КОНТРАБАНДА КОРМИТ СТРАНУ
КОНТРАБАНДА КОРМИТ СТРАНУ
РЫНОК
КОНТРАБАНДА КОРМИТ СТРАНУ
Записал Дмитрий ЖЕРНОВ
Большая часть законопослушных людей с трепетом минуют пограничные службы, пряча "лишку водки" и пересчитывая твердую валюту. Но посмотрите на прилавки коммерческих киосков: алкоголь, сигареты, орудие и ширпотреб, которые вы видите, прибывают к нам, в главном, контрабандой. Везут автобусами и грузовиками. При этом не таясь.
Разговор с контрабандистами состоялся случаем. В минском ресторане за примыкающим столиком "гудели" трое "братков". Позже они подсели и со словами "да что вы понимаете!" начали рассказ, который мы приводим.
Продукт мы гоняем из Польши уже более одного года. Сам понимаешь, те, кто этим делом занимается серьезно, издавна имеют свои "дырки" на границе. Ну и объемы перевозок у их в 10 раз больше. Схема ординарна: заблаговременно понятно, когда пойдет груз, заблаговременно все оплачено (в процентах от общей суммы) и на границах машину встречает "собственный" человек. У него приказ: "Такие-то номера не трогать!". Очевидно, перепадает и ему, но главные суммы уходят существенно выше. Мелочь вроде нас возит продукт в среднем раз в неделю. Поверь, дело прибыльное, по другому бы сотки автобусов с белорусскими, литовскими, смоленскими, столичными, владимирскими, тульскими номерами не ездили бы по этой дороге раз в день. Любая поездка, как в омут - что будет, не знаем. Правда, еще никогда наш груз не задерживали.
Знаешь... давай я для тебя нарисую всю картину. Будете хоть представлять, откуда на ваших рынках такие цены.
Итак, приехали днем в Польшу на гуртовню (оптовый рынок). Так как берем партию продукта - получаем скидку. Обходится, по сопоставлению с ценниками в столичных магазинах, в копейки. Ну, раза в три дешевле. К обеду уже на польской границе. Очередь - денька на три. Встаем в хвост: знаем, не пройдет и минутки, как в окно постучится белорусский "хлопец" с до боли знакомой прической и выражением лица.
- Длительно здесь стоять... - это его полувопрос-полуутверждение.
- Длительно. Попроси пана, чтоб не держал, - отвечаем мы.
Посмотрев на автобус и на нас, "хлопец" именует стоимость. Обычно менее 100 баксов. Торговаться глупо: заночуешь - недолго остаться без продукта. Правду сказать, на польской границе так "культурный" рэкет, что по сопоставлению с нашим (муниципальным) кажется обслуживанием. "Хлопцы" поддерживают порядок на дороге у шлагбаума. Никогда машины из очереди не полезут на встречную полосу. Поборы - по таксе, из их половина идет в кармашек польских таможенников.
Взяв Энциклопедия грузовых автомобилей, "проводник" машет рукою стоящей на обочине машине (не меньше "тройки" БМВ) и командует нам следовать за ней. Если мы к концу переговоров оказались зажатыми меж машин, то он пройдется повдоль очереди (обходительно стуча кулаком по капотам) и высвободит место для выезда. В дорогу "хлопцы" дают нам бумажку, на которой написано, к примеру: "Семен. Уделено внимание. Бригада Сероватого. Транзит Брест-Минск. Подпись. Дата". Испытано: с этой "ксивой" можно без помех ехать до Минска. Жалко, что зона воздействия только до Минска. Правда, на данный момент на столичной трассе - тишь, грабят изредка. Не по другому, бандиты устроились на работу в таможню и ГАИ.
После польской границы попадаешь в объятия белорусской. Сначала - таможня.
- Что у вас?
- Да мы привезли такие башмаки, что до пенсии ходить будете... Здоровья вам.
Стремительно выскакиваю из машины, достаю две коробки с обувью.
- А это вы подарите самой прекрасной девице!
- Двигайте отсюда, пойду примерю.
Вот и все. Не поверишь, сколько раз ездили - картина одна и та же. Бывают варианты: время от времени отдашь не две, а четыре коробки, не одну, а две дубленки. Все равно держать на границе, докапываться до документов не будут. Остается пограничник, но это не неувязка. Наши служивые - самые дешевенькие в мире: блок сигарет, и он хоть весь денек будет держать тебе открытый шлагбаум.
Переночевав в Минске, выезжаем после обеда, чтоб быть на смоленской региональной таможне, когда стемнеет. Правда, в прошедший раз пришлось отправиться утром. Часов в 10 миновали белорусскую границу (такса - 10 баксов с человека). Через 40 минут мы в Смоленске. Рядом с постом ГАИ, под мостом, стоят с десяток грузовых фур, вокруг которых бегают Различное в камуфляже и с автоматами. Останавливают. В точности повторяем свои деяния на брестском посту. Все в порядке, только к трем коробкам с обувью пришлось добавить 100 баксов. Минут 10 торговались: они желали по 100 с носа. За Смоленском "лафа" кончается.
Часа через три гагаринский таможенный пост. Чуть узрели каменную физиономию начальника, сообразили - конец. Кажется, у чекистов и то добрее были лица... Разговор маленький: "Декларация есть? - Нет. - В сторону!". ПаПодвескаа и документы забирают. Съезжаем на обочину, я выхожу из машины.
- Товарищ начальник...
- Я произнес - посиживать в машине! Вы арестованы, до утра! Раскроется терминал, мы вас разгрузим! Получите по 20 лет!
Сидим, ждем, присматриваемся. Таможенники тормозят грузовики и автобусы. Изучают груз, документы. Так проходит два часа, и здесь возникает "жигуленок" с владимирскими номерами и прицепом, набитым зубной пастой: коллеги. Что такое? Шофер "жигуленка" - "лицо кавказской национальности" - машет руками, хватает за рукав начальника... Тот уходит, заместо него возникает таможенник в фуражке, осматривает прицеп, садится в машину, через несколько секунд вылезает - и "жигуль"... уезжает. Означает, и у нас есть шанс! Но использовать его удалось не скоро, только когда начальник уехал. Сошлись на четырехстах баксах: "Нас четыре". - "Иди в будку и положи четыреста на стол".
Отыскал дурачины. Я буду в будке, а они схватят за взятку.
- Нет, - говорю, - я на данный момент пойду за будку, типо по нужде, там оставлю Энциклопедия грузовых автомобилей, а ты давай документы.
Возвращаюсь из-за будки, "фуражка" дает паПодвескаа. Счастливый, иду к машине. Вдруг вопль: "Стой, техпаПодвеска на твой автобус не нужен?" Вот лукавец! Сбегал, проверил Энциклопедия грузовых автомобилей, а свидетельство о регистрации на микроавтобус оставил в "залог".
На оставшихся 100 с излишним километрах - только скупые подмосковные гаишники. Чем поближе к столице, тем больше придется платить. Но самый жадный инспектор ГАИ - альтруист по сопоставлению с таможней. Ведь в неких областях для целых поселков контрабанда - единственный метод заработать. Понимаешь, единственный! На переходах иногда встречаешь до 2-ух 10-ов автобусов. Движутся косяками - система отлажена и работает как часы.
Нанимают "Икарус". Грузится в него человек 20 - и в Польшу. Набивают автобус так, что пройти нереально. Пограничники и таможенники действуют верно по схеме. Входит поляк в автобус: "Что паны везут?" - "Да по мелочи. А вот сигареты пану таможеннику" (в пачке - свернутые трубочкой 100 баксов). - "Проезжайте!". Полякам прибыльно, что челноки оставляют твердую валюту в их стране, потому препятствий на выезде нет. Другое дело ввоз: шмонают так, что настолько ценимый на польском рынке спирт можно провезти исключительно в желудке, но наши как-то умудряются.
В Бресте к автобусу подлетает "наш" таможенник: "Машину на яму! Всем вылезать! С вещами!". Здесь в 20 глоток его начинают зазывать в салон. "А может глянете изнутри?" - "Схожу к начальнику. А вы чтобы не баловали. Проходы расчистить, спящих разбудить, опьяненным отрезветь!". Минут 10 походит кое-где в сторонке, ворачивается и нехотя залезает в автобус: "На какую сумму везете?" - "Да на тыщу баксов". Таможенник глядит документы (естественно, составленные как следует, хотя продукт тянет тыщ на семь), чешет затылок и гласит: "30 процентов пошлина". Челноки уже скинулись по 30 баксов. Вот и считай: таможенник оформит по документам 300 баксов, столько же положит в кармашек. На других постах все повторяется. Так что "затратные расходы", в особенности от Гагарина до Москвы, значительны. Именно поэтому и цены у вас высочайшие. Зато сколько людей от контрабанды питается! Можно сказать, сейчас контрабанда - движок экономики, а мы - блюстители социальной стабильности. Вот так.
То, что мы услышали, навряд ли составляет муниципальную тайну. Так живем. (Из классики: "Граждане крадут - страна богатеет".) А жизнь наша - палка о 2-ух концах. И на обоих мы - бандюганы.