Авторынок на дне итоги полугодия
Итоги продаж новых автомобилей в России за первые полгода обескураживают – падение составило почти 50%. При этом с каждым месяцем спрос становится все ужаснее, и рынок падает все посильнее. Об уроках и перспективах – Игорь Моржаретто ИТОГИ Нехорошие И СОВСЕМ Нехорошие
С начала сегодняшнего года в России продано чуток больше 760 тыс. новых автомобилей, при этом в июне, месяце больших продаж, – наименее 120 тыс. А ведь еще в апреле правительство запустило программку льготного кредитования при покупке российских авто! Тем не менее спрос по сравнению с прошлым годом сократился в два раза, низкие результаты практически у всех производителей. Неслыханная картина: по сей денек не все реализовали продукцию прошлого модельного года. Чтоб привлечь клиентов, снижали цены на модели не только 2008-го, но и текущего года выпуска, но даже таковой отчаянный шаг не помог приостановить обрушение реализации.
1
Если безоценочно цитировать статистические выкладки, то лидерами продаж за первое полугодие следует именовать машины АВТОВАЗа (180 тыс. шт.), южноамериканские «Шевроле» (60 тыс.) и «Форд» (49 тыс.). Но это меньше, чем в прошедшем году. Только «Фольксваген» и «Ситроен» за полгода смогли показать прирост по сравнению с годом прошлым. Первый – благодаря прибыльным ценам на машины, собранные в России, а второй – за счет низких продаж годом ранее и весьма симпатичных скидок на модели прошедшего года выпуска (таких авто в запасе скопилось много). Очень пострадали от кризиса японские производители фаворитных автомобилей средней цены: «Мицубиси» (– 67%), «Хонда» (– 57%), «Сузуки» (– 60%), «Субару» (– 53%). Но больше всего сократился спрос на модели «Додж» (– 88%), «Джип» (– 85%) и «Крайслер» (– 82%). Материнская компания – банкрот, поставки идут с перебоями, оттого доверие к американским маркам свалилось.
Так как машины не находят сбыта, на лето запирались многие автозаводы – «Джи-Эм», «Форд», «Иж-Авто», «Соллерс», ГАЗ; другие работали вполсилы.
МОДЕЛИ
2В списке более продаваемых моделей по итогам полугодия укрепили свое лидерство авто самого нового автовазовского семейства – «Лада-Приора». Хорошо продаются «калины» – они вышли на четвертую строку. А вот «Самара» и «классика», хотя и занимают вторую и третью строки рейтинга соответственно, теряют популярность резвее всех. На пятой строке «Форд-Фокус», следом за ним «Рено-Логан» и «Шевроле-Лацетти». Похоже, в ближайшее время экономный «француз» опередит признанного фаворита последних лет – «Фокус». Неудивительно – в начале года модель подорожала на 20%! И хотя летом компания предоставляла фактически на все модификации «Фокуса» скидку в 60 тыс. рублей, покупатели предпочитали более доступный «Логан» (компания «Рено» заморозила цены на уровне 2008 года).
И вообще россияне стали брать более дешевенькие авто. По оценкам агентства «Автостат», в первом полугодии средняя цена покупки снизилась с 22 до 18,5 тыс. баксов. В десятке фаворитов по итогам первого полугодия семь автомобилей русского производства, и все не дороже 16 тыс. баксов. Базу продаж составили машины 2008 года выпуска, которые реализовывались по прошлогодним ценам. А сильнее всего просел сектор автомобилей, созданных для среднего класса потребителей: сравнимо дорогие «Тойота-Королла», «Ниссан-Тиида», «Мицубиси-Лансер». Последний скатился с шестого места в рейтинге популярности на девятнадцатое. Чтоб выжить, производители решают очевидно обязанные меры. Так, на российском рынке возобновились реализации «Лансера»... предшествующего поколения.
В РЕГИОНАХ
В Москве спрос на новые авто свалился меньше, чем в среднем по рынку, – «всего» на 33%. Во многих областях ситуация ужаснее. Стремительнее всего падение в Поволжье и на Урале. Намного меньше приобретают в Самарской и Нижегородской областях, в Башкортостане, Татарстане и Удмуртии. Фаворит спада – Пермский край: тут реализации снизились более чем в пять раз.
А вот спрос на подержанные
машины сократился куда меньше, чем на новые: всего на 13%. Россияне
стали сберегать на покупке автомобиля: выбирают либо экономный, либо бэушный…
КРЕДИТЫ
Обстоятельств тому несколько: и снизившиеся реальные доходы, и неуверенность в завтрашнем деньке (минимум 30% опрошенных граждан боятся увольнения), и, конечно же, сокращение кредитных предложений. В первом полугодии 2009 года объем автокредитов снизился в пять раз! Годом ранее каждый 2-ой автомобиль продавался в кредит, теперь – только каждый десятый. Нужно увидеть, более половины взявших кредит для покупки машины выплачивают его с трудом. А правительственная кампания по предоставлению льгот пока популярностью не пользуется. За первые 100 дней ее деяния помощь у государства для выплаты процентов попросили всего около 32 тыс. человек, получили – меньше 18 тыс. Для нашего рынка это капля в море…
КАКОВЫ ПЕРСПЕКТИВЫ?
По заверениям ряда узнаваемых аналитиков, русский авторынок уже достигнул дна. Вопрос в том, когда он начнет подниматься. Видимо, не скоро. Аналитики, как российские, так и зарубежные, считают, что меры, предпринимаемые правительством для поддержания рынка, недостаточны, а целевая поддержка неких производителей не даст никакого результата. По прогнозам, реализации автомобилей могут ожить только с 2010 года. Если в нынешнем году они свалятся до 1,2–1,4 млн. машин, то в 2010-м могут вырасти только незначительно – до 1,5 млн.