ГАЙКУ Одолели!
ГАЙКУ Одолели!
Наилучшее решение за Александром МИРОНОВЫМ из Домодедова. Ему премия - 3000 рублей.
Пред нами ответы читателей на конкурсную задачку в январском номере - о том, как отвернуть супротивную гайку шарового пальца опоры.
Сходу предупредим: предложения, в каких фигурировали "болгарка", "сварка", сложные приспособления и т. п., мы серьезно не рассматривали. Мы же ориентируемся на рядовых автовладельцев.
Большая часть умельцев, почтительно относясь к серьезнейшему противнику - ржавчине, предлагают поливать закисшую резьбу проникающей жидкостью типа WD-40. Но, естественно, еще радикальнее растворять окислы "химией". С нею люд знаком не понаслышке. Вот человек предлагает спрыснуть супротивную гайку пользующимся популярностью напитком. Мы сами не пробовали, но о таком нестандартном подходе к употреблению пищевых товаров нам не раз докладывали.
Но, судя по письмам, мастера-читатели почаще одолевают ржавчину уксусной кислотой (благо, приобрести ее не неувязка).
А сейчас о методах фиксации вращающегося пальца. Их много.
1-ый: нагрузить палец боковой силой - так прочно, чтоб он удерживался силами трения. Для этого вводят монтажку, ломик и т. п. меж тормозным щитом и концом нижнего рычага. Отжимая щит, принуждают палец встать "на излом", что в большинстве случаев и позволяет отвернуть гайку. У этого решения огромное количество вариантов: кто-то вбивает меж пальцем и примыкающими деталями широкий ратфиль, огромное зубило и т. п., а кто - просит ассистента выкрутить до отказа руль и давить на палец таким методом.
На наш взор, архимедов рычаг (просто лом) здесь "поглавнее" будет.
Последующие варианты более конструктивны: для чего сохранять нетронутой старенькую опору? Потому смело разрезаем и удаляем защитный чехол, открывая доступ к цилиндрической части пальца. Его можно зажать "переставными" клещами, маленьким трубным ключом - только бы хватило места. Если резьба все-же не поддастся, еще вариант: отвинтив крепежный элемент, отделяем опору от рычага. Это позволит подобраться неплохим зубилом к трем сварочным точкам, соединяющим половинки корпуса. Разрубив их, выбрасываем нижнюю. А шаровая часть пальца - перед очами. Если ее схватить клещами (на большенном плече), то и удержать палец легче. Глядишь, гайка и пойдет...
Еще надежнее фиксируется палец, если корпус и шар засверлить на какую-то глубину, а позже застопорить подходящим бородком, винтом, гвоздем. Вот только чем сверлить? Инструмент нужен твердосплавный, ручной дрелью лучше и не начинать... А электронная применима только в гараже. Потому данный вариант хотя и привлекателен, высочайшей оценки не получил.
Но если сверлить есть чем, а руки почесываются, все-же предостережем: не следует дырявить сам поворотный кулак (было и такое предложение!). Ведь палец запрессован в гнездо, металл вокруг напряжен. Нельзя его ослаблять, а то кончится дело, не ровен час, суровой поломкой на ходу.
В нескольких письмах предложено зажимать крутящийся палец винтом М6 длиной мм 30, закрученым в гнездо резьбовой заглушки в донышке опоры. Понятно, что это приемлемо только для опор классической конструкции, а сработает не всегда. Если резьба помята и т. п., таковой фиксации (фактически по оси вращения пальца) навряд ли будет довольно.
А вот решения обыкновенные и сразу "фундаментальные". На кой нам древняя гайка? Понимая это, создатели таких предложений, как будто сговорившись, просто перерубают ее неплохим зубилом. Но гайка-то суровая - с нею можно провозиться минут 10-15, а то и больше. Потому, если палец вертится, все таки посадим его на место и приступим. В гаражных критериях (обмолвки - см. выше) дело ускорится, если одну грань гайки засверлить, как можете (сверло 6 мм либо больше), а оставшиеся тонкие перемычки разрубить зубилом.
И все таки есть более роскошное решение. Сегодня нетрудно обзавестись дешевым, но нередко очень полезным приспособлением - гайкорезом. Самое лаконичное письмо, содержащее совет им пользоваться, прислал Александр Миронов из Домодедова. По правде, почему бы и нет? Тем паче, что для резки гайки не имеет значения, выпрессован палец либо посиживает на собственном месте.
С премией вас, Александр Михайлович!