романтичных авто, с каждой весной больше.