ЛЮБОВЬ И ВЕРНОСТЬ
ЛЮБОВЬ И ВЕРНОСТЬ
АНКЕТА ЗР
ЛЮБОВЬ И ВЕРНОСТЬ
ЧТО ЛУЧШЕ Старенькой ИНОМАРКИ?
Скептики утверждали, что энтузиазм читателей к нашей анкете, размещенной в свое время в журнальчике (1996, № 10), вызван, сначала, желанием выиграть один из призовых автомобилей. Не отрицая этого мотива, все же добавим, что и сейчас, когда редакция предложила еще одну анкету (1997, № 4), письма по предшествующей продолжают приходить. Письма уже не с ответами, а быстрее с вопросами и размышлениями по поводу анализа данных, которые мы обнародовали. Такая заинтригованность читателей побудила нас продолжить исследование.
В прошлом номере мы рассматривали, как оценили читатели качество сборки российских легковых автомобилей. Попробуем на этот раз проследить связь меж отношением хозяев к машинам, приобретенным новыми, и к старым.
Начнем с общей оценки. Напомним: за каждую из оценок в ответах на данный вопрос анкеты мы начисляем надлежащие баллы ("прекрасно" - 5, "отлично" - 4 и т.д. до "очень плохо" - 1), а потом делим сумму баллов на число ответивших. Итак, выделим группу покупателей новых машин и по принятой нами схеме вычислим средний балл. Как и следовало ждать, у новых он несколько выше - разрыв с старыми автомобилями у АЗЛК, ВАЗа, ЗАЗа и ИЖа составляет 0,15 балла. Не таковы "волги" - обладатели, вне зависимости от возраста машин, оценивают их фактически идиентично: новые "лучше" всего на 0,004 балла. Парадокс же еще 1-го автомобиля - УАЗа - разъяснить будет не просто. Дело в том, что "бэушные козлики" заслужили даже более высочайший балл, чем только не так давно покинувшие сборочный поток. Разница, правда, невелика, но видна - 0,05 балла.
В отношении "волгарей" и "уазовцев" к своим автомобилям много общего. При всем этом, судя по всему, и на заводах к ним относятся приблизительно идиентично (подтверждением может служить уточненная диаграмма 1, показывающая число изъянов новых автомобилей). В общем, картина безотрадная, но она наводит на любознательные размышления. Старый УАЗ - это, быстрее, автомобиль с отчасти изжитыми недостатками. Либо другое: "в добрые старенькые времена" армейские вездеходы собирали лучше. Здесь требуется маленькое объяснение. Большая часть хозяев оценивают свои авто, сравнивая их не с другими машинами, а быстрее со своими ожиданиями и надеждами. Стало быть, настроения хозяев УАЗов можно интерпретировать и так: на что все-таки еще рассчитывать, чай, машина-то не новенькая.
Как вы помните, в прошлом материале (см. ЗР, 1997, № 5) мы получили "средние баллы" для 6 российских легковых марок, также суммарный показатель для забугорных машин. Лучший из "наших" - ВАЗ набрал 3,55 балла, иномарки - 4,0. Разрыв как бы велик, но при ближнем рассмотрении не смотрится неодолимым. Чтоб уточнить этот вопрос, приведем раздельные данные для марок забугорных машин, представленных в анкетах в достаточном для сопоставления количестве (см. диаграмму 2). Выходит, что ближний родственник ВАЗа - ФИАТ набрал всего 3,66 балла, немногим далее ушли "Форд" (3,85) и "Опель" (3,86). Бесспорные фавориты - "Тойота" (4,11), "Mercedes" (4,10) и "Вольво" (4,10). Напомним, что иномарки в Рф - это в большинстве собственном очень "старые" авто, к тому же по стоимости сравнимые с новыми русскими. Что все-таки склоняет чашу весов в их пользу, по последней мере для 10% автолюбителей?
Чтоб разобраться, разглядим ответы на последний вопрос анкеты, который звучал так: "Если б вы поменяли собственный автомобиль, то почему?", другими словами по какой основной причине? Выявленные различия в мотивации практически принципны, хотя и объяснимы (см. таблицу 1). На первом месте посреди обстоятельств подмены для хозяев российских машин - недостающий комфорт: от 34% (АЗЛК) до 49% (ИЖ). А вот на втором для АЗЛК, ИЖа и ЗАЗа - нередкие поломки. Любопытно, что эксплуатационные расходы для их не играют решающей роли - в отличие от хозяев "волг". Это и понятно: запчасти к последним чуть не в два раза дороже, чем к остальным российским машинам.
Сейчас взглянем на иномарки: тут накладность обслуживания доминирует - в среднем около 30% хозяев считают ее безмерной. Частота ремонтов, но, еще меньше - от 2,7% ("Тойота") до 11,5% (ФИАТ); у наших машин этот показатель в два раза выше.
И вот итог (см. диаграмму 3 и таблицу): если для российских автомобилей наибольшее число ответов "не поменяю, стопроцентно устраивает" у ГАЗа - 14,9%, то ЗАЗ и ИЖ удовлетворяют всего 3,7% и 4,2% хозяев соответственно. "Худший посреди иноземцев" - "Опель" располагает 18,7% сторонников, у японских марок этот показатель - до 30,8% ("Тойота"), а "чемпионами" являются "Audi" (31,1%) и "Вольво" (32,1%).
Итак, как говорится, сенсации в этих цифрах нет. Быстрее, подтверждается отлично известное: иномарки более надежны, но их сервис недешево. А, кстати, также и то, что шофер, хотя бы недолго поездивший на машине забугорного производства, предпочтет ее хоть каким "нашим". Характеристики же привязанности хозяев к своим (российским) машинам молвят сами за себя. Видимо, для устойчивой работы наших заводов этого пока довольно, хотя жаркой любви к их продукции у водителей уже нет. Что все-таки принуждает сохранять ей верность? Судя по всему, три происшествия: трудности с ремонтом импортных машин, привычка и... таможня.
Редакция
Диаграмма 1. Толика новых российских и ЗАЗ легковых автомобилей, имеющих недостатки.
Диаграмма 2. Общая оценка всераспространенных импортных машин.
Диаграмма 3. Толика хозяев, которых стопроцентно устраивают их авто*.