ЗЛОДЕЙКА С НАКЛЕЙКОЙ
ЗЛОДЕЙКА С НАКЛЕЙКОЙ
РЫНОК
ЭКСПЕРТИЗА ЗР
ЗЛОДЕЙКА С НАКЛЕЙКОЙ
Шокирующие результаты нашей экспертизы тормозных жидкостей.
Николай КОЖЕВНИКОВ
Эксплуатационные воды для автомобиля - продукт расхожий и никак не дешевенький. Означает, велик соблазн у жуликов подделать их и погреть на этом руки. О липовых маслах мы уже писали (см. ЗР, 1997, № 11). А что залито в калоритные бутылки с этикетками "Тормозная жидкость"?
По воззрению профессионалов, более возможной предпосылкой аварий в связи с отказом тормозов может быть кипение воды в гидроприводе - следствие ее перегрева при продолжительном и насыщенном торможении. Меж тем кипят в цилиндрах и трубочках, обычно, не настоящие тормозные воды, а их заменители, именовать которые "Росой", "Невой" и иной "тормозухой" язык не поворачивается. В таких подделках много брутальных, а поэтому и небезопасных веществ. Они вызывают сильное разбухание резиновых манжет, коррозию, вследствие чего поршни подклинивают в рабочих цилиндрах тормозов, колодки не отходят от дисков и равномерно раскаляются. Через пару часиков езды такая жидкость в перегретых суппортах закипает, образуя пузырьки пара. Сейчас давить на тормоз никчемно - пузырьки просто сжимаются, педаль упирается в пол и автомобиль движется практически без замедления.
Время от времени все обходится благополучно - водителю удается затормозить движком либо "ручником". Случается, что кто-то, купив смертельное зелье, не пользовался им, найдя, что обретенная жидкость, например, промерзла в бутылке. Но такое бывает редко.
Еще каких-нибудь 10 годов назад, покупая тормозную жидкость (дальше ТЖ), мы были полностью убеждены в ее надежности. В продажу поступало только то, что одобрено автозаводами, другими словами прошедшее комплекс лабораторных, стендовых и эксплуатационных испытаний. Сейчас все по другому: подделкам несть числа. Потребность нашего внутреннего рынка в ТЖ добивается 10 000 тонн в год (хоть какой ремонт тормозной системы просит в среднем пол-литра воды на прокачку привода). Потому и выпускают их сейчас все, кому не лень - оптовые торговцы платят огромные Энциклопедия грузовых автомобилей - по 1500 баксов за тонну.
Как это ни умопомрачительно, но в отличие, скажем, от производителей товаров питания либо фармацевтических средств, тех, кто поставляет ТЖ, никто не держит под контролем - созданием подобного рода жидкостей, оказывается, может заняться каждый. Никаких требований ГОСТа на их не существует, только технические условия (ТУ), которые разрабатывает... сам изготовитель. Сочинив эти самые ТУ и получив сертификат соответствия им, можно смело разливать в бутылки что угодно и продавать с этикеткой "Тормозная жидкость".
Привлечь лиходеев из подпольных цехов к ответственности (по статье 238 УК РФ) за "выпуск продукта, не отвечающего требованиям безопасности" можно только на теоретическом уровне. Для этого необходимо, во-1-х, зафиксировать катастрофу с жертвами либо пострадавшими, во-2-х, обосновать, что она произошла из-за закипевшей ТЖ и, в-3-х, разыскать и изобличить ее изготовителя. Согласитесь, сложная задачка, беря во внимание, что "темные ящики", как на самолетах, в авто не ставят, а заменители разливают совершенно не там, где создают.
Чтоб узнать настоящее положение дел, журнальчик решил провести испытание ТЖ нескольких производителей. К работе завлекли профессионалов 4 самых знатных в этой области организаций. Владимирское НПП "Макромер" (в прошедшем НПО "Полимерсинтез") - разработчика наилучшей российскей ТЖ "Роса"; ОАО "Капролактам" (из Дзержинска Нижегородской области) - гиганта химиндустрии (он поставляет ТЖ на сборочные потоки автозаводов); лабораторию ГСМ ВАЗа (она выносит окончательный вердикт о пригодности тех либо других материалов для собственных автомобилей) и, очевидно, НАМИ-ХИМ.
Круг испытаний решили ограничить несколькими ввезенными жидкостями и с маркой "Роса", посреди которых больше всего подделок. Эталоны для экспертизы брали в магазинах и на рынках. Данные лабораторных исследовательских работ неких из их приведены в таблице. В нижней ее части - требования интернациональных эталонов к ТЖ.
Как лицезреем, интернациональному классу безопасности DОТ-4 удовлетворяют только эталоны 1, 2 и 3. Воды образцов 4 и 6 едва-едва укладываются в уже устаревшие нормы DОТ-3, а эталоны 5 и 7 не соответствуют даже им. Если учитывать, что ТЖ из различных торговых партий могут несколько различаться по качеству, то не исключено, что и воды 4 и 6 не будут в ряде всевозможных случаев отвечать требованиям DОТ-3 по температуре кипения в увлажненном состоянии. Залив такую ТЖ в гидропривод автомобиля, можно быть уверенным в надежности тормозов в наилучшем случае в течение года. Ездить далее без ее подмены рискованно: равномерно поглощая воду из воздуха, жидкость насыщается водой и температура ее кипения быстро падает. Кстати, образование паровой фазы, другими словами пузырьков газа, в ТЖ начинается за 20-25° до заслуги температуры кипения. А это означает, что если цилиндры суппортов нагреются до 120°С (к примеру, после серии насыщенных торможений), то уже неподалеку и до "провала" педали. ТЖ приличных производителей (эталоны 1, 2 и 3), имея припас от 13 до 33°С по отношению даже к серьезным нормам DОТ-4, надежны при всех вероятных отклонениях по качеству.
Тесты проявили, что воды образцов 4, 5, 6 и 7 - это подделки фирменной ТЖ: базу истинной "Росы" - стопроцентно синтетический продукт "Лапрол" - производит только "Капролактам", и только ему предоставлено право использовать товарный символ "Роса". "Левые" же производители просто соединяют относительно дешевенькие составляющие, похожие на истинные, получая некоторую единую жидкость, близкую по свойствам к устаревшей "Неве", и продают ее под различными наименованиями зависимо от места сбыта. В одной области популярнее "Роса", в другой - "Нева"...
Про эталон 8 - разговор особенный. Это вообщем только имитация ТЖ, применение которой в гидроприводе смертельно небезопасно. Какие-то предприимчивые деляги, не попавшие пока в поле зрения компетентных органов, достали этиленгликоль (базу антифризов) и, разбавив его водой, разлили в капролактамовские флаконы, созданные для "Росы", - раздобыть фирменную тару в Дзержинске не неувязка. Общее воровство в Рф, как досадно бы это не звучало, традиция.
Подведем итоги. Если у вас оживленная машина и соответственный стиль езды, надежнее всего брать ТЖ именитых западных компаний: ВР, ELF, Shell, STP и др. и исключительно в магазинах дилеров. Другого метода не напороться на подделку, как досадно бы это не звучало, нет. Стоят такие воды от 25 до 50 руб. за пол-литра. Из российских только "Роса ДОТ-4" производства ОАО "Капролактам" прошла всесторонние тесты, и только она сейчас допущена к применению на автомобилях ВАЗ. "Роса" дешевле привезенных из других стран ТЖ - от 7 до 15 руб. за пол-литровый флакон.
Жидкостям ведущих глобальных производителей "Бритиш Петролеум" и STP можно довериться.
Подлинная, надежная "Роса" от "Капролактама", но в таких же флаконах может быть и смертельная подделка.
Воды от "Тенакса" - содержимое одно, этикетки различные. Применимы для использования, но с каждогодней подменой на свежайшую.




РЫНОК
ЭКСПЕРТИЗА ЗР
ЗЛОДЕЙКА С НАКЛЕЙКОЙ
Шокирующие результаты нашей экспертизы тормозных жидкостей.
Николай КОЖЕВНИКОВ
Эксплуатационные воды для автомобиля - продукт расхожий и никак не дешевенький. Означает, велик соблазн у жуликов подделать их и погреть на этом руки. О липовых маслах мы уже писали (см. ЗР, 1997, № 11). А что залито в калоритные бутылки с этикетками "Тормозная жидкость"?
По воззрению профессионалов, более возможной предпосылкой аварий в связи с отказом тормозов может быть кипение воды в гидроприводе - следствие ее перегрева при продолжительном и насыщенном торможении. Меж тем кипят в цилиндрах и трубочках, обычно, не настоящие тормозные воды, а их заменители, именовать которые "Росой", "Невой" и иной "тормозухой" язык не поворачивается. В таких подделках много брутальных, а поэтому и небезопасных веществ. Они вызывают сильное разбухание резиновых манжет, коррозию, вследствие чего поршни подклинивают в рабочих цилиндрах тормозов, колодки не отходят от дисков и равномерно раскаляются. Через пару часиков езды такая жидкость в перегретых суппортах закипает, образуя пузырьки пара. Сейчас давить на тормоз никчемно - пузырьки просто сжимаются, педаль упирается в пол и автомобиль движется практически без замедления.
Время от времени все обходится благополучно - водителю удается затормозить движком либо "ручником". Случается, что кто-то, купив смертельное зелье, не пользовался им, найдя, что обретенная жидкость, например, промерзла в бутылке. Но такое бывает редко.
Еще каких-нибудь 10 годов назад, покупая тормозную жидкость (дальше ТЖ), мы были полностью убеждены в ее надежности. В продажу поступало только то, что одобрено автозаводами, другими словами прошедшее комплекс лабораторных, стендовых и эксплуатационных испытаний. Сейчас все по другому: подделкам несть числа. Потребность нашего внутреннего рынка в ТЖ добивается 10 000 тонн в год (хоть какой ремонт тормозной системы просит в среднем пол-литра воды на прокачку привода). Потому и выпускают их сейчас все, кому не лень - оптовые торговцы платят огромные Энциклопедия грузовых автомобилей - по 1500 баксов за тонну.
Как это ни умопомрачительно, но в отличие, скажем, от производителей товаров питания либо фармацевтических средств, тех, кто поставляет ТЖ, никто не держит под контролем - созданием подобного рода жидкостей, оказывается, может заняться каждый. Никаких требований ГОСТа на их не существует, только технические условия (ТУ), которые разрабатывает... сам изготовитель. Сочинив эти самые ТУ и получив сертификат соответствия им, можно смело разливать в бутылки что угодно и продавать с этикеткой "Тормозная жидкость".
Привлечь лиходеев из подпольных цехов к ответственности (по статье 238 УК РФ) за "выпуск продукта, не отвечающего требованиям безопасности" можно только на теоретическом уровне. Для этого необходимо, во-1-х, зафиксировать катастрофу с жертвами либо пострадавшими, во-2-х, обосновать, что она произошла из-за закипевшей ТЖ и, в-3-х, разыскать и изобличить ее изготовителя. Согласитесь, сложная задачка, беря во внимание, что "темные ящики", как на самолетах, в авто не ставят, а заменители разливают совершенно не там, где создают.
Чтоб узнать настоящее положение дел, журнальчик решил провести испытание ТЖ нескольких производителей. К работе завлекли профессионалов 4 самых знатных в этой области организаций. Владимирское НПП "Макромер" (в прошедшем НПО "Полимерсинтез") - разработчика наилучшей российскей ТЖ "Роса"; ОАО "Капролактам" (из Дзержинска Нижегородской области) - гиганта химиндустрии (он поставляет ТЖ на сборочные потоки автозаводов); лабораторию ГСМ ВАЗа (она выносит окончательный вердикт о пригодности тех либо других материалов для собственных автомобилей) и, очевидно, НАМИ-ХИМ.
Круг испытаний решили ограничить несколькими ввезенными жидкостями и с маркой "Роса", посреди которых больше всего подделок. Эталоны для экспертизы брали в магазинах и на рынках. Данные лабораторных исследовательских работ неких из их приведены в таблице. В нижней ее части - требования интернациональных эталонов к ТЖ.
Как лицезреем, интернациональному классу безопасности DОТ-4 удовлетворяют только эталоны 1, 2 и 3. Воды образцов 4 и 6 едва-едва укладываются в уже устаревшие нормы DОТ-3, а эталоны 5 и 7 не соответствуют даже им. Если учитывать, что ТЖ из различных торговых партий могут несколько различаться по качеству, то не исключено, что и воды 4 и 6 не будут в ряде всевозможных случаев отвечать требованиям DОТ-3 по температуре кипения в увлажненном состоянии. Залив такую ТЖ в гидропривод автомобиля, можно быть уверенным в надежности тормозов в наилучшем случае в течение года. Ездить далее без ее подмены рискованно: равномерно поглощая воду из воздуха, жидкость насыщается водой и температура ее кипения быстро падает. Кстати, образование паровой фазы, другими словами пузырьков газа, в ТЖ начинается за 20-25° до заслуги температуры кипения. А это означает, что если цилиндры суппортов нагреются до 120°С (к примеру, после серии насыщенных торможений), то уже неподалеку и до "провала" педали. ТЖ приличных производителей (эталоны 1, 2 и 3), имея припас от 13 до 33°С по отношению даже к серьезным нормам DОТ-4, надежны при всех вероятных отклонениях по качеству.
Тесты проявили, что воды образцов 4, 5, 6 и 7 - это подделки фирменной ТЖ: базу истинной "Росы" - стопроцентно синтетический продукт "Лапрол" - производит только "Капролактам", и только ему предоставлено право использовать товарный символ "Роса". "Левые" же производители просто соединяют относительно дешевенькие составляющие, похожие на истинные, получая некоторую единую жидкость, близкую по свойствам к устаревшей "Неве", и продают ее под различными наименованиями зависимо от места сбыта. В одной области популярнее "Роса", в другой - "Нева"...
Про эталон 8 - разговор особенный. Это вообщем только имитация ТЖ, применение которой в гидроприводе смертельно небезопасно. Какие-то предприимчивые деляги, не попавшие пока в поле зрения компетентных органов, достали этиленгликоль (базу антифризов) и, разбавив его водой, разлили в капролактамовские флаконы, созданные для "Росы", - раздобыть фирменную тару в Дзержинске не неувязка. Общее воровство в Рф, как досадно бы это не звучало, традиция.
Подведем итоги. Если у вас оживленная машина и соответственный стиль езды, надежнее всего брать ТЖ именитых западных компаний: ВР, ELF, Shell, STP и др. и исключительно в магазинах дилеров. Другого метода не напороться на подделку, как досадно бы это не звучало, нет. Стоят такие воды от 25 до 50 руб. за пол-литра. Из российских только "Роса ДОТ-4" производства ОАО "Капролактам" прошла всесторонние тесты, и только она сейчас допущена к применению на автомобилях ВАЗ. "Роса" дешевле привезенных из других стран ТЖ - от 7 до 15 руб. за пол-литровый флакон.
Жидкостям ведущих глобальных производителей "Бритиш Петролеум" и STP можно довериться.
Подлинная, надежная "Роса" от "Капролактама", но в таких же флаконах может быть и смертельная подделка.
Воды от "Тенакса" - содержимое одно, этикетки различные. Применимы для использования, но с каждогодней подменой на свежайшую.



