ТРАМБЛЕРЫ И Свечки
ТРАМБЛЕРЫ И Свечки
РЫНОК
ТРАМБЛЕРЫ И Свечки
Продолжение рассказа Антона УТКИНА о устройствах электрического оборудования, представленных торговлей Москвы (начало - генераторы, реле и катушки зажигания в прошлом номере).
Группа 3706. Распределители зажигания. В нее входят различные по конструкции приборы, в том числе и те, которые не подходят под закоренелое в литературе заглавие "прерыватель-распределитель", так как не имеют прерывателя, и те, которые не имеют даже распределителя. Общее предназначение их одно: задавать момент искрообразования при определенных положениях коленвала мотора. Потому более универсальным можно признать обиходное заглавие этих устройств - трамблер.
Большая часть моделей распределителей российских автомобилей имеют левое направление вращения (если глядеть со стороны крышки). Правое - лишь на традиционных моделях ВАЗ, нижнеклапанных движках ГАЗ, также на шести- и восьмицилиндровых моторах всех заводов. Взаимозаменяемость распределителей различных моделей на теоретическом уровне невозможна, так как для трамблера каждой модели мотора подобраны надлежащие свойства автоматов опережения зажигания. Но в неких случаях (о их - ниже) подходящий по креплению и приводу прибор можно установить заместо штатного.
Для легковых автомобилей распределители выпускают два завода. Лидирует АТЭ-2* (Москва) - более современные и качественные приборы систем зажигания обычно выпускают конкретно тут.
СОАТЭ (Старенькый Оскол, Белгородская область) - аутсайдер, продукция которого всегда шла в главном на авто, созданные для госсектора. Правда, в последние годы он, освоив создание непрофильных для него "жигулевских" и "москвичовских" распределителей, пробует захватить и эту часть рынка. В один прекрасный момент даже ВАЗ брал пробную партию старооскольских трамблеров на сборочный поток. Попытка сберечь была единственной и больше не повторялась. Но наименее придирчивая торговля охотно берет изделия СОАТЭ, которые процентов на 20 дешевле столичных прототипов.
Для "жигулей" и "нив" с контактным зажиганием распределитель бывает в 3-х исполнениях: 30.3706-01 (для моторов 1200-1300 смз); 30.3706 (1500-1600 смз) и 30.3706-02 (так же как предшествующий, но со штекерным разъемом). В отделе сбыта АТЭ-2 хоть какой из их вам предложат за 162 тыщи рублей, в столичных магазинах они стоят 180-200 тыщ, а малая стоимость на рынке "Южный порт" (дальше - Ю) - 100 тыщ. Вточности такие же по конструкции и качеству венгерские распределители наистарейшего смежника ВАЗа компании "Баконь" в магазинах стоят столько же, сколько и московские, но на рынке - не ниже 150 тыщ. Трамблеры СОАТЭ отличаются конденсатором в дюралевом корпусе и прерывателем старенького эталона. В магазинах они на 30-40 тыщ дешевле столичных, но на рынках ниже стотысячного предела стоимость не опускается.
Еще наименее всераспространены трамблеры с датчиком Холла для традиционных автомобилей ВАЗ. Они все только от АТЭ-2. Приборы 38.3706-01 (1200-1300 смз), 38.3706 (1500-1600 смз) и 38.3706-10 (1700 смз) на заводе стоят по 247 тыщ, в магазинах - до 350, в Ю - 180.
Распределитель 40.3706 для переднеприводных "самар" делают три предприятия. Прибор АТЭ-2 стоит на заводе 247 тыщ, в магазинах - 300-320, в Ю - 200. Приблизительно столько же стоит венгерский аналог, а старооскольский дешевле на 20-30 тыщ.
Для "москвичей" на рынке находятся три модели распределителей: Р147-А - для моторов объемом 1,5 и 1,6 л, работающих на бензине АИ-93; Р147-В - 1,5 л, бензин А-76; 4701.3706 - для моторов 1,7 и 2,0 л. По мере надобности любой из их можно временно поставить на хоть какой уфимский движок заместо штатного. Прибор 4701.3706 имеет более пологую характеристику, и на моторах объемом наименее 1,7 л его можно немного повернуть по часовой стрелке после обыкновенной установки зажигания по меткам. При использовании трамблера Р147-В (имеющего более крутую характеристику) на моторах со степенью сжатия более 7,2 нужно отключить вакуумный автомат опережения, заглушив его штуцер на карбюраторе. Потом, поворачивая корпус распределителя против часовой стрелки, отыскать положение, при котором после резкого открытия дросселя на скорости 60 км/ч на высшей передаче детонация появляется краткосрочно. Стоимость "столичного" распределителя на заводе АТЭ-2 - 173 тыщи, а в магазинах - на 10-20 тыщ дороже. На рынке трамблеры этих моделей производства АТЭ-2 попадаются изредка и стоят около 150 тыщ. Зато много их аналогов от СОАТЭ, которые отличаются от прототипов наличием прерывателя старенького эталона и стоят около 100 тыщ.
Для тех хозяев "москвичей-214122", которые обожают всячески модернизировать свою машину, существует распределитель 5406.3706 с датчиком Холла. В торговле его находить никчемно, но можно приобрести на АТЭ-2 за 331 тыщу рублей.
Семейство распределителей для "Волги", УАЗа, РАФа, "Газели" включает два прибора с прерывателем: Р119-Б и Р132 (экранированный) и два с индуктивным датчиком: 1901.3706 (моторы ЗМЗ) и 33.3706 (для УАЗа). Экранированный выпускает завод АТЭ-2, другие - СОАТЭ.
По присоединительным размерам эти приборы подобны "москвичовским" с той только различием, что заместо современного клеммного крепления имеют старую пластинку со шкалой октан-корректора. Все приборы семейства взаимозаменяемы, так как малозначительные различия в данных свойствах автоматов опережения с лихвой перекрываются разбросом характеристик отдельных экземпляров как трамблеров, так и самих движков. Косвенно это подтверждает и то, что на обе модификации мотора ЗМЗ-402, рассчитанные под марки бензина АИ-93 и А-76, завод устанавливает один и тот же распределитель.
На распределители Р132 спроса фактически нет, так как обладатели "военных" "уазиков", утомившись биться с утечками высочайшего напряжения на "массу", демонтируют экранированную систему зажигания. Приборы с индуктивным датчиком (стоимость - 220-250 тыщ, Ю - 110) беспристрастно ненадежны. Внутренний обрыв в катушке датчика (2500 витков провода поперечником 0,08 мм) очень возможен и даже закономерен в критериях вибраций и перепадов температуры. Вобщем, есть обладатели, которым любопытно повозиться со старооскольской системой зажигания. О том, как наматывать катушку датчика, паять при помощи буры нихромовые спирали вариатора, поменять транзисторы и стабилитроны в коммутаторе, было тщательно поведано в ЗР, 1994, № 10. Ну а тем, кто больше любит ездить на машине, лучше приобрести контактный распределитель Р119-Б за 180 тыщ (Ю - 100) и поменять катушку зажигания на Б117-А либо Б115-В.
Распределитель 5301.3706 для "Таврии" имеет уникальные присоединительные размеры, и накаким другим его поменять нельзя. От иных он отличается отсутствием ненадежного подшипника подвижной пластинки, так как датчик Холла тут установлен на маятнике, поворот которого и обеспечивает работу вакуумного регулятора. На АТЭ-2 это решение считают прогрессивным и собираются ввести и на вазовских трамблерах. В отличие от последних, спрос на "таврические" распределители ограниченный, а точек, ими торгующих, несоизмеримо меньше, отсюда и очень различные цены в магазинах. К примеру, прибор столичного завода может стоить 270 тыщ, а в другом месте старооскольский - 350. В этих критериях кому-то покажется применимой стоимость на АТЭ-2 - 285 тыщ. Вобщем, в Ю его можно приобрести и за 250. Еще дешевле - старооскольский, на рынке в Ясенево - 225 тыщ.
Трамблер 5520.3706 для "Оки" в литературе именуют "датчиком момента искрообразования", так как высоковольтное рассредотачивание в нем вообщем отсутствует. По конструкции он представляет собой облегченный "восьмерочный" и по мере надобности может быть им временно заменен. Для этого потребуются четыре дополнительных высоковольтных провода. Маленьким соединить один из выводов катушки с "массой", а длинноватым - 2-ой вывод с центральным гнездом крышки трамблера. Провод со свечки каждого цилиндра нужно соединить с тем гнездом крышки, напротив которого находится контакт "бегунка" в конце такта сжатия в этом цилиндре. Другие два гнезда - замкнуть на "массу".
Что касается цен на трамблер для "Оки", то это как раз тот случай, когда прибор прибыльно приобрести на заводе. Отпускная стоимость АТЭ-2 - 211 тыщ, а в магазинах - 280-350 тыщ. На рынках он практически не встречается.
И в конце концов, об отдельных деталях распределителей, поступающих в запчасти. Контакты прерывателя в магазинах - в главном турецкого производства, стоимость - около 10 тыщ. Контакты "Бош" - около 25. В Ю - контакты от АТЭ-2, СОАТЭ, турецкие и даже "бошевские" - по 5 тыщ. Датчики Холла южноамериканского производства фактически пропали из реализации - заместо их полностью надежные, производства КЗАМЭ (Калуга) по 30-35 тыщ (Ю - 25).
Крышки и "бегунки" распределителей на данный момент делают огромное количество компаний, но далековато не все - подабающего свойства. Большая часть изделий из обычного достаточно хрупкого карболита (фенопласта) темного либо кофейного цвета. Крышки трамблеров обычно стоят в магазинах 15-20 тыщ, "бегунки" - 10. Крышки из Венгрии (30-50 тыщ) либо Италии (23-26 тыщ в Торговом доме "За рулем") более стойки к растрескиванию либо пробою. Кто-то может избрать немецкую крышку "Беру" для "Самары" за 70 тыщ. Но более успешный выбор - крышки и "бегунки" из серой пластмассы ПБТ компании "Дюпон", которые сейчас делают не только лишь на АТЭ-2, да и на СОАТЭ и предприятии "Цитрон". При этом АТЭ-2 практически стопроцентно перебежал на применение только этого, крепкого и эластичного материала, в том числе и в устройствах для контактных систем зажигания. В магазинах крышки из ПБТ стоят около 25 тыщ, "бегунки" - около 10. На рынке в Ю цены фактически схожи: за 10 тыщ можно приобрести крышку и кустарного производства, бурого цвета, без намека на маркировку, и венгерскую, темного цвета, и "родную" для "восьмерочного" распределителя, из ПБТ с фирменным ромбиком АТЭ-2.
Группа 3707. Свечки зажигания, наконечники свеч, высоковольтные провода. Говорить о маркировке свеч и их применяемости на данный момент не имеет смысла - данная тема уже неоднократно освещалась в журнальчике. А вот оценить показатель стоимость/качество свеч попробую. Начну с того, что находить какие-то сверхнадежные, долгоработающие и, соответственно, дорогие свечки оправданно только для хозяев импортных машин, где они недоступны (с оппозитными и V-образными поперечными движками). В других случаях разумнее использовать обыденные свечки массовых моделей, заменяя их на новые через каждые 15-20 тыщ км, как и предписывают заводские аннотации. Практика указывает, этот срок отрабатывают даже самые дешевенькие свечки всех приличных производителей, в том числе и русских.
Наикрупнейший из их - завод ЭЗАЗС (Энгельс, Саратовская область), выпускающий свечки всех типов, предусмотренных для российских автомобилей. Другие фабрики существенно отстают и по объему выпуска, и по качеству. Уфимский завод УАПО делает свечки А20Д и А17Д для уфимских же движков. Завод ТАТЭ (Тюмень), выпускавший свечки с недлинной юбкой для движков устаревших моделей и байков, сейчас ушел с этого рынка, и свечки с его символом могут показаться только из старенькых припасов. И, напротив, несколько новых производителей, как из числа приличных компаний - бывших "ящиков", так и полукустарных МП, освоили создание свеч. Но соперничать с большими фирмами им тяжело, так как свечки - продукт дешевенький и нижний разумный предел отпускной цены уже практически достигнут. А средняя розничная на данный момент - около 5 тыщ рублей за штуку. За эти Энциклопедия грузовых автомобилей можно приобрести как высококачественную А17ДВ-10 из Энгельса в покрытом цинком корпусе, так и неаккуратно сработанное изделие без опознавательных символов. Из числа последних - грустно именитые свечки с гжельскими фарфоровыми изоляторами розового и голубого цвета, которые делает какая-то контора недалеко от ЭЗАЗСа и даже время от времени пользуется его символом, прибавляя к ней свою завитушку.
Завезенные из других стран свечки ("Бош", "Фаворит", "Беру" и др.) стоят в магазинах около 50 тыщ за набор из 4 штук. Чешские "Бриск" в два раза дешевле. На рынке ввезенный продукт более доступен. Скажем, "Бош" W7DC с биметаллическим электродом стоит 35 тыщ за набор, другими словами всего на 15 тыщ дороже комплекта из Энгельса.
Но ЭЗАЗС сдает позиции, я думаю, к тому же поэтому, что не наилучшим образом преподносит собственный, практически не уступающий иностранному по качеству продукт. Если забугорные компании аккуратненько запечатывают свечки в прозрачные упаковки либо отдельные калоритные коробки, то у нас до сего времени оперируют тоннами и кубометрами и к тому же консервируют свечки, окуная их в расплавленную смазку. Заплатив Энциклопедия грузовых автомобилей и получив четыре закрученые в промасленные бумажки свечки, клиент разворачивает каждую и, счищая ногтем смазку, инспектирует маркировку, резонно полагая, что торговец мог запустить пятерню не в тот ящик и заместо подходящих ему "20-х" свеч кинул на прилавок "семнадцатые". А дома он будет полчаса промывать их в бензине, выковыривая застывшую меж корпусом и изолятором смазку узкой проволокой и мучительно пытаясь осознать, неуж-то у ЭЗАЗСа до сего времени основными заказчиками являются автобазы и склады какого-либо "Глав...снаба", которые со характерным им разгильдяйством годами хранят запчасти в затопленных подвалах. И в последующий раз, лицезрев в продаже законсервированные свечки даже по рекордно низкой стоимости - 13 тыщ за набор (как в одном из магазинов в Ю), он заплатит на 20 тыщ больше и купит завезенные из других стран - чистенькие и готовые к употреблению...
Вобщем, маленькую часть свеч ЭЗАЗС выпускает и в чистом виде, и в упаковке. Еще есть свечки А17ДВ, снабженные дополнительным изолирующим пластмассовым поясом над корпусом. Его делает другое предприятие и реализует эти свечки под маркой "Фаворит Рф". Набор стоит до 80 тыщ. Другими словами 5 тыщ - свеча и 15 - поясок на ней. Да и эти и другие модели с 2-мя и поболее боковыми электродами различных компаний, стоящие намного дороже обыденных, находят собственных покупателей. Осязаемого достоинства многоэлектродные конструкции не имеют, так как искра лупит все равно исключительно в один электрод, который на современных свечках не успевает приметно выгореть за 15-20 тыщ км межсменного пробега. Но упрекнуть фирму-изготовитель в обмане нельзя, так как уверенность обладателя в улучшении работы мотора и его не плохое настроение тоже стоят средств...
И, кратко, о высоковольтных проводах. Российские марки ПВВ, ПВВП и пр. равномерно уходят в прошедшее, так как рынок практически стопроцентно завоеван ввезенными, более современными с силиконовой изоляцией. В отличие от наших с поливинилхлоридной изоляцией, они не дубеют на морозе и не дают микротрещин. Фактически все выставленные на нашем рынке силиконовые провода делает британская компания "Милфлекс", но продаются они под марками тех компаний, которые собирают готовые комплекты, нарезая кусочки подходящей длины, обжимая концы пружинными контактами и надевая резиновые колпачки. Любая марка имеет собственный цвет, а стоимость комплекта находится в зависимости от того, как именита фирма-сборщик. Скажем, провода "Бош" либо "Фаворит" стоят в магазинах не меньше 100 тыщ за набор, а более высококачественные, но собранные в Польше - около 60. Есть у "Милфлекса" и русский заказчик - компания "Д и Г", за которой закреплен белоснежный цвет проводов и торговая марка "Цезарь". Их стоимость - около 50 тыщ, при этом комплекты есть для всех марок российских автомобилей, включая грузовики. А самые дешевенькие силиконовые провода - турецкие. Они желтоватого цвета и стоят около 15 тыщ за набор.
Пластмассовые наконечники свеч также уходят с рынка, так как пружинные контакты современных силиконовых проводов рассчитаны только под особые фигурные гайки типа АЕ, наворачиваемые на резьбу М4 стержня свечки и знакомые обладателям "жигулей" с начала 70-х годов. Поверх этого соединения на свечу плотно надет колпачок из теплостойкой силиконовой резины.
Вобщем, рынок учитывает запросы всех категорий покупателей, и за 15 тыщ вы сможете приобрести набор архаичных хлорвиниловых проводов и к нему четыре карболитовых наконечника производства АТЭ-2 по 5 тыщ рублей за штуку.
Продолжение следует
Зеркально симметричные прерыватели от
АТЭ-2. Слева - для "Москвича", справа - для "Жигулей". Различие обосновано направлением вращения кулачка валика, который всегда набегает на подушку подвижного контакта со стороны его оси.
Прерыватели СОАТЭ на подвижных пластинках корпусов подшипников. Слева - для "Москвича", справа - для "Жигулей".
Распределители с датчиком Холла. Слева - для "Самары" (с подшипником), справа - для "Таврии" (с маятником).
Эмблемы заводов электрического оборудования. Слева вправо: АТЭ-2; СОАТЭ; ЭЗАЗС; ТАТЭ.
Свечки зажигания со всего мира.
Силиконовые провода "Цезарь".










РЫНОК
ТРАМБЛЕРЫ И Свечки
Продолжение рассказа Антона УТКИНА о устройствах электрического оборудования, представленных торговлей Москвы (начало - генераторы, реле и катушки зажигания в прошлом номере).
Группа 3706. Распределители зажигания. В нее входят различные по конструкции приборы, в том числе и те, которые не подходят под закоренелое в литературе заглавие "прерыватель-распределитель", так как не имеют прерывателя, и те, которые не имеют даже распределителя. Общее предназначение их одно: задавать момент искрообразования при определенных положениях коленвала мотора. Потому более универсальным можно признать обиходное заглавие этих устройств - трамблер.
Большая часть моделей распределителей российских автомобилей имеют левое направление вращения (если глядеть со стороны крышки). Правое - лишь на традиционных моделях ВАЗ, нижнеклапанных движках ГАЗ, также на шести- и восьмицилиндровых моторах всех заводов. Взаимозаменяемость распределителей различных моделей на теоретическом уровне невозможна, так как для трамблера каждой модели мотора подобраны надлежащие свойства автоматов опережения зажигания. Но в неких случаях (о их - ниже) подходящий по креплению и приводу прибор можно установить заместо штатного.
Для легковых автомобилей распределители выпускают два завода. Лидирует АТЭ-2* (Москва) - более современные и качественные приборы систем зажигания обычно выпускают конкретно тут.
СОАТЭ (Старенькый Оскол, Белгородская область) - аутсайдер, продукция которого всегда шла в главном на авто, созданные для госсектора. Правда, в последние годы он, освоив создание непрофильных для него "жигулевских" и "москвичовских" распределителей, пробует захватить и эту часть рынка. В один прекрасный момент даже ВАЗ брал пробную партию старооскольских трамблеров на сборочный поток. Попытка сберечь была единственной и больше не повторялась. Но наименее придирчивая торговля охотно берет изделия СОАТЭ, которые процентов на 20 дешевле столичных прототипов.
Для "жигулей" и "нив" с контактным зажиганием распределитель бывает в 3-х исполнениях: 30.3706-01 (для моторов 1200-1300 смз); 30.3706 (1500-1600 смз) и 30.3706-02 (так же как предшествующий, но со штекерным разъемом). В отделе сбыта АТЭ-2 хоть какой из их вам предложат за 162 тыщи рублей, в столичных магазинах они стоят 180-200 тыщ, а малая стоимость на рынке "Южный порт" (дальше - Ю) - 100 тыщ. Вточности такие же по конструкции и качеству венгерские распределители наистарейшего смежника ВАЗа компании "Баконь" в магазинах стоят столько же, сколько и московские, но на рынке - не ниже 150 тыщ. Трамблеры СОАТЭ отличаются конденсатором в дюралевом корпусе и прерывателем старенького эталона. В магазинах они на 30-40 тыщ дешевле столичных, но на рынках ниже стотысячного предела стоимость не опускается.
Еще наименее всераспространены трамблеры с датчиком Холла для традиционных автомобилей ВАЗ. Они все только от АТЭ-2. Приборы 38.3706-01 (1200-1300 смз), 38.3706 (1500-1600 смз) и 38.3706-10 (1700 смз) на заводе стоят по 247 тыщ, в магазинах - до 350, в Ю - 180.
Распределитель 40.3706 для переднеприводных "самар" делают три предприятия. Прибор АТЭ-2 стоит на заводе 247 тыщ, в магазинах - 300-320, в Ю - 200. Приблизительно столько же стоит венгерский аналог, а старооскольский дешевле на 20-30 тыщ.
Для "москвичей" на рынке находятся три модели распределителей: Р147-А - для моторов объемом 1,5 и 1,6 л, работающих на бензине АИ-93; Р147-В - 1,5 л, бензин А-76; 4701.3706 - для моторов 1,7 и 2,0 л. По мере надобности любой из их можно временно поставить на хоть какой уфимский движок заместо штатного. Прибор 4701.3706 имеет более пологую характеристику, и на моторах объемом наименее 1,7 л его можно немного повернуть по часовой стрелке после обыкновенной установки зажигания по меткам. При использовании трамблера Р147-В (имеющего более крутую характеристику) на моторах со степенью сжатия более 7,2 нужно отключить вакуумный автомат опережения, заглушив его штуцер на карбюраторе. Потом, поворачивая корпус распределителя против часовой стрелки, отыскать положение, при котором после резкого открытия дросселя на скорости 60 км/ч на высшей передаче детонация появляется краткосрочно. Стоимость "столичного" распределителя на заводе АТЭ-2 - 173 тыщи, а в магазинах - на 10-20 тыщ дороже. На рынке трамблеры этих моделей производства АТЭ-2 попадаются изредка и стоят около 150 тыщ. Зато много их аналогов от СОАТЭ, которые отличаются от прототипов наличием прерывателя старенького эталона и стоят около 100 тыщ.
Для тех хозяев "москвичей-214122", которые обожают всячески модернизировать свою машину, существует распределитель 5406.3706 с датчиком Холла. В торговле его находить никчемно, но можно приобрести на АТЭ-2 за 331 тыщу рублей.
Семейство распределителей для "Волги", УАЗа, РАФа, "Газели" включает два прибора с прерывателем: Р119-Б и Р132 (экранированный) и два с индуктивным датчиком: 1901.3706 (моторы ЗМЗ) и 33.3706 (для УАЗа). Экранированный выпускает завод АТЭ-2, другие - СОАТЭ.
По присоединительным размерам эти приборы подобны "москвичовским" с той только различием, что заместо современного клеммного крепления имеют старую пластинку со шкалой октан-корректора. Все приборы семейства взаимозаменяемы, так как малозначительные различия в данных свойствах автоматов опережения с лихвой перекрываются разбросом характеристик отдельных экземпляров как трамблеров, так и самих движков. Косвенно это подтверждает и то, что на обе модификации мотора ЗМЗ-402, рассчитанные под марки бензина АИ-93 и А-76, завод устанавливает один и тот же распределитель.
На распределители Р132 спроса фактически нет, так как обладатели "военных" "уазиков", утомившись биться с утечками высочайшего напряжения на "массу", демонтируют экранированную систему зажигания. Приборы с индуктивным датчиком (стоимость - 220-250 тыщ, Ю - 110) беспристрастно ненадежны. Внутренний обрыв в катушке датчика (2500 витков провода поперечником 0,08 мм) очень возможен и даже закономерен в критериях вибраций и перепадов температуры. Вобщем, есть обладатели, которым любопытно повозиться со старооскольской системой зажигания. О том, как наматывать катушку датчика, паять при помощи буры нихромовые спирали вариатора, поменять транзисторы и стабилитроны в коммутаторе, было тщательно поведано в ЗР, 1994, № 10. Ну а тем, кто больше любит ездить на машине, лучше приобрести контактный распределитель Р119-Б за 180 тыщ (Ю - 100) и поменять катушку зажигания на Б117-А либо Б115-В.
Распределитель 5301.3706 для "Таврии" имеет уникальные присоединительные размеры, и накаким другим его поменять нельзя. От иных он отличается отсутствием ненадежного подшипника подвижной пластинки, так как датчик Холла тут установлен на маятнике, поворот которого и обеспечивает работу вакуумного регулятора. На АТЭ-2 это решение считают прогрессивным и собираются ввести и на вазовских трамблерах. В отличие от последних, спрос на "таврические" распределители ограниченный, а точек, ими торгующих, несоизмеримо меньше, отсюда и очень различные цены в магазинах. К примеру, прибор столичного завода может стоить 270 тыщ, а в другом месте старооскольский - 350. В этих критериях кому-то покажется применимой стоимость на АТЭ-2 - 285 тыщ. Вобщем, в Ю его можно приобрести и за 250. Еще дешевле - старооскольский, на рынке в Ясенево - 225 тыщ.
Трамблер 5520.3706 для "Оки" в литературе именуют "датчиком момента искрообразования", так как высоковольтное рассредотачивание в нем вообщем отсутствует. По конструкции он представляет собой облегченный "восьмерочный" и по мере надобности может быть им временно заменен. Для этого потребуются четыре дополнительных высоковольтных провода. Маленьким соединить один из выводов катушки с "массой", а длинноватым - 2-ой вывод с центральным гнездом крышки трамблера. Провод со свечки каждого цилиндра нужно соединить с тем гнездом крышки, напротив которого находится контакт "бегунка" в конце такта сжатия в этом цилиндре. Другие два гнезда - замкнуть на "массу".
Что касается цен на трамблер для "Оки", то это как раз тот случай, когда прибор прибыльно приобрести на заводе. Отпускная стоимость АТЭ-2 - 211 тыщ, а в магазинах - 280-350 тыщ. На рынках он практически не встречается.
И в конце концов, об отдельных деталях распределителей, поступающих в запчасти. Контакты прерывателя в магазинах - в главном турецкого производства, стоимость - около 10 тыщ. Контакты "Бош" - около 25. В Ю - контакты от АТЭ-2, СОАТЭ, турецкие и даже "бошевские" - по 5 тыщ. Датчики Холла южноамериканского производства фактически пропали из реализации - заместо их полностью надежные, производства КЗАМЭ (Калуга) по 30-35 тыщ (Ю - 25).
Крышки и "бегунки" распределителей на данный момент делают огромное количество компаний, но далековато не все - подабающего свойства. Большая часть изделий из обычного достаточно хрупкого карболита (фенопласта) темного либо кофейного цвета. Крышки трамблеров обычно стоят в магазинах 15-20 тыщ, "бегунки" - 10. Крышки из Венгрии (30-50 тыщ) либо Италии (23-26 тыщ в Торговом доме "За рулем") более стойки к растрескиванию либо пробою. Кто-то может избрать немецкую крышку "Беру" для "Самары" за 70 тыщ. Но более успешный выбор - крышки и "бегунки" из серой пластмассы ПБТ компании "Дюпон", которые сейчас делают не только лишь на АТЭ-2, да и на СОАТЭ и предприятии "Цитрон". При этом АТЭ-2 практически стопроцентно перебежал на применение только этого, крепкого и эластичного материала, в том числе и в устройствах для контактных систем зажигания. В магазинах крышки из ПБТ стоят около 25 тыщ, "бегунки" - около 10. На рынке в Ю цены фактически схожи: за 10 тыщ можно приобрести крышку и кустарного производства, бурого цвета, без намека на маркировку, и венгерскую, темного цвета, и "родную" для "восьмерочного" распределителя, из ПБТ с фирменным ромбиком АТЭ-2.
Группа 3707. Свечки зажигания, наконечники свеч, высоковольтные провода. Говорить о маркировке свеч и их применяемости на данный момент не имеет смысла - данная тема уже неоднократно освещалась в журнальчике. А вот оценить показатель стоимость/качество свеч попробую. Начну с того, что находить какие-то сверхнадежные, долгоработающие и, соответственно, дорогие свечки оправданно только для хозяев импортных машин, где они недоступны (с оппозитными и V-образными поперечными движками). В других случаях разумнее использовать обыденные свечки массовых моделей, заменяя их на новые через каждые 15-20 тыщ км, как и предписывают заводские аннотации. Практика указывает, этот срок отрабатывают даже самые дешевенькие свечки всех приличных производителей, в том числе и русских.
Наикрупнейший из их - завод ЭЗАЗС (Энгельс, Саратовская область), выпускающий свечки всех типов, предусмотренных для российских автомобилей. Другие фабрики существенно отстают и по объему выпуска, и по качеству. Уфимский завод УАПО делает свечки А20Д и А17Д для уфимских же движков. Завод ТАТЭ (Тюмень), выпускавший свечки с недлинной юбкой для движков устаревших моделей и байков, сейчас ушел с этого рынка, и свечки с его символом могут показаться только из старенькых припасов. И, напротив, несколько новых производителей, как из числа приличных компаний - бывших "ящиков", так и полукустарных МП, освоили создание свеч. Но соперничать с большими фирмами им тяжело, так как свечки - продукт дешевенький и нижний разумный предел отпускной цены уже практически достигнут. А средняя розничная на данный момент - около 5 тыщ рублей за штуку. За эти Энциклопедия грузовых автомобилей можно приобрести как высококачественную А17ДВ-10 из Энгельса в покрытом цинком корпусе, так и неаккуратно сработанное изделие без опознавательных символов. Из числа последних - грустно именитые свечки с гжельскими фарфоровыми изоляторами розового и голубого цвета, которые делает какая-то контора недалеко от ЭЗАЗСа и даже время от времени пользуется его символом, прибавляя к ней свою завитушку.
Завезенные из других стран свечки ("Бош", "Фаворит", "Беру" и др.) стоят в магазинах около 50 тыщ за набор из 4 штук. Чешские "Бриск" в два раза дешевле. На рынке ввезенный продукт более доступен. Скажем, "Бош" W7DC с биметаллическим электродом стоит 35 тыщ за набор, другими словами всего на 15 тыщ дороже комплекта из Энгельса.
Но ЭЗАЗС сдает позиции, я думаю, к тому же поэтому, что не наилучшим образом преподносит собственный, практически не уступающий иностранному по качеству продукт. Если забугорные компании аккуратненько запечатывают свечки в прозрачные упаковки либо отдельные калоритные коробки, то у нас до сего времени оперируют тоннами и кубометрами и к тому же консервируют свечки, окуная их в расплавленную смазку. Заплатив Энциклопедия грузовых автомобилей и получив четыре закрученые в промасленные бумажки свечки, клиент разворачивает каждую и, счищая ногтем смазку, инспектирует маркировку, резонно полагая, что торговец мог запустить пятерню не в тот ящик и заместо подходящих ему "20-х" свеч кинул на прилавок "семнадцатые". А дома он будет полчаса промывать их в бензине, выковыривая застывшую меж корпусом и изолятором смазку узкой проволокой и мучительно пытаясь осознать, неуж-то у ЭЗАЗСа до сего времени основными заказчиками являются автобазы и склады какого-либо "Глав...снаба", которые со характерным им разгильдяйством годами хранят запчасти в затопленных подвалах. И в последующий раз, лицезрев в продаже законсервированные свечки даже по рекордно низкой стоимости - 13 тыщ за набор (как в одном из магазинов в Ю), он заплатит на 20 тыщ больше и купит завезенные из других стран - чистенькие и готовые к употреблению...
Вобщем, маленькую часть свеч ЭЗАЗС выпускает и в чистом виде, и в упаковке. Еще есть свечки А17ДВ, снабженные дополнительным изолирующим пластмассовым поясом над корпусом. Его делает другое предприятие и реализует эти свечки под маркой "Фаворит Рф". Набор стоит до 80 тыщ. Другими словами 5 тыщ - свеча и 15 - поясок на ней. Да и эти и другие модели с 2-мя и поболее боковыми электродами различных компаний, стоящие намного дороже обыденных, находят собственных покупателей. Осязаемого достоинства многоэлектродные конструкции не имеют, так как искра лупит все равно исключительно в один электрод, который на современных свечках не успевает приметно выгореть за 15-20 тыщ км межсменного пробега. Но упрекнуть фирму-изготовитель в обмане нельзя, так как уверенность обладателя в улучшении работы мотора и его не плохое настроение тоже стоят средств...
И, кратко, о высоковольтных проводах. Российские марки ПВВ, ПВВП и пр. равномерно уходят в прошедшее, так как рынок практически стопроцентно завоеван ввезенными, более современными с силиконовой изоляцией. В отличие от наших с поливинилхлоридной изоляцией, они не дубеют на морозе и не дают микротрещин. Фактически все выставленные на нашем рынке силиконовые провода делает британская компания "Милфлекс", но продаются они под марками тех компаний, которые собирают готовые комплекты, нарезая кусочки подходящей длины, обжимая концы пружинными контактами и надевая резиновые колпачки. Любая марка имеет собственный цвет, а стоимость комплекта находится в зависимости от того, как именита фирма-сборщик. Скажем, провода "Бош" либо "Фаворит" стоят в магазинах не меньше 100 тыщ за набор, а более высококачественные, но собранные в Польше - около 60. Есть у "Милфлекса" и русский заказчик - компания "Д и Г", за которой закреплен белоснежный цвет проводов и торговая марка "Цезарь". Их стоимость - около 50 тыщ, при этом комплекты есть для всех марок российских автомобилей, включая грузовики. А самые дешевенькие силиконовые провода - турецкие. Они желтоватого цвета и стоят около 15 тыщ за набор.
Пластмассовые наконечники свеч также уходят с рынка, так как пружинные контакты современных силиконовых проводов рассчитаны только под особые фигурные гайки типа АЕ, наворачиваемые на резьбу М4 стержня свечки и знакомые обладателям "жигулей" с начала 70-х годов. Поверх этого соединения на свечу плотно надет колпачок из теплостойкой силиконовой резины.
Вобщем, рынок учитывает запросы всех категорий покупателей, и за 15 тыщ вы сможете приобрести набор архаичных хлорвиниловых проводов и к нему четыре карболитовых наконечника производства АТЭ-2 по 5 тыщ рублей за штуку.
Продолжение следует
Зеркально симметричные прерыватели от
АТЭ-2. Слева - для "Москвича", справа - для "Жигулей". Различие обосновано направлением вращения кулачка валика, который всегда набегает на подушку подвижного контакта со стороны его оси.
Прерыватели СОАТЭ на подвижных пластинках корпусов подшипников. Слева - для "Москвича", справа - для "Жигулей".
Распределители с датчиком Холла. Слева - для "Самары" (с подшипником), справа - для "Таврии" (с маятником).
Эмблемы заводов электрического оборудования. Слева вправо: АТЭ-2; СОАТЭ; ЭЗАЗС; ТАТЭ.
Свечки зажигания со всего мира.
Силиконовые провода "Цезарь".









