6 ИСТОЧНИКОВ И ТРИ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ СЦЕПЛЕНИЯ
6 ИСТОЧНИКОВ И ТРИ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ СЦЕПЛЕНИЯ
РЫНОК
/ЭКСПЕРТИЗА
6 ИСТОЧНИКОВ И ТРИ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ СЦЕПЛЕНИЯ
ПРОВЕРЯЕМ КОМПЛЕКТЫ СЦЕПЛЕНИЯ НА "САМАРУ"
ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЕРЫГИН, Миша КОЛОДОЧКИН
Тому, кто решил без помощи других поменять сцепление, как-то неловко давать "умные" советы. Новенькому за эту работу "без присмотра" браться, наверняка, не стоит, а "опытные" обычно имеют о ней сложившееся представление. Вот только избрать на прилавке подходящее изделие достаточно трудно - даже наличие известного брэнда не всегда гарантирует подабающее качество. Припас "старенькых" познаний тоже может подвести - жизнь не стоит на месте. Потому предлагаем всем желающим ознакомиться с плодами исследовательских работ, проведенных по нашей просьбе в спец лаборатории НАМИ.
Проверялись 6 комплектов сцепления на "Самару", обретенных в розничной торговле. Чтоб жадным протокольным данным на страничках журнальчика не было сиротливо, мы решили сопроводить их комментами профессионалов, также воззрениями опытных практиков по выбору того либо другого изделия, приемам монтажа на автомобиль и т.п.
Для начала напомним, что главных деталей сцепления три: выжимной подшипник, корзина (она же - нажимной диск) и ведомый диск - только и всего. Как обычно, "визитные карточки" изделий приведены под надлежащими фото - оценки же расставим чуток позднее.
ЧТО Определяли?
Что проверить у сцепления не считая упаковки и внешнего облика? Каждый набор взвесили - подетально и "на брудершафт". Потом оценили ряд геометрических характеристик, измерили наибольший передаваемый вращающий момент, обусловили дисбаланс нажимного и ведомого дисков. Не считая того, замерили усилие выжима каждого сцепления, сравнили торцевые биения поверхностей трения ведомых дисков и т.п. Приобретенные результаты соотнесли с положениями "талмуда" - РД 37.001.664 - 95 "Сцепления фрикционные сухие автомобилей. Общие технические требования и способы испытаний", также комплекта КД на сцепления автомобилей ВАЗ. Более принципиальные и достойные внимания результаты приведены в таблице.
ЧТО ПОЛУЧИЛИ?
Масса комплектов схожих на 1-ый взор сцеплений отличается более чем на полкило. Самым легким оказался "ЛуК", а в тяжеловесы попал "ВАЗинтерсервис". Естественно, масса комплектов влияет на крутильные колебания в коробки, но будем считать, что разброс "по гр" в нашем случае не настолько велик, чтоб приметно поменять форму колебаний. В общем, масса быстрее охарактеризовывает совершенство конструкции сцепления, чем их прямые плюсы либо недочеты.
С передачей вращающего момента все сцепления совладали, но разброс снова вышел впечатляющий - от 150 до 190 Н.м, при этом самым "слабеньким" оказался вазовский эталон. А вот измерения дисбаланса напомнили допинг-контроль на Олимпиаде... Вправду, статический дисбаланс оказался таким, что с "дистанции" сняли всех, не считая "ЛуКа"! И если "Сакс" и "ВАЗинтерсервис" еще могли взывать к милости профессионалов (подумаешь, какие-то 10%), то остальным оставалось только багроветь за свою неполноценность. В особенности изумил "британец", превысивший норму аж в 5 раз!
С динамическим дисбалансом было по другому. Красивые результаты проявили "Сакс" и "ЛуК", уложившиеся в требования с огромным припасом. А ужаснее других смотрелся снова "Квинтон Хэзл".
Усилие выжима сцепления - это просто: педаль или томная, или легкая. Но и тут акценты не поменялись - незапятнанная победа "ЛуКа" и последнее место "британца": только он не уместился в рамках вазовских требований. Другие выглядели полностью достойно: только "ВАЗинтерсервис" снова не добрал до нормы нескольких процентов.
Нажимной диск во всех комплектах передвигался в границах допустимого. Относительно большая величина перемещения у "британца" отчасти разъясняет огромное усилие выжима, отмеченное строкой выше. Что касается расстояния от концов лепестков до поверхности трения, то это - геометрическая черта узла в сборе, нормируемая для определенной модели автомобиля. При увеличении этого параметра выше нормы понижается срок службы ведомого диска. Торцевое биение в комментах не нуждается - чем оно ниже, тем лучше.
С официальными плодами разобрались. Пора сделать маленький перерыв и слушать мировоззрение "опытных".
Мировоззрение ПРАКТИКА
Чтоб обеспечить лучший срок службы сцепления, следует подменять все три "составляющие" сразу (выжимной подшипник, корзину и ведомый диск).
Количество демпферных пружин в ведомом диске особенной роли не играет. Они имеют попарно равную твердость, подбираемую заводом-изготовителем. У сцеплений с шестью пружинами результирующая угловая твердость меняется по более сложному закону, ежели у "четырехпружинных" изделий.
Число лепестков у диафрагменной пружины корзины также не служит аспектом свойства, хотя можно считать, что точность работы сцепления все таки увеличивается с ростом их числа.
Выбор определенного производителя почти во всем определяется личными предпочтениями. Обычно не появляется заморочек с "ЛуКом" и "Саксом". С "Квинтоном" педаль становится тугой, но к концу хода она "легчает" - такая вот кинематика.
В процессе подмены сцепления нужно затягивать крепежные болты равномерно и через один, чтоб предупредить коробление кожуха корзины. Перед затяжкой болтов корзины оправку, применяемую для центровки ведомого диска, нужно малость пошевелить вверх-вниз и вправо-влево для более четкой центровки ведомого диска. С приобретением оправки заморочек нет - она однообразная и на "классику", и на "Самару".
На части ведомых дисков сторона, прилегающая к маховику, может иметь надпись "сторона маховика" (flywheel side либо короче - fly wheel). Если надписей нет, нужно поглядеть на ведомый диск с боковой стороны. Та сторона, с которой демпферные пружины меньше выступают от уровня фрикционных накладок, и является стороной маховика. При неправильной установке демпферные пружины будут цеплять за болты маховика если не сходу, то достаточно скоро.
В процессе подмены никогда не допускайте, чтоб коробка "повисала" на первичном валу: это может привести к деформации ведомого диска и вызвать заедание сцепления либо его поломку. Перед установкой нужно проверить состояние троса сцепления, чтоб он просто прогуливался и не имел разрывов пластмассовой оболочки.
После установки сцепления отрегулируйте трос. Педали сцепления и тормоза должны размещаться на этом же уровне. Не забудьте пару раз надавить на педаль сцепления и проверить, не нарушится ли регулировка.
НАШЕ Мировоззрение
Протоколы подписаны, опломбированы и убраны в сейф. Попытаемся все коротко подытожить. Из приобретенных нами изделий наилучшими оказались "ЛуК" и "Сакс". А вот "Квинтон Хэзл" всегда изображал из себя "Мальчиша-Плохиша". Если каждый излишний рубль имеет принципное значение, то лучше избрать "ВАЗинтерсервис". Вобщем, кто мешает читателю мыслить по другому?
Компания / LuK (Lamellen und Kupplungsbau)
Страна-изготовитель / Не указана
Стоимость / 1570 руб.
Маркировка: подшипник - SKF VKS 2535; диск ведомый - 319 0114 10 LuK 0301; диск нажимной - 118 86100 10А (на диафрагме) 89700 6К13 119009 110 (на корпусе). Символ одобрения МТ14. На ведомом диске есть маркировка для правильной ориентации при установке. Диафрагменная пружина корзины имеет 18 лепестков. У ведомого диска четыре демпферные пружины. Эмблема LuK нанесена всюду - даже на заклепках. Пластинка крепления накладок общая - кольцевая.
Компания / SACHS
Страна-изготовитель / См. ниже
Стоимость / 1960 руб.
Маркировка: подшипник - SKF VKS 2535 (SACHS 3151811002) Мейд in France; диск ведомый - Мейд in Slovakia; диск нажимной - Мейд in Germany TYP MF 190 07 3082 12344. Знака одобрения нет. Диафрагменная пружина с 18 лепестками. На стороне ведомого диска, обращенного к маховику, отметка FLY WHEEL. Сам диск имеет 6 демпферных пружин. Пластинка крепления накладок общая.
Компания / ЗАО "ВАЗИНТЕРСЕРВИС"
Страна-изготовитель / Наша родина, Тольятти
Стоимость / 970 руб.
Маркировка: подшипник - VBF; диск ведомый; диск нажимной. Символ одобрения АЯ70. Диафрагменная пружина имеет 12 лепестков. Пластинка крепления накладок цельная. Ведомый диск - с шестью пружинами. Маркировка находится лишь на упаковках: у корзины - 2109-1601085, у ведомого диска - 2109-1601130. Отметка для ориентации ведомого диска отсутствует.
Компания / Не указана.*
Страна-изготовитель / Наша родина
Стоимость / 850 руб.
Маркировка: подшипник - VBF 520806; диск ведомый - 2109-1601130; диск нажимной. Символ одобрения МТ14. Диафрагменная пружина с 12 лепестками. Пластинки для крепления накладок раздельные. 6 демпферных пружин.
Торговцы именуют изделие "тюменским", но завод утверждает, что он делает только нажимные диски.
Компания / BORG&BECK
Страна-изготовитель / ЕЭС
Стоимость / 1670 руб.
Маркировка: подшипник - безымянный; диск ведомый - BORG&BECK Т22F; диск нажимной - NE 7125 T15F. Знака одобрения нет. Диафрагменная пружина с 18 лепестками. Пластинка крепления накладок общая. Сторона монтажа ведомого диска не указана. 6 пружин. Есть аннотация на российском языке.
Компания / QH (Quinton Hazell)
Страна-изготовитель / Великобритания
Стоимость / 1800 руб.
Маркировка: подшипник - SN-930; диск ведомый - 127-3 1169 0401; диск нажимной - QY93284 KC2630 Мейд in GB. Знака одобрения нет. Диафрагменная пружина с 18 лепестками. Пластинка крепления накладок общая. Имеется тюбик со смазкой для шлицов первичного вала. Ведомый диск с шестью демпферными пружинами. Аннотация на всех главных языках, не считая российского.
Устройство сцепления:
1 - выжимной подшипник;
2 - нажимной диск;
3- ведомый диск; 4 - маховик.
КОММЕНТАРИЙ Спеца К МЕТОДИКЕ ИЗМЕРЕНИЙ
Наибольший вращающий момент, передаваемый сцеплением легкового автомобиля, должен быть в границах 1,2-1,75 от наибольшего вращающего момента мотора. Для "Самары" это 127,2-185,5 Н.м, так как вращающий момент мотора VAZ 21083 равен 106 Н.м.
Усилие выжима сцепления определяют при перемещении концов лепестков нажимной пружины на 7,5 мм. Перемещение нажимного диска определяют при ходе выключения, равном 7,4-7,6 мм от положения, определяемого расстоянием 8,3+0,025 мм меж нажимным диском и маховиком.
Расстояние от концов лепестков до поверхности трения маховика определяют при удалении нажимного диска от маховика на 8,3+0,025 мм. Толщину ведомого диска по накладкам оценивают под нагрузкой сжатия, равной 3300 Н.
Расстояние меж плоскостью маховика и тыльной поверхностью выжимного подшипника обозначают буковкой f. Его замеряют на собранном комплекте сцепления. Согласно документации, этот размер должен составлять 49,74-52,06 мм, но допустимы и маленькие отличия. Если f больше нормы, то сцепление может работать, пока хватит хода подшипника. При уменьшенном ниже допуска размере ничего ужасного не произойдет - только возрастет припас по регулировке сцепления. Интересно, что у зарубежных компаний размер f приметно меньше нашей нормы - это позволяет уменьшить габаритные размеры и массу. Правда, к фирме Borg&Beck это не относится (размер f у их выше верхнего предела).
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ КОМПЛЕКТОВ СЦЕПЛЕНИЯ НА "САМАРУ"
Требования LuK SACHS "ВАЗинтер- "Безымян- Borg& Quinton
КД ВАЗ сервис" ный" Beck Hazell
Масса комплекта, г 4010 3500 3780 4030 3995 3895 3800
В том числе:
Нажимной диск 2940 2550 2940 3000 2915 2955 2800
Ведомый диск 820 795 690 810 860 800 770
Выжимной подшипник 250 155 150 220 220 140 230
Наибольший вращающий мо-
мент, передаваемый сцепле-
нием, Н.м 127,2-185,5 164,0 180,0 150,0 156,0 180,0 190,0
Статический дисбаланс нажим-
ного диска в сборе, г.см 20,0 10,2 22,2 22,2 55,5 55,5 110,0
Динамический дисбаланс
ведомого диска при частоте
вращения 1000 об/мин, г.см 15,0 6,0 2,0 18,0 14,0 13,0 22,0
Усилие выжима сцепления,
менее, Н 1210 650 720 1220 730 820 1640
Перемещение нажимного диска,
более, мм 1,4 1,4 1,4 1,4 1,55 1,45 1,8
Расстояние от концов лепест-
ков до поверхности трения
маховика, мм 29-31 30,0 30,0 30,0 31,4 31,5 33,0
Толщина ведомого диска, мм 7,55-8,05 7,50 8,00 8,00 8,00 8,00 8,00
Торцевое биение поверхностей
трения ведомого диска,
менее, мм 0,5 0,4 0,4 0,5 0,85 1,0 0,92
Размер f, мм 49,74-52,06 43,50 43,00 52,00 53,40 52,50 50,50