НА Вкусный Кусок ОХОТНИКОВ НЕТ?
НА Вкусный Кусок ОХОТНИКОВ НЕТ?
ЭКОНОМИКА
КАПИТАЛ
НА Вкусный Кусок ОХОТНИКОВ НЕТ?
ЗР решил "поиграть" на фондовом рынке
Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ
В мире акции авто компаний, обычно, представляют собой "вкусный кусок" и пользуются неплохим спросом: ведь ценные бумаги могут не только лишь принести хорошие дивиденды, да и (при условии больших вложений) открыть доступ на самый верх - к управлению компании! Большая часть наших автозаводов, как и забугорных, - акционерные общества. А означает, все их имущество (от сборочного потока до будки вахтера) тоже переведено в ценные бумаги, которые можно свободно брать и продавать - прямо до полной скупки либо перепродажи всего завода. На что сейчас возлагать обладателям акций российских автозаводов? Есть ли смысл в "картонном" авто капитале? Задавшись этим вопросом, создатель обратился в знатное информационное агентство русского фондового рынка - "АКМ" (Анализ, Консультации и Маркетинг).
- В нашем рейтинге привлекательности отраслей русской экономики (где всего четырнадцать позиций) машиностроение стоит на 12-м месте, опередив только лесную индустрия и банки, - гласит Алексей Науменко, эксперт "АКМ", управляющий группы по машиностроению. - Для заводов мы составляем отдельный рейтинг. В нем ГАЗ, к примеру, на 39-м месте, хотя еще сначала 1998 года был на 12-м. Падение объяснимо: в период кризиса акции автозаводов владеют высочайшим вкладывательным риском, другими словами, опасность их обвала очень велика. Хотя и возможность роста курса всегда остается. Но предвидеть ход событий очень тяжело, потому и операции с этими ценными бумагами практически не ведутся.
ДОКРИЧАТЬСЯ ...ДО ФОНДОВОГО РЫНКА
Итак, наша надежда - русский автопром, которому кризис пошел даже на пользу (меньше стало соперников) - остается рискованной сферой для вложения капитала... Умопомрачительно! Ведь авто - то малое, что часто выпускает и с фуррором реализует наша индустрия. К тому же русский База познаний в ближайшее время достаточно оживлен: заключено соглашение меж "Шкодой" и "Ижмашем" о сборке "Шкоды-Фелиция" (напомню, идет речь об инвестициях не меньше 250 млн. баксов), ГАЗ начал реализации "Соболя" и представил новые "волги", приметно подрос экПодвеска ВАЗа, группа "Автотор" готовится к сборке внедорожника "Подвескаидж" и популярных БМВ...
Таковой ход событий в Европе либо Америке немедля вывел бы курсы акций всей авто отрасли на более высочайший уровень. У нас же фондовый рынок и создание будто бы "не слышат" друг дружку. Почему же нет желающих подзаработать на купле-продаже ценных бумаг автопрома?
- Успехи отдельных заводов не могут сделать лучше общую конъюнктуру русского фондового рынка, а она на данный момент очень неблагоприятная, - считает Алексей Науменко. - К тому же активность инвесторов находится в зависимости от многих других причин: информационной открытости, выплаты дивидендов, реструктуризации, отсутствия долгов у компаний отрасли. А с этим у нашего автопрома далековато не все в порядке.
ЗАГАДКА ДЛЯ ИНВЕСТОРА
Что все-таки остается возможным акционерам: ожидать наилучших времен? Так, глядишь, пройдет еще пять-десять лет... А если завтра фабрики совсем национализируют (не забудем: выборы на носу). И что делать тем, у кого дома "по кубышкам" лежат акции автозаводов - продавать либо придержать их? Эксперт "АКМ" ответил так:
- Большая часть маленьких инвесторов на данный момент не вожделеет продавать свои акции. Их не устраивают очень низкие котировки. Еще живые мемуары о тех временах, когда ценные бумаги ВАЗа стоили 10 баксов за штуку. Сейчас за их дают около 4 баксов. За акцию ГАЗа на данный момент можно получить 20 баксов, а до кризиса - больше 100! Так продавать ценные бумаги на данный момент либо, напротив, подождать? Эту загадку каждому акционеру придется решать в одиночку.
- Возвратятся ли когда-нибудь цены акций автозаводов на прежний уровень - вопрос сродни гаданию на кофейной гуще, - считает старший трейдер компании "РАЙ, МАН энд ГОР секьюритиз" Игорь Кожечкин. - Все, кто сейчас покупает эти ценные бумаги, убеждены, что поступают верно. Вобщем, чувство правоты не покидает и тех, кто их реализует...
- На этот момент продавать акции автозаводов не стоит ни при каких обстоятельствах. Приближается момент, когда маятник рынка может качнуться в оборотную сторону - цены пойдут ввысь. - Так лицезреет картину эксперт компании "ЦентрИнвест Секьюритиз" Юрий Тимощенко.
Итак, рынок в ожидании из-за общей неопределенности в экономике. При этом она может сохраняться достаточно длительно. Но вот сумеет ли держатель акций длительно пребывать в колебаниях, ведь нервишки, как молвят, не стальные...
ПЕРЕДЕЛ Принадлежности?
Вобщем, посреди совладельцев автопредприятий есть не только лишь маленькие акционеры, да и большие: юридические лица, включая инофирмы и правительство. Каковы их планы в отношении ценных бумаг?
Во владении страны находятся контрольные пакеты акций ЗИЛа, "Москвича", ВАЗа, КамАЗа. Первыми 2-мя заводами распоряжается столичное правительство, и в последнее время их акции проданы не будут, так как столица вожделеет сохранить контроль над этими предприятиями. Акции 2-ух других заводов - в залоге у федерального правительства (за долги по налогам) и, по воззрению большинства наблюдателей, скоро могут быть выставлены на торги. Если на их вдруг объявится забугорный клиент, к примеру суровая авто компания, то акции КамАЗа и ВАЗа, может быть, подымутся в стоимости.
Посреди больших негосударственных акционеров русских автозаводов - такие звучные в прошедшем имена, как "Инкомбанк", "Менатеп", "Онэксимбанк" и огромное количество других, чье положение сейчас, мягко говоря, шаткое. Принадлежащие банкирам акции вероятнее всего перейдут к другим обладателям. Не исключено, что эти акции скупят и сами фабрики. Прецеденты уже были: ГАЗ, к примеру, выкупал собственные ценные бумаги и даже менял их на авто.
ИЗМЕНЕНИЕ КОТИРОВАЛЬНОЙ ЦЕНЫ Обычных АКЦИЙ Компаний Автопромышленности