ПРИБОР НОЧНОГО ВИДЕНИЯ
ПРИБОР НОЧНОГО ВИДЕНИЯ
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/ЭКСПЕРТИЗА
ПРИБОР НОЧНОГО ВИДЕНИЯ
ЕСЛИ АВТОМОБИЛЬ СЛЕП, ОЧКИ ЕМУ
НЕ Посодействуют
ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН, ДМИТРИЙ ЕРЫГИН
Были у нас когда-то два производителя фар - "Автосвет" и ОСВАР. Показалось не достаточно. Завезли в страну немецкую "Хелла" чешского производства, появился и русский "Бош" - отлично, когда есть здоровая конкурентность. Был один производитель ламп - "Лисма", а сейчас зайдите в магазин... И все бы отлично, но исключительно в этой "мутной
водице" начал плодиться откровеннейший "левак". С каждым годом приобрести высококачественный продукт становится все сложнее, а напороться на подделку все проще. Вести торговлю дрянью взялись и большие оптовики. Одна из столичных компаний пробовала предложить Торговому дому "За рулем" (отыскали кого дурачиться) хороший десяток наименований "левого" продукта: от дешевых лампочек и коммутаторов до головок цилиндров движков. Не стали исключением и фары. Одно такое изделие (фото 15) мы специально включили в число пятнадцати образцов, отправленных нами на проверку.
Как ВАС МНОГО!
Окутаны оказались практически все российские легковые авто и четыре поставщика светотехники к ним: "Автосвет", ОСВАР, "Бош" и "Хелла" (отличить изделия 1-го из их от другого проще всего по эмблемам на рассеивателях). Один производитель остался неизвестен. Хотя он кропотливо маскировался под "восьмую" фару от компании "Автосвет", "левое" происхождение лупило из него как далекий свет. Не поленились взять и четыре лампочки - две "отличные" (Н4 и Н1) и две "нехорошие" (Н4 и Н1). Вобщем, "нехорошие" можно писать и без кавычек, они вправду для работы неприменимы.
Для полноты картины прикупили по паре комплектов прозрачной "защиты фар" для VAZ 2104 (2105, 2107) и VAZ 2108 (21099), типо от парящих с дороги камешков. Выбирали лучше (если это слово тут вообщем уместно) - не из дешевенького пластика, а из органического стекла, этакие очки для автомобиля. Назовем накладки с черной полосой сверху "номером 1", а с маленькой черной сетью по всей поверхности - "номером 2" (фото 7). Для каждой из вероятных композиций фара-лампа-накладка проверили освещенность в главных контрольных точках (см. набросок) в режимах близкого и далекого света. В общем, цифр вышло несметное количество, потому разбираться в их будем не спеша.
ПРИВЕТ ДИЗАЙНЕРАМ
Для начала попробуем ответить на общий вопрос "как светят российские авто". Невзирая на то, что любой из читателей готов ответить на данный вопрос заочно (убеждены, ответы будут различными), придержим на время свое мировоззрение и доверимся протоколу испытаний.
Невзирая на общую картину "кто во что горазд", тендеции выслеживаются достаточно верно. Три первых места заняли VAZ 2108, GAZ 3102 и VAZ 2105. Направьте внимание: все фавориты прямоугольной формы и достаточно большой высоты, а авто далековато не самой первой свежести - без претензий на "современный дизайн". В хвосте, с худшими плодами, как и ожидалось, осталась оптика для "копейки", "Нивы" (рассеиватель тот же) и - не угадаете! - для VAZ 2115. Не удивляйтесь: проиграли по всем статьям старенькые фары круглой формы и новые фары с "современным дизайном". На всех современных (скажем, европейских) автомобилях фары все растут в размере, залезая на фронтальные крылья машин. И исключительно в Рф у "современных" VAZ 2115 и VAZ 2110 наименьшая по сопоставлению с предшественницей "девяткой" высота фар. То же относится к "Святогору", чьи "узенькие глазки" уступают обыденным, что стоят на "40 первом". А чем меньше высота фары, тем сложнее вынудить ее нормально светить - это должно быть понятно. У малышки "Оки" фара "правильной" формы, но уж больно малая. Светит лучше, чем нареченная выше тройка аутсайдеров, но от фаворитов отстала далековато.
КТО В ЛЕС, КТО ПО ДРОВА
До того как предложить читателям перейти к самостоятельному просмотру экспозиции (фото фар и результатов теста), поясним, что к чему.
Правила ЕЭК ООН требуют: освещенность в одних контрольных точках (см. набросок) должна быть не больше определенных значений, чтоб не слепить встречных водителей, а в других - не меньше, чем положено: шофер должен созидать дорогу и часть правой обочины. Принцип "меньше - лучше" распространяется на точки В-50L и 0-0 (режим близкого света), "больше-лучше" относится к точкам 50R и 75R в режиме близкого, также к точке Н и наибольшему значению освещенности в режиме далекого света.
Предписанные нормы (четкие числа в таблицах) должны соблюдаться обязательно для фар, попадающих на сертификацию, либо с 20%-ным допуском - для серийной продукции (читай - магазинной). Чтоб не слепить встречных, положено, к примеру, иметь в точке В-50L менее 0,48 люкс (с учетом 20%). Наши испытуемые проявили в среднем 0,404, с спектром от 0,22 (VAZ 2108) до 0,78 (VAZ 2106). Смекните, у какого автомобиля больше шансов провалить инструментальный контроль "по свету" (по последней мере, проходя его честно). Чтоб нормально созидать дорогу, в другой точке - 75R - положено иметь более 12 люкс. У наших подопытных от 10,0 ("Нива", "копейка") до 24,2 (снова VAZ 2108), а среднее значение 14,77.
Не лучше обстоят дела с далеким светом: норма наибольшей освещенности - более 48 люкс, имеем - от 46,8 (VAZ 2115, забавно, не правда ли?) до 164,8 (М-2141, но не "Святогор", GAZ 31029, "Газель" и др.). Среднее - 92,9. Разброс значений по трем обозначенным характеристикам в 3,55; 2,42 и 3,52 раза соответственно. Осредним, хотя это не полностью корректно. Выйдет, что российские фары различаются по "качеству работы" в 3,16 раза! А ведь должны быть схожими, эталон на всех один.
Чтоб не помещать на странички журнальчика сотки цифр, решили привести выборочные данные в сводной таблице, а по фарам VAZ 2108 (ОСВАР) и VAZ 2105 ("Автосвет") привести подробную информацию: что дают различные лампы (отличные и нехорошие) и любая из "накладок".
ПОЖАЛЕЙТЕ СЕБЯ И ДРУГИХ
Мы, естественно, не призываем выбирать автомобиль по способностям его головного освещения (это, кстати, не так забавно). Но снова предлагаем направить внимание на недопустимость использования дешевеньких ламп, пластмассовых накладок и остального. Сравните: наилучшая фара с неплохой лампой в точке 75R (ближний свет) указывает 24,2 люкса. Она же с дешевенькой лампой выдает 12,3, с "накладкой № 2" - 5,9, а с дешевенькой лампой и накладкой сразу дотягивает только до 3,2! Вникните, отличие в 7,6 раза! Другой убедительный пример: доступная лампа в "бошевской" фаре для вазовской "10-ки" (без накладок) понизила освещенность в той же точке с 12,6 до 5,6. Ответьте, хотя бы сами для себя, стоит сберегать на лампе 30-40 рублей, чтоб позже ездить практически втемную - "по устройствам".
Вал "оптического левака" захлестнул не только лишь "одичавшие" рынки, да и прилавки полностью цивилизованных магазинов. Сколько раз мы писали о поддельных лампах, фарах, а их все в большей и большей степени. Кто-либо вообщем держит под контролем, чем ведет торговлю тот либо другой торговец? Авто светотехника, меж иным, подлежит неотклонимой сертификации. Это Законодательство в чистом виде.
1. Фара VAZ 2108
Изготовитель / ОСВАР
Стоимость / 430 руб.
Оценки: ближний свет - отлично; далекий свет - удовлетворительно; ослепление встречных - малое.
2. Фара VAZ 2110
Изготовитель / "Автосвет"
Стоимость / 1030 руб.
Оценки: ближний свет - удовлетворительно; далекий свет - удовлетворительно; ослепление встречных - малое.
3. Фара VAZ 2110
Изготовитель / "Бош"
Стоимость / 1200 руб.
Оценки: ближний свет - удовлетворительно; далекий свет - отлично; ослепление встречных - очень сильное.
4. Фара VAZ 2115
Изготовитель / "Автосвет"
Стоимость / 975 руб.
Оценки: ближний свет - удовлетворительно; далекий свет - плохо; ослепление встречных - слабенькое.
5. Фара VAZ 2106
Изготовитель / "Автосвет"
Стоимость / 240 руб.
Оценки: ближний свет - удовлетворительно; далекий свет - отлично; ослепление встречных - недопустимое.
6. Фара VAZ 2121
Изготовитель / "Автосвет"
Стоимость / 210 руб.
Оценки: ближний свет - очень плохо; далекий свет - отлично; ослепление встречных - очень сильное.
7. Фара VAZ 2105
Изготовитель / ОСВАР
Стоимость / 430 руб.
Оценки: ближний свет - удовлетворитель-но; далекий свет - удовлетворительно; ослепление встречных - сильное.
"Накладки № 2" на фары VAZ 2105, такие же были для VAZ 2108.
8. Фара VAZ 2105
Изготовитель / "Автосвет"
Стоимость / 625 руб.
Оценки: ближний свет - удовлетворительно; далекий свет - отлично; ослепление встречных - допустимое.
9. Фара М-2141 "Святогор"
Изготовитель / "Хелла"
Стоимость / 1100 руб.
Оценки: ближний свет - отлично; далекий свет - отлично; ослепление встречных - сильное.
10. Фара
GAZ 31029, М-2141
Изготовитель / ОСВАР
Стоимость / 300 руб.
Оценки: ближний свет - плохо; далекий свет - удовлетворительно; ослепление встречных - слабенькое.
11. Фара - GAZ 3102
Изготовитель / "Автосвет"
Стоимость / 310 руб.
Оценки: ближний свет - отлично; далекий свет - отлично; ослепление встречных - слабенькое.
12. Фара М-2141 "Святогор"
Изготовитель /"Автосвет".
Стоимость / 850 руб.
Оценки: ближний свет - отлично; далекий свет - удовлетворительно; ослепление встречных - недопустимое.
13. Фара
GAZ 31029, М-2141
Изготовитель / "Бош"
Стоимость / 500 руб.
Оценки: ближний свет - отлично; далекий свет - отлично; ослепление встречных - сильное.
14. Фара VAZ 1111
Изготовитель / "Автосвет"
Стоимость / 320 руб.
Оценки: ближний свет - удовлетворительно; далекий свет - удовлетворительно; ослепление встречных - слабенькое.
15. Фара VAZ 2108
Изготовитель / неизвестен (подделка)
Стоимость / 350 руб.
Оценки: ближний свет - н. д.; далекий свет - н. д.; ослепление встречных - н. д.
Подделка: при вскрытии коррозия видна
невооруженным глазом, нет зеркального покрытия отражателя указателей поворота, корпус из полистирола заместо ABS-пластмассы, отсутствуют штампы ОТК, не удалось воткнуть лампу!
"Нехорошая" (слева) и "отменная" (справа) лампы Н4. В тесте использовались также "нехорошая"
и "отменная" Н1.
На рассеивателях фар можно отыскать эмблемы производителей: Bosch...
...Hella...
..."Автосвет" (буковка "К" значит г. Киржач)...
...и ОСВАР.