Авторынок на дне итоги полугодия
Итоги продаж новых автомобилей в России за первые полгода обескураживают – падение составило почти 50%. При этом с каждым месяцем спрос становится все ужаснее, и рынок падает все посильнее. Об уроках и перспективах – Игорь Моржаретто
ИТОГИ Нехорошие И СОВСЕМ Нехорошие
С начала сегодняшнего года в России продано чуток больше 760 тыс. новых автомобилей, при этом в июне, месяце больших продаж, – наименее 120 тыс. А ведь еще в апреле правительство запустило программку льготного кредитования при покупке российских авто! Тем не менее спрос по сравнению с прошлым годом сократился в два раза, низкие результаты практически у всех производителей. Неслыханная картина: по сей денек не все реализовали продукцию прошлого модельного года. Чтоб привлечь клиентов, снижали цены на модели не только 2008-го, но и текущего года выпуска, но даже таковой отчаянный шаг не помог приостановить обрушение реализации.

Если безоценочно цитировать статистические выкладки, то лидерами продаж за первое полугодие следует именовать машины АВТОВАЗа (180 тыс. шт.), южноамериканские «Шевроле» (60 тыс.) и «Форд» (49 тыс.). Но это меньше, чем в прошедшем году. Только «Фольксваген» и «Ситроен» за полгода смогли показать прирост по сравнению с годом прошлым. Первый – благодаря прибыльным ценам на машины, собранные в России, а второй – за счет низких продаж годом ранее и весьма симпатичных скидок на модели прошедшего года выпуска (таких авто в запасе скопилось много). Очень пострадали от кризиса японские производители фаворитных автомобилей средней цены: «Мицубиси» (– 67%), «Хонда» (– 57%), «Сузуки» (– 60%), «Субару» (– 53%). Но больше всего сократился спрос на модели «Додж» (– 88%), «Джип» (– 85%) и «Крайслер» (– 82%). Материнская компания – банкрот, поставки идут с перебоями, оттого доверие к американским маркам свалилось.
Так как машины не находят сбыта, на лето запирались многие автозаводы – «Джи-Эм», «Форд», «Иж-Авто», «Соллерс», ГАЗ; другие работали вполсилы.
МОДЕЛИ
В списке более продаваемых моделей по итогам полугодия укрепили свое лидерство авто самого нового автовазовского семейства – «Лада-Приора». Хорошо продаются «калины» – они вышли на четвертую строку. А вот «Самара» и «классика», хотя и занимают вторую и третью строки рейтинга соответственно, теряют популярность резвее всех. На пятой строке «Форд-Фокус», следом за ним «Рено-Логан» и «Шевроле-Лацетти». Похоже, в ближайшее время экономный «француз» опередит признанного фаворита последних лет – «Фокус». Неудивительно – в начале года модель подорожала на 20%! И хотя летом компания предоставляла фактически на все модификации «Фокуса» скидку в 60 тыс. рублей, покупатели предпочитали более доступный «Логан» (компания «Рено» заморозила цены на уровне 2008 года).
И вообще россияне стали брать более дешевенькие авто. По оценкам агентства «Автостат», в первом полугодии средняя цена покупки снизилась с 22 до 18,5 тыс. баксов. В десятке фаворитов по итогам первого полугодия семь автомобилей русского производства, и все не дороже 16 тыс. баксов. Базу продаж составили машины 2008 года выпуска, которые реализовывались по прошлогодним ценам. А сильнее всего просел сектор автомобилей, созданных для среднего класса потребителей: сравнимо дорогие «Тойота-Королла», «Ниссан-Тиида», «Мицубиси-Лансер». Последний скатился с шестого места в рейтинге популярности на девятнадцатое. Чтоб выжить, производители решают очевидно обязанные меры. Так, на российском рынке возобновились реализации «Лансера»... предшествующего поколения.
В РЕГИОНАХ
В Москве спрос на новые авто свалился меньше, чем в среднем по рынку, – «всего» на 33%. Во многих областях ситуация ужаснее. Стремительнее всего падение в Поволжье и на Урале. Намного меньше приобретают в Самарской и Нижегородской областях, в Башкортостане, Татарстане и Удмуртии. Фаворит спада – Пермский край: тут реализации снизились более чем в пять раз.
А вот спрос на подержанные
машины сократился куда меньше, чем на новые: всего на 13%. Россияне
стали сберегать на покупке автомобиля: выбирают либо экономный, либо бэушный…
КРЕДИТЫ
Обстоятельств тому несколько: и снизившиеся реальные доходы, и неуверенность в завтрашнем деньке (минимум 30% опрошенных граждан боятся увольнения), и, конечно же, сокращение кредитных предложений. В первом полугодии 2009 года объем автокредитов снизился в пять раз! Годом ранее каждый 2-ой автомобиль продавался в кредит, теперь – только каждый десятый. Нужно увидеть, более половины взявших кредит для покупки машины выплачивают его с трудом. А правительственная кампания по предоставлению льгот пока популярностью не пользуется. За первые 100 дней ее деяния помощь у государства для выплаты процентов попросили всего около 32 тыс. человек, получили – меньше 18 тыс. Для нашего рынка это капля в море…
КАКОВЫ ПЕРСПЕКТИВЫ?
По заверениям ряда узнаваемых аналитиков, русский авторынок уже достигнул дна. Вопрос в том, когда он начнет подниматься. Видимо, не скоро. Аналитики, как российские, так и зарубежные, считают, что меры, предпринимаемые правительством для поддержания рынка, недостаточны, а целевая поддержка неких производителей не даст никакого результата. По прогнозам, реализации автомобилей могут ожить только с 2010 года. Если в нынешнем году они свалятся до 1,2–1,4 млн. машин, то в 2010-м могут вырасти только незначительно – до 1,5 млн.
С начала сегодняшнего года в России продано чуток больше 760 тыс. новых автомобилей, при этом в июне, месяце больших продаж, – наименее 120 тыс. А ведь еще в апреле правительство запустило программку льготного кредитования при покупке российских авто! Тем не менее спрос по сравнению с прошлым годом сократился в два раза, низкие результаты практически у всех производителей. Неслыханная картина: по сей денек не все реализовали продукцию прошлого модельного года. Чтоб привлечь клиентов, снижали цены на модели не только 2008-го, но и текущего года выпуска, но даже таковой отчаянный шаг не помог приостановить обрушение реализации.

Если безоценочно цитировать статистические выкладки, то лидерами продаж за первое полугодие следует именовать машины АВТОВАЗа (180 тыс. шт.), южноамериканские «Шевроле» (60 тыс.) и «Форд» (49 тыс.). Но это меньше, чем в прошедшем году. Только «Фольксваген» и «Ситроен» за полгода смогли показать прирост по сравнению с годом прошлым. Первый – благодаря прибыльным ценам на машины, собранные в России, а второй – за счет низких продаж годом ранее и весьма симпатичных скидок на модели прошедшего года выпуска (таких авто в запасе скопилось много). Очень пострадали от кризиса японские производители фаворитных автомобилей средней цены: «Мицубиси» (– 67%), «Хонда» (– 57%), «Сузуки» (– 60%), «Субару» (– 53%). Но больше всего сократился спрос на модели «Додж» (– 88%), «Джип» (– 85%) и «Крайслер» (– 82%). Материнская компания – банкрот, поставки идут с перебоями, оттого доверие к американским маркам свалилось.
Так как машины не находят сбыта, на лето запирались многие автозаводы – «Джи-Эм», «Форд», «Иж-Авто», «Соллерс», ГАЗ; другие работали вполсилы.
МОДЕЛИ

И вообще россияне стали брать более дешевенькие авто. По оценкам агентства «Автостат», в первом полугодии средняя цена покупки снизилась с 22 до 18,5 тыс. баксов. В десятке фаворитов по итогам первого полугодия семь автомобилей русского производства, и все не дороже 16 тыс. баксов. Базу продаж составили машины 2008 года выпуска, которые реализовывались по прошлогодним ценам. А сильнее всего просел сектор автомобилей, созданных для среднего класса потребителей: сравнимо дорогие «Тойота-Королла», «Ниссан-Тиида», «Мицубиси-Лансер». Последний скатился с шестого места в рейтинге популярности на девятнадцатое. Чтоб выжить, производители решают очевидно обязанные меры. Так, на российском рынке возобновились реализации «Лансера»... предшествующего поколения.
В РЕГИОНАХ
В Москве спрос на новые авто свалился меньше, чем в среднем по рынку, – «всего» на 33%. Во многих областях ситуация ужаснее. Стремительнее всего падение в Поволжье и на Урале. Намного меньше приобретают в Самарской и Нижегородской областях, в Башкортостане, Татарстане и Удмуртии. Фаворит спада – Пермский край: тут реализации снизились более чем в пять раз.
А вот спрос на подержанные
машины сократился куда меньше, чем на новые: всего на 13%. Россияне
стали сберегать на покупке автомобиля: выбирают либо экономный, либо бэушный…
КРЕДИТЫ
Обстоятельств тому несколько: и снизившиеся реальные доходы, и неуверенность в завтрашнем деньке (минимум 30% опрошенных граждан боятся увольнения), и, конечно же, сокращение кредитных предложений. В первом полугодии 2009 года объем автокредитов снизился в пять раз! Годом ранее каждый 2-ой автомобиль продавался в кредит, теперь – только каждый десятый. Нужно увидеть, более половины взявших кредит для покупки машины выплачивают его с трудом. А правительственная кампания по предоставлению льгот пока популярностью не пользуется. За первые 100 дней ее деяния помощь у государства для выплаты процентов попросили всего около 32 тыс. человек, получили – меньше 18 тыс. Для нашего рынка это капля в море…
КАКОВЫ ПЕРСПЕКТИВЫ?
По заверениям ряда узнаваемых аналитиков, русский авторынок уже достигнул дна. Вопрос в том, когда он начнет подниматься. Видимо, не скоро. Аналитики, как российские, так и зарубежные, считают, что меры, предпринимаемые правительством для поддержания рынка, недостаточны, а целевая поддержка неких производителей не даст никакого результата. По прогнозам, реализации автомобилей могут ожить только с 2010 года. Если в нынешнем году они свалятся до 1,2–1,4 млн. машин, то в 2010-м могут вырасти только незначительно – до 1,5 млн.