ЮВЕЛИРЫ ИЗ БУРШАЙТА
ЮВЕЛИРЫ ИЗ БУРШАЙТА
КЛУБ Автовладельцев
/ОНИ ДЕЛАЮТ КОЛЬЦА
ЮВЕЛИРЫ ИЗ БУРШАЙТА
"ГЁТЦЕ" И "ГЛИКО"
ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ СУХОВ
Многие покупавшие запчасти (и не раз обжигавшиеся на этом), наверное, издавна сообразили, на чем сберегать можно, а на чем - нет. Если перегорит лампочка - невелика утрата, поменять - минутное дело; если же сломается поршневое кольцо, задерется вкладыш либо, скажем, пробьет прокладку головки цилиндров - здесь уж морок не оберешься. Выгадывать на том, что предназначено мотору для "внутреннего потребления" - для себя дороже. Об этом мы снова вспомнили, побывав в Германии на "кухне" известнейших производителей запчастей - "Гётце" и "Глико" (вместе с ТРВ, "Нюрал", АЕ они входят в корпорацию "Федерал Могул").
Итак, "Гётце", город Буршайт. Не плохое поршневое кольцо начинается... с песка для литейной формы. Сыпучесть, влажность, размер зернышек, также хим состав перед каждым литьем кропотливо держут под контролем, по мере надобности добавляют те либо другие составляющие (четкий состав консистенции - секрет). Более кропотливо смотрят и за качеством чугуна - основного материала для колец. Пробу берут перед отливкой прямо из 4,5-тонной нагретой до 1500°С печи. Спектральный анализ позволяет отследить содержание 2-ух 10-ов частей с точностью до сотых толикой процента. Если состав не соответствует норме, его корректируют и вновь снимают пробу. Вобщем, обычно, этого не требуется - лаборатория анализирует загружаемые в печь составляющие (посреди которых и отходы чугуна). Сразу после отливки - новый контроль, уже готовых колец. Проверка на твердость, крепкость, структуру: каковой размер зернышек графита, их форма и размещение? Если хоть один параметр подкачал - всю партию посылают в отходы.
На "Гётце" заготовки для каждого кольца из сероватого чугуна отливают в отдельную форму. Но если в дело идет прочный чугун, то разработка другая - среднюю часть отливки использовать нельзя из-за высочайшей пористости, потому из нее выходит два кольца - середина идет в отходы. Железные компрессионные кольца дороже металлических, но их можно сделать значительно тоньше - из-за наименьшего момента инерции понижаются нагрузки на канавки поршня. Вобщем, воплотить их достоинства удается исключительно в форсированных, высокооборотных движках, в обыденных же моторах чугунные кольца работают никак не ужаснее. Маслосъемные кольца из стали (многоэлементные) уже издавна выпускают многие производители, в том числе "Гётце", но на других заводах.
Чтоб тщательно обрисовать все этапы предстоящей обработки, не хватит и целого журнальчика: для 1-го только маслосъемного кольца их шестьдесят. Станки с ЧПУ присваивают кольцам подходящую форму: поршневое кольцо не такое уж круглое; даже вставленное в цилиндр, оно должно по-разному давить на его стены (около замков - слабее). Профиль совсем шлифует особый абразивный круг, временами подправляемый алмазным резцом.
Уже готовые изделия должны пройти стопроцентный зрительный контроль. Смотря на бракованное кольцо, не всякий обусловит, чем оно не приглянулось миловидным "контролершам", но на ощупь приметен мельчайший недостаток.
Система производства и контроля едина на всех заводах "Гётце", где бы они ни были - в Германии, Великобритании, Франции, Италии либо Турции. Потому на упаковках никогда не указана страна-изготовитель: фирменное клеймо - гарантия идиентично высочайшего свойства. Оборудование для производства колец "Гётце" реализует во многие страны, но без лицензии. В 60-е годы СССР закупил целые полосы, практически они все и до настоящего времени в строю. Но хорошо настроить и эксплуатировать значительно поношенные станки-ветераны, выслеживать качество на каждом шаге удается далековато не всегда, отсюда и результаты - "на троечку".
Завод в Буршайте занимает особенное место в структуре "Гётце". Тут размещены научно-производственный и испытательный центры. В лабораториях за неделю-другую движок "наматывает" сотки тыщ км, в том числе по "горной дороге" - для имитации всех критерий движения щит обустроен массивным электронным тормозом-ускорителем. Тестируют не только лишь поршневые кольца, да и поршни, прокладки, гильзы цилиндров - все это тоже продукция "Гётце". Есть и совсем закрытое от сторонних глаз помещение - правительство в государстве: там создаются поршневые кольца для формулы 1. Они похожи на произведения искусства: верхнее кольцо шириной всего мм, кажется, тронь - и сломается. Но ни трогать, ни фотографировать нам, как досадно бы это не звучало, не разрешили.
Полтора часа по шоссе, вьющемся посреди гор и бугров, - и мы в Гердорфе. Тут "Гётце" производит прокладки (головки блока цилиндров, коллекторов), соединительные кольца выпускных труб, теплозащитные щитки. Проявили нам прокладки головки блока цилиндров для форсированных дизелей, собранные из листов различных металлов (от 3-х до 5). Таковой склепанный "бутерброд" меньше деформируется (и деформирует головку цилиндров) при затяжке, лучше противоборствует давлению и нагреву. Герметизация достигается выштампованными канавками, нанесенными по трафарету герметиком и специальной теплостойкой краской, которой покрашены листы металла - она заполняет все поры. Теплозащитные щитки, кстати, тоже композитные и практически невесомые: узкий металл только снаружи, снутри - безасбестовый огнеупорный материал.
Вместе с "пакетными" завод производит и обыденные прокладки головки блока, с первого взора ничем не отличающиеся от обычных "жигулевских". Но присмотревшись (в особенности - принюхавшись), можно ощутить разницу. "Гётце" непременно пропитывает прокладки особым веществом (вначале он употреблялся в строительстве для увеличения прочности бетона). Сероватая прокладка после пропитки покрывается узкой пленкой желтого колера, похожей на "Мовиль" либо олифу. В движке под действием высочайшей температуры состав совсем полимеризуется - прокладка затвердевает, приняв подходящую форму. Рядом с этой линией пропитки есть другая - с силиконовой композицией в ванне. Такая прокладка (она темного цвета) дороже, но еще надежнее.
Административный центр земли Гессен - Висбаден не только лишь узнаваемый в Европе курорт. Тут размещен и завод "Глико", где выпускают втулки и вкладыши. Так же, как и в Буршайте, - полный цикл производства: от литейки до механизированной сборки.
Вкладыш - деталь совершенно не обычная. Сейчас для "формульных" моторов делают вкладыши шириной всего 0,9 мм (включая подложку). Чтоб очень использовать поверхность, замки выдавливают на торце, не затрагивая антифрикционный слой (патент "Глико"). Канавка для подвода масла не непременно равной глубины по всему вкладышу, в средней части ее может и не быть. Посреди того, что мы узрели - механизированная линия по производству сборных центральных вкладышей (с упрямыми полукольцами по обеим сторонам) и находящееся в отдельном здании создание втулок: для поршневых пальцев, валов коробки, тормозных суппортов, вентиляторов (жалко, не для "печки" "Жигулей"), амортизаторов и т. п. За денек лишь на вторичный рынок запчастей завод посылает их 1 200 000 (!) штук.
Гордость "Глико" - самосмазывающиеся втулки Glycodur F. На железную омедненную подложку нанесен пористый слой олова и меди, пропитанный полимером (политетрафторэтиленом). Размер частиц металла - 40-180 микрон. Такие втулки употребляются в стеклоподъемниках, управляющий колонке, креслах (и не только лишь авто!), в дверцах вагона метро и т. д. Одна из разновидностей этой втулки - Glycodur А... Она хоть и просит смазки (один раз, сначала эксплуатации), но установить на ось ее можно и с перекосом - благодаря особенной структуре материала отверстие равномерно "переориентируется" и люфтов не будет. Если втулку нужно сделать без замка (к примеру, для поршневого пальца), ее заготовку вытягивают из листа биметалла: всего за три приема выходит осторожный "стопарик" - хоть наливай.
NormForm - уникальная упаковка поршневых колец "Гётце". На снимке - кольца для "Лады".
Прокладка из 3-х листов
(последние - железные).
Прокладка головки блока
со стандартной пропиткой.
Вкладыши для БМВ, слева - в сборе с упрямыми полукольцами, замки выбиты в торцах (патент "Глико").
В вакуумной камере наносят металл на подложку вкладыша.
Щит для испытаний вкладышей.
Этот стаканчик - будущая втулка.