НЕФТЯНЫЕ РЕКИ, ЗОЛОТЫЕ БЕРЕГА
НЕФТЯНЫЕ РЕКИ, ЗОЛОТЫЕ БЕРЕГА
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/ПРЕЦЕДЕНТЫ
НЕФТЯНЫЕ РЕКИ, ЗОЛОТЫЕ БЕРЕГА
НЕПРИМИРИМЫЕ Конкуренты Соединяются воединыжды В АЛЬЯНСЫ
ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО
ВСЕ, ЧТО ТЕЧЕТ - Соединяется...
Прошедший год войдет в историю не только лишь как последний год века и тысячелетия, да и как время беспримерных альянсов в мировой нефтяной индустрии. Начался он с того, что два больших французских нефтяных концерна "Эльф" и "ТотальФина" объявили о слиянии. По условиям соглашения, "ТотальФина" приобретает акции нового напарника на сумму 49 миллиардов. долл., так что после объединения в мире появится очередной нефтяной гигант. Европейская комиссия, отвечающая за соблюдение правил конкуренции, отдала согласие на этот союз только после того, как "ТотальФина" обязалась способствовать действенной конкуренции в розничной торговле горючим для транПодвескаа и к тому же реализовать свое подразделение по торговле сжиженным газом - таковы требования антимонопольного законодательства.
Последующими о собственном слиянии объявили южноамериканские "Экссон" и "Мобил". Правда, чтоб достигнуть на это разрешения ФТК - Федеральной торговой комиссии США, обеим нефтяным компаниям пришлось расстаться с частью собственных активов. Самая суровая утрата для их - продажа 2400 автозаправочных станций в северо-восточных штатах страны, Техасе и Калифорнии. Но зато они достигнули собственной главной цели - соединили усилия в конкурентноспособной борьбе с муниципальными нефтяными компаниями Саудовской Аравии, Ирана, Мексики и Венесуэлы.
Меньше подфартило еще одному обширно разрекламированному альянсу - "Бритиш Петролеум-Амоко" и "Атлантик Ричфилд" (цена сделки - 27 миллиардов. долл.). ФТК перекрывает проект, полагая, что объединение этих компаний приведет к еще большему увеличению цен на нефть и газ по всему западному побережью.
Последняя и самая звучная сенсация ушедшего года в мире нефтебизнеса - покупка южноамериканским "Шевроном" южноамериканского же "Тексако", в итоге чего на рынке появилась новенькая компания с новым именованием "Шеврон-Тексако". Сумма сделки составляет более 35 миллиардов. долл. Капитал образовавшегося гиганта достигнул 85 миллиардов. долл.! И хотя ведущие позиции 3-х основных фаворитов мирового рынка "Экссон Мобил", "Ройал Датч Шелл" и "Бритиш Петролеум-Амоко" сохраняются, им придется с опаской оглядываться на новый мощнейший конгломерат.
А НАШЕ ДЕЛО - СТОРОНА?
Никак. Все, что происходит на нефтяном рынке, нас касается, и даже очень. Это ранее за "стальным занавесом" можно было делать вид, что законы мировой экономики не для нас. Сейчас мы, кажется, начали обдумывать, что Наша родина - часть одного мира. Вот, например, объединенный "Экссон Мобил" заявляет: одно из основных направлений его "усиления присутствия" - Наша родина. На данный момент объединившиеся партнеры по отдельности участвуют в проектах "Сахалин-1" и "Сахалин-3", а одна из дочерних структур "Экссон" отчасти финансирует строительство газопровода Сахалин-Япония. Объединив усилия, компании получат возможность более масштабно разворачивать вкладывательные программки. Не исключено, что и суммарный объем вложений в русские проекты будет увеличен. Тому есть примеры.
В 1998 году образованная после слияния британской "Бритиш Петролеум" и американской "Амоко" компания "Би-Пи Амоко" очень скоро стала наикрупнейшим русским инвестором (инвестиции - около 1 миллиардов. долл.). Нужно считать, сокращение управленческих расходов и, обычно, неминуемое улучшение производства при объединении освободят средства для вложений в новые проекты.
В странах бывшего СССР очень сильны сейчас позиции (в особенности в том, что касается эксплуатации месторождений) у "Тексако". "Шеврон" фактически возглавляет "Каспийский консорциум" нефтяных компаний, есть у него и опыт работы в Рф (пока, быстрее, отрицательный). Правда, совершенно не так давно информационные агентства распространили сенсационное сообщение: "ЛУКойл" и "Шеврон" подписали протокол о намерениях с целью сделать СП по производству присадок к смазочным маслам на Волгоградском НПЗ.
Две компании - южноамериканская и русская - имели возможность установить контакты во время совместного роли в разработке месторождений нефти в районе Каспийского моря, а вот сейчас - совместное предприятие. До сего времени в Рф присадки для производства высококачественных смазочных масел не делали ("ЛУКойл" и ТНК закупают их за границей), означает, "Шеврон-Тексако" лицезреет в русском рынке моторных масел перспективу. В дальнейшем СП, естественно, станут делать присадки по забугорной технологии и на ввезенном оборудовании, но из русского сырья и руками наших рабочих.
Не очень, правда, понятно в связи с этим, как далее будут развиваться действия на внутреннем рынке, а именно, в отношениях ТНК и "ЛУКойла" - главных соперников в нише качественных моторных масел. Ведь ТНК вместе с этим же "Тексако" организовала СП, которое с прошедшего года разливает масла на Рязанском НПЗ. При всем этом руководители проекта подчеркивали, что хотят держать цены на 10% ниже, чем у подобных моторных масел "ЛУКойла", которому принадлежит около 40% рынка. Выходит, сейчас конкурентную борьбу продолжат... две ветки 1-го концерна? Но это - из области казусов. Пока же можно сказать одно: остаться в стороне от процессов, идущих в мировой нефтяной индустрии, нам не угрожает.
Зарубежные компании заинтересованы в новых рынках, мы же не сможем выйти на новый высококачественный (и количественный) уровень производства без забугорных инвестиций и технологий (здесь мы безвыходно отстали). Так что впереди нас ожидают, вероятнее всего, новые объединения, новые слияния, новые сенсации...