ОЧЕРЕДНОЙ Союз .
ОЧЕРЕДНОЙ Союз...
ЭКОНОМИКА
Гиганты
ОЧЕРЕДНОЙ Союз...
...вызвал большой шум в авто кругах. Слились 1-ая и седьмая по величине в мире компании: "Дженерал моторс" и ФИАТ.
Лена ВАРШАВСКАЯ
О том, что туринский гигант переживает не наилучшие времена, говорилось в ближайшее время все настойчивее. Монополист, всегда поддерживавший любые итальянские правительства и постоянно поддерживаемый ими, начал утрачивать позиции с объединением Европы. Государству стало тяжело проводить протекционистскую политику, финансовая система Италии, входящей в общеевропейский рынок, стала наименее устойчивой - и это отразилось на положении ФИАТа. Невзирая на то, что годичный оборот компании непреклонно рос в последние 5 лет (см. таблицу), соперничать с оживленными европейскими и не так давно появившимися транснациональными авто супергигантами становилось все сложнее. Потому неизбежно встал вопрос о консолидации с одним из больших автопроизводителей.
И вот - свершилось. Посреди марта, скоро после ухода с поста президента итальянского концерна Джованни Аньелли и прихода заместо него Паоло Кантареллы, сделка свершилась: ФИАТ вступил в союз с "Дженерал моторс". Наикрупнейшая в мире транснациональная компания заполучила 20% акций ФИАТа за 2,4 миллиардов. долл., в обмен предоставив 5,1% собственных акций.
Обе компании уповают, что альянс будет плодотворным. Он поможет за 5 лет уменьшить производственные издержки на 2 миллиардов. долл. - такую экономию дадут совместная разработка движков, трансмиссий, крупнооптовые закупки компонент для производства автомобилей, оптимальный подход к продаже и обслуживанию. При всем этом, как считает управление компаний, их марки будут продолжать соперничать на рынках Европы и Латинской Америки. Специально было подчеркнуто, что сокращения персонала (а там работает около 234 тыщ человек) и производства на ФИАТе не предвидится.
И все же союз 2-ух компаний вызвал панику на фондовом рынке. В конце марта акции итальянского автоконцерна чертовски свалились в стоимости - практически на 11% за один денек! При том, что обычно объединение больших компаний вызывает рост цены их ценных бумаг, так как свидетельствует об увеличении их стойкости. Может быть, дело в том, что ФИАТ объявил о прекращении выплат дивидендов - такое бывает, когда компании проводят реструктуризацию либо инвестируют новые производства. Но в ближайшее время туринская компания и не платила их своим акционерам.
Скорее всего, падение курса ценных бумаг ФИАТа вызвано оглашением цифр, фигурирующих в сделке. Итальянская компания стала одной из самых малодоходных в отрасли: стоимость одной акции в 28 (!) раз выше, чем годичная прибыль, которая на нее придется (это означает, что нужно вложить в приобретение ценных бумаг 28 баксов, чтоб за год "заработать" всего 1 бакс). При том, что в "Даймлер-Крайслер", к примеру, это соотношение - 9:1! Выходит, что приобретение акций ФИАТа эквивалентно помещению средств в банк под 3,6% годичных, что по меркам сегодняшнего фондового рынка очень нерентабельно.
Многие аналитики говорят, что "Дженерал моторс" в этой ситуации переплатила, а ФИАТ, напротив, выиграл. Но это - дело профессионалов. Широким же кругам автомобилистов должно быть ясно одно: величайшая в мире авто компания стала еще больше большой, ФИАТ заполучил б'ольшую устойчивость и его марка, может быть, упрочит пошатнувшиеся было позиции.
А россиянам впору задуматься: круг возможных инвесторов в наш автопром сократился. Если же "Дженерал моторс", как молвят, станет собственником к тому же "Дэу"... Где только реальные инвестиции в бессчетные проекты совместного производства? Пока - слова, слова, слова...