Меж КАМАЗОМ И БЛЕЙЗЕРОМ
Меж КАМАЗОМ И "БЛЕЙЗЕРОМ"
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/ЧТО НА ЕЛАЗЕ?
Меж КАМАЗОМ И "БЛЕЙЗЕРОМ"
СУДЬБА ПРОЕКТА ВЕКА
ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО
ФОТО / АЛЕКСАНДР ПОЛУНИН
В дальнем 1984 году "по решению партии и правительства" в заштатном монгольском городе Елабуга началась стройка огромного тракторного завода. Позже подсчитали, что по числу тракторов на душу населения мы и так издавна впереди планетки всей, и завод решили перепрофилировать на создание 900 тыщ (!) "народных" автомобилей в год. Что сейчас происходит на бывшей ударной комсомольской стройке?
ПРОИЗВОДИМ ВСЕ, Не считая АВТОМОБИЛЕЙ
ПО "Елабужский завод легковых автомобилей" и сейчас потрясает своими масштабами. На площадке размерами 6х3 километра раскинулись 6 главных корпусов, каждый по 200-300 тыс. м2 (считай, по 40-60 футбольных полей). А еще - десяток построек для вспомогательных служб. Построек - звучно сказано: практически у всех, в наилучшем случае, крыша и стенки, нет даже полов. И жизнь идет исключительно в нескольких из их. К примеру, в единственном стопроцентно достроенном корпусе работает СИЗ - станкоинструментальный завод. Когда-то, по проекту, тут должны были делать станки и инструменты для основного производства. Сейчас на ЕлАЗе основное создание - сам СИЗ.
- Когда стало ясно, что массовый выпуск автомобилей на заводе не получится, - ведает заместитель генерального директора ЕлАЗа Юрий Мартынов, - вспомнили, что в 50 км от Елабуги находится КамАЗ, в 180 км - "Ижмаш", ну и до Тольятти всего 350 км. А у нас простаивает уникальное оборудование для металлообработки! Короче, сейчас мы производим около 300 (!) наименований девайсов и посреди их диски тормозов и барабаны, головки блоков, крышки картера и многие другие ответственные Ремонт и эксплуатация. Их заказывают практически все наши автозаводы - КамАЗ, ВАЗ, ГАЗ, "Ижмашавто", УАЗ, Ликинский автобусный.
А еще авто завод сейчас - фаворит в производстве запасных частей к нефтедобывающему и торговому оборудованию. Временами из его ворот выходят и авто, но очень специальные: на базе "уралов" и КрАЗов монтируют оборудование по заказам нефтяников, с недавнешнего времени выпускают уникальную установку ДУ-2 (на базе "Бычка") для дезинфекции и дезинсекции животноводческих ферм. В ближайшее время всеобщий ужас перед ящуром поднял на нее спрос. Тем паче, что предприимчивые сельхозработники уже научились при помощи установки ДУ-2 и стенки белить, и огороды поливать, и еще много чего делать - голь, как говорится, на выдумки хитра.
Ну, как же с мыслью массового выпуска автомобилей? На ней, вероятнее всего, можно поставить жирный крест.
- К огорчению, у нас нет для этого ни средств, ни научно-технического потенциала, ни рабочей силы, - гласит Юрий Мартынов. - Елабуга всегда была городом маленьким, провинциальным. Раз в день несколько сотен человек приезжают на работу из Набережных Челнов и Нефтекамска, а "вахтовики" из Казани и Ижевска живут у нас в общежитиях по месяцу, позже - последующая смена. Объемы действующего производства нужно увеличивать - есть способности, оборудование позволяет, но - не хватает рабочих рук...
Велики? ПОЖАЛУЙСТА
В 1998 году, чтоб прирастить привлекательность завода для инвестиций, законом Республики Татарстан была учреждена свободная финансовая зона (СЭЗ) "Алабуга". Граница ее проходит по заводскому забору.
- Все предприятия, зарегистрированные на местности СЭЗ, освобождены от республиканских и местных налогов, не считая НДС, на 25 лет, - объясняет Валентин Дмитерко, директор компании "ЕлАЗинжиниринг". - Означает, заместо 30 процентов налога на прибыль они платят всего 11. И на сегодня, не считая самого ЕлАЗа, на площадке зарегистрированы 14 компаний, еще несколько подали документы на регистрацию.
В конце марта на СП "Скан Тат-Алабуга" выпущены 1-ые два городских автобуса "Барс" (движок "Вольво-Пента" и коробка-автомат на шасси КамАЗ-5297). Кстати, коробка по германской лицензии делается в Казани, а вот дизайн кузова - уникальный. "Барс" вдвое дешевле собственного шведского "старшего брата", и правительство Татарстана готово брать раз в год 100-200 таких машин.
В примыкающем помещении работает чешско-российское СП "ЦБС Аутомотив Елабуга" - производит противокоррозионные мастики для всех ведущих наших автозаводов. Компания "Автомастер" переделывает серийные КамАЗы для нужд сельского хозяйства. На их рефрижераторы и самосвалы с кузовом трехсторонней выгрузки в регионе неплохой спрос. СП "ЕлАЗ-Сид" выпускает (пока, правда, малыми партиями) сидения для "Оки", а СП с британской компанией - силиконовые высоковольтные провода (в ближнем будущем - к тому же тормозные шланги). Есть и российско-тайваньское совместное предприятие. Его продукция - современные велики практически 10 моделей.
А вот об успехах компании "ЕлАЗ-Джи-Эм" что-то не слышно. Пока не распроданы еще "блейзеры" и "вектры", собранные тут в 1998-2000 гг.; что будет далее - непонятно. И все таки, по уверению управления компании, "Дженерал моторс" из Елабуги уходить не собирается. Тут у их своя собственность - один из недостроенных цехов...
Повелитель Погиб... ДА ЗДРАВСТВУЕТ Повелитель!
Брошенный когда-то всеми гигант все же выжил, не достаточно того - в убыточных не считается, а с возникновением свободной экономической зоны раз в год наращивает объемы производства в среднем на 70%. И средняя заработная плата на ЕлАЗе (3800 рублей) в регионе считается очень достойной: выше только у нефтяников, энергетиков да на КамАЗе.
Естественно, жалко, что, по всей вероятности, не увидим мы на улицах городов "народные авто" с шильдиком "ЕлАЗ". А может, это даже и к наилучшему? Даже если б во всех корпусах завода успели настелить полы, проложить коммуникации и установить оборудование, навряд ли они начали выпуск малолитражек. Как ни крути, ЕлАЗ - обычный продукт русской эры, и в новых экономических критериях схожий мастодонт был в любом случае обречен.
А вот делать комплектующие - это сейчас то, что необходимо. По воззрению многих экономистов, если в стране будет развито создание авто компонент - будет и собственный конкурентоспособный автопром. Конкретно в таком порядке. Здесь ЕлАЗ оказался и ко времени, и к месту.
1-ый в ряду "барсов".
Не все "блейзеры" и "вектры" еще проданы.