ЕВРАЗИЙСКИЙ ПУТЬ-2000
ЕВРАЗИЙСКИЙ ПУТЬ-2000
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/ЭКСПЕДИЦИЯ
ЕВРАЗИЙСКИЙ ПУТЬ-2000
МЫ ДОШЛИ ДО ИСТОКОВ БЕНЗИНОВОЙ РЕКИ*
ТЕКСТ / Лена ВАРШАВСКАЯ
ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ, АРЕНС БЕРНДТ
Итак, мы далее не едем. В Коми не встали реки, нет ледяных переправ, а это означает, что Заполярье так и остается недосягаемой целью. Дорожное начальство в Сыктывкаре предложило "туристский" вариант окончания экспедиции: с государственными песнями и танцами посреди оленей. Может быть, кому-то это и показалось бы заманчивым, но нам... Стоило ли ехать три тыщи км, говорить всем встречным-поперечным о способностях автомобилей, если ни Полярный круг не пересекли, ни бездорожья толком не попробовали. Как грустно экипажу "Урала": в воде утопали, на морозе зябли, ночь не спали - машину чинили - и догнали-таки других, чтоб ехать далее. И здесь - все? Приехали?
НАШИ НЕ СДАЮТСЯ!
Безнадежных положений не бывает, если, естественно, не опускать руки. Эта прозаическая правда оказалась верной и на этот раз. Нам все-же удалось организовать последнюю часть пути: на платформах со станции Ираель (это приблизительно на полпути меж Ухтой и Печорой) до Усинска. Чуток больше 300 км поездом, а там - опять своим ходом.
Из столицы Коми экспедиция выезжала в полном составе, веря в конечный фуррор. И пусть температура плюсовая, а на ногах - промокшие валенки (башмаки были в "Титанике" - сейчас, может быть, выплывут по весне в низовьях Камы), пусть невиданно большой снег валит, залепляя фары и стекла машин, пусть в придорожной столовой не дают обед ("вы же сами маршрут изменили, а нас никто не предупреждал"...). Экспедиция длится!
Как по заказу, дорога тоже стала труднее и интереснее. Хотя техника вышла на уборку снега (злые языки поговаривали, что это-де специально ради нас: соорганизатор-то Росавтодор, вот местные управления и стараются показать работу) - куда ей совладать с пургой! Одномоментно наметает сугробы. По обочинам попадаются слетевшие с дороги грузовики. Для их наша экспедиция - фортуна, ведь нас аккомпанирует ГИБДД. Инспекторы сходу передают информацию на пост - не придется водителям куковать день в ожидании помощи.
Ветреных легковых машин меньше, почаще встречаются УАЗы, а вообще-то дорога пустынна. После Ухты асфальт сменяется зимником. Юные ребята из ДПС (им охото поглядеть на машины в деле) подзуживают: подумаешь, зимник, на "Жигулях" проехать можно! А слабо по лесному проселку?
"Это вот проселок? Да тут же целина!" - "Ну да, целина! Я здесь на "уазике" на охоту езжу" - "И далековато проезжаешь?" - "Да километра через три можно опять на дорогу выехать!" Уговаривать участников не пришлось. Первыми ринулся на штурм охотничьей тропы, естественно, "Урал". И стремительно скрылся в лесу. За ним устремились УАЗы, просто побежал "Соболь", позже - "Нива" и КИА. Один из автоинспекторов, оставшийся около собственного автомобиля, вдумчиво произнес: "Тут, наверняка, с озари никто не ездил. Снегу по пояс будет. Либо побольше". Не достаточно того, под снегом оказался к тому же лед. И нашего "Титаника" стало по нему носить: того и гляди "впишется" в могучую ель! Пришлось останавливаться. Ну и другие, утратив скорость, встали - сугробы выше бампера. Что ж, метров 100 снежной целины победили - это вам не шуточки! Назад выбирались при помощи "толкачей", но никто не сетовал - приключение! Кстати, и автоинспекторы с видимым наслаждением помогали выталкивать машины.
Авто... Жд?
Вот она, станция Ираель. Классические хлеб-соль (это перевоплотился в аттракцион: местные обитатели, похоже, специально встречали нас караваем, чтоб поглядеть, как вечно голодные участники уничтожают его мгновенно. И в каждом последующем городке удивлялись: молвят, вы весь хлеб съедаете?). Гостеприимный прием. Несколько часов ударными темпами грузили экспедиционные машины на платформы: расставляли, забивали под колеса упоры, вязали проволокой. Когда поближе к ночи, в конце концов, закрепили все восемь (какой здоровый все-же "Урал"!), выяснилось, что все участники желают ехать в автомобилях. Желающих "прохлаждаться" в пассажирском поезде не нашлось.
Но - Законодательство есть Законодательство, и на платформах направились только водители, фотограф Саша Батыру и газовский оператор Сергей. Прощание было недолгим. Платформы с такими уже родными автомобилями и участниками уплыли в ночь. А оставшиеся полтора 10-ка человек стояли на перроне в ожидании поезда и пели песни. Немцы - на мелодию "битловской" "подводной лодки": "We all drive in the Komi Republic", россияне: "По тундре, по широкой дороге". Вобщем, оживление стремительно испарилось, когда пришел поезд.
Для германцев так это был просто шок: потрепанный общий вагон, полки без матрацев, полупрозрачные от грязищи окна... В Печоре, рано днем, набилось народу - посиживать негде. Вахтовики-нефтяники ехали на работу, шумно переговаривались, не выбирая слов.
В Усинск прибыли к полудню. И 1-ое, что узрели в мутном вагонном окне, - импозантную группу встречающих с... транспарантом: "Привет участникам автопробега!".
К ИСТОКАМ БЕНЗИНОВОЙ РЕКИ
Усинск - юный город, ему только четверть века. И Различное живут юные, мобильные. В главном, нефтяники. Пару лет вспять бурное развитие местных мест замедлилось, а позже тормознуло совершенно. Как ни феноминально, нефтяные компании тут влачили жалкое существование, разработка месторождений резко свалилась, заработной платы стали бедными. И город начал быстро гаснуть. Квартиры продавали по дешевке, уезжали на Огромную землю.
Но вот не так давно в Коми пришел "ЛУКойл", и Усинск опять оживился. Это видно и на дорогах: много грузовиков, означает, есть работа, много и частников, означает, платят Энциклопедия грузовых автомобилей.
К вечеру воссоединились с той частью экспедиции, которая ехала с машинами на платформах. Рассказов наслушались! О том, как очень качались привязанные авто, как было жутко за "Урал" (неуж-то снова с ним что-то случится?!). Как на одной из станций подошел человек, представился пожарным и востребовал штраф за то, что у автомобилей в баках бензин, батареи не отключены и движки работают (любопытно, а людям в 20-градусный мороз в машинах леденеть что ли?). Как досадно бы это не звучало, порядок есть порядок, хотя и негуманный. Вобщем, проверяющий наслаждался шестнадцатью рублями, и наши поехали далее, не выключая движков.
В конце концов, экспедиция приблизилась к кульминации: до Полярного круга остались считанные километры! Ранешным днем (хотя в этих местах оно через три-четыре часа плавненько перебегает в вечер: солнце движется кое-где ниже полосы горизонта, живописно освещая небо, а позже равномерно угасает) дружная колонна выехала на Харьягинский. И сходу - географическое открытие! Оказывается... никакого Харьягинского нет. Место, которое мы обозначили как конечную точку маршрута, тут именуют по другому - Харьяга. И по его имени нефтяное месторождение - Харьягинским. Так что свидетельствуем: в географические карты нужно заносить конфигурации.
А где же Северный Полярный круг? "Не страшитесь, не проедем", - пообещали наши "сусанины". И правда: давно ожидаемая точка отмечена особым знаком. Вот он! Клики "ура!" (троекратное, перекатистое), знатные круги на автомобилях и пешком вокруг знака (что вы делаете, это не ось, ребята! Полярный круг - линия!), качание командора (берегитесь радикулита, ой-ей-ей...), массовая и персональная фотовидеосъемка. Все, вперед, далее.
Темнеет, в один момент кончается лес и начинается безграничная равнина - тундра! То там, то тут, как новогодние елки в огнях - буровые вышки. Кое-где полыхают факелы попутного газа, и от их в красно-синем небе тянутся черные, клубящиеся следы. Умопомрачительное зрелище!
И вот море огней - Харьяга: тут большой вахтовый поселок, тут идет добыча и первичная переработка нефти. Но мы ощущаем: тормознуть нереально. Нужно ехать и ехать по голубой тундре, без дороги, по гусеничному следу тягачей, в даль.
Кое-где впереди светлеет небо. Позже показывается пламенная точка. Она больше, больше. Факел! Подъезжаем поближе и лицезреем заиндевевший вахтовый поселок, покрытые шапками снега вагончики, белоснежные от инея тягачи. Людей в первую минутку не было - работали, наверняка. Но как колонна въехала в поселочек, набежал люд, позвали мастера. Мастер Сергей сказал, что приехали мы на 141-ю скважину Харьягинского месторождения, устроил "крещение", измазав наши физиономии нефтью. С карими, как у краснокожих, лицами, счастливые, мы отсалютовали шампанским и ракетами. Дошли-таки! Вот она, достойная верхушка маршрута: за Полярным кругом, на нефтяной скважине, где добывают "еду" для наших автомобилей (и важную добавку в нашу кровь), посреди работяг-вахтовиков...
Да. Экспедиция закончилась. Авто с честью выдержали все тесты (здесь кое-кто из участников добавит: и посильней победили бы). Различное, с которыми был пройден неблизкий путь, стали совершенно своими. Сейчас мы знаем, как они обожают свои авто, с каким настоящим патриотизмом относятся к своим заводам. И благодаря им, хорошим мужчинам, мы сами стали больше осознавать трудности автозаводов, еще более поверили в их будущее.
Но, пожалуй, главное из увиденного: в самых, казалось бы, одичавших местах есть жизнь. Рядовая, будничная, без какого бы то ни было героизма. Обитатели самых далеких окраин и самых затерянных глубинок работают, строят, растят малышей. И помогают им в этом авто. В главном, наши умеренные российские авто.
Окончание. Начало - в ЗР, 2001, № 1, 2.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СПОНСОР ЭКСПЕДИЦИИ - КОМПАНИЯ "АВТОАУДИОЦЕНТР"