НИВА ТОРМОЗИТ . 250 000 РАЗ!
"НИВА" ТОРМОЗИТ... 250 000 РАЗ!
ТОРМОЗНЫЕ ЦИЛИНДРЫ "НИВЫ"
Не плохих машин, которые наши конструкторы ни у кого не передирали - раз, два и... Устарела, естественно, но люд ее искренно любит. А если еще присовокупить новенького - "Шевроле-Ниву", то так и охото спросить - а почему это мы издавна не испытывали никаких "нивовских" деталей? К примеру, тормозных цилиндров, вон они там какие необыкновенные - "трехглавые"... Точнее, трехпоршневые.
Внезапно выяснилось, что многообразием выбора тормозных цилиндров для "Нивы" прилавок похвастать не может. Во всяком случае, нам удалось раздобыть всего три их разновидности - каждой по две штуки. При этом одну пару пришлось брать в сборе с суппортами: дескать, не нравится - не ешь... Вся троица - без упаковки и "визитных карточек", только белорусско-немецкие "феноксы" смогли предъявить в качестве "документов" надписи FENOX на литых корпусах.
Плотность, Крепкость И... МАРАФОН!
Какую-то пользу от покупки цилиндров с суппортом в сборе все-же удалось извлечь... На фото 2 отлично видна железная скоба из комплекта поставки вазовских изделий - вот с ее-то помощью и решили оценить геометрические размеры других цилиндров. Сложностей это не вызвало: контрольная сборка прошла без замечаний - можно двигаться далее.
После таковой "разминки" пары разделились. Одному из цилиндров предстояло пройти тесты на механическую крепкость и плотность, а второго ожидал реальный марафон - как еще именовать ресурсные тесты?
Вопрос вроде: "Почему вы не проводите ресурсные тесты?" - один из самых повторяемых в редакционной почте. Да поэтому, что это всегда очень трудоемко и длительно: ситуация на рынке иногда изменяется резвее, чем марафонцы до середины дистанции добегают... Но из почтения к "Ниве" собрались сделать исключение: длина "марафона", определенная ВАЗом, - 250 000 срабатываний...
Методика такая. Цилиндры располагают в камере с температурой 70±5°С и увеличивают в их давление от 0 до 0,75 МПа с интервалом 2 с - при всем этом поршни находятся в положении, соответственном одной трети от их наибольшего хода. Туда - сюда, туда - сюда: вот, фактически, и все - зрительно ничего увлекательного. Если, естественно, никто не сойдет с трассы ранее срока...
На легкоатлетических соревнованиях марафонцам торжественно дают старт на стадионе и посылают в путь - вы там, ребята, бегайте, а мы пока в других дисциплинах медали разыграем. Так и мы - дали старт, включив рубильник на щите с заглавием СГПП-1ц, и начали тесты на другом щите - СГП1. Наименования щитов из спец лаборатории ИЦАИ НАМИ сообщаем преднамеренно для тех производителей, чье изделие займет место, хорошее от первого, - конкретно у их обычно появляются сомнения в правильности, объективности и непредвзятости... Вобщем, мы отвлеклись.
Итак, марафонцы выбежали со стадиона, а мы начинаем соревнования по плотности и по прочности. Плотность цилиндров оценивают при давлении воды, равном 20 МПа, - зачет получает тот, кто выдержит в таком состоянии более 2-ух минут. Само собой, падение давления при всем этом не допускается. 2-ое соревнование - из разряда "экстрим": крепкость определяют по моменту разрушения цилиндра при повышении давления в границах до 35 МПа.
Зачет по плотности получили все три цилиндра, но... Но стоило перейти ко второму испытанию и повысить давление всего-то на 0,5 МПа, как вазовское изделие внезапно развалилось на кусочки. И в тот же момент поступило сообщение с трассы - дисквалифицирован белорусский марафонец! После 11 000 циклов у "Фенокса" появилась течь тормозной воды по среднему поршню, а за это снимают с дистанции. Таким макаром две команды из 3-х лишились шанса одолеть в общем зачете...
Что ж, два марафонца бегут далее, а мы повышаем давление и ждем, кто сдастся последующим. На отметке 27,0 МПа хрустнул "Фенокс" - жалко. Стрелка манометра доходит до 35,0 МПа - "тольяттинец" живой! Ему и присуждается малая золотая медаль...
...И большая тоже! Два оставшихся изделия окончили ресурсные тесты без замечаний, а поэтому единственной командой, выдержавшей все проверки, оказалась конкретно безымянная "тольяттинская".
НА БЕЗРЫБЬЕ
Если честно, по нашим правилам "бомжей" к соревнованиям не допускают, но тогда получится, что на "Ниву" вообщем нельзя приобрести нормальную запчасть! Остается возлагать, что хотя бы победа в нашей экспертизе побудит неизвестных изготовителей этих изделий выйти из подполья и начать уважать собственных потребителей.
По другому никакие "шевроле-нивы" никогда не станут всеполноценными автомобилями.
1. Изготовитель - не указан
(продавалось под именованием "Тольятти")
Маркировка - VAZ 2121 3501044 12 АЛЗ
Примерная стоимость - 500 руб.
Если б это изделие предлагали в обычной упаковке, то хорошая оценка была бы выставлена единодушно. Ресурсные тесты пройдены без замечаний, плотность обычная, крепкость красивая. Но... как опознать безымянного "героя"?
Оценка: (отлично).
2. Изготовитель - не указан
(продавалось в сборе с суппортом под именованием "ВАЗ")
Маркировка - VAZ 2121 3501044 АЛЗ 8
Примерная стоимость (с суппортом!) - 1500 руб.
Изделие удачно выдержало ресурсные тесты, но 1-ое же резкое торможение при таком качестве возможно окажется последним в жизни. Такой "царь-колокол" вышел - и всего-то при давлении 20,5 МПа! Как говорится, "а еще суппорт надел"...
Оценка: (плохо)
3. Изготовитель -
"Фенокс" (Fenox), Белоруссия
Маркировка - VAZ 2121 3501045 FENOX 3240
Примерная стоимость - 600 руб.
На шаге покупки "белорусские немцы" выглядели чуток лучше других, но "игра", как говорится, не пошла. Один цилиндр разлетелся на кусочки при давлении 27,0 МПа - рановато, другой практически сразу "прохудился" на ресурсных испытаниях.
Оценка: (плохо)