БЕНЗИН КОНЧИТСЯ, ВОДА - НИКОГДА!
БЕНЗИН КОНЧИТСЯ, ВОДА - НИКОГДА!
ТЕХНИКА
/НОВИНКИ
БЕНЗИН КОНЧИТСЯ,
ВОДА - НИКОГДА!
ПО МОСКВЕ УЖЕ ЕЗДИТ
ВОДОРОДНАЯ... "ДЕВЯТКА"
РУБРИКУ ВЕДУТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН, АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ, МАРИЯ ИЛЬИНА, АНТОН ЧУЙКИН
Кажется, никто в мире уже не колеблется, что будущее за водородным топливом. Ведущие мировые компании представляют свои стопроцентно работоспособные авто, и даже Китай не так давно провел симпозиум по "водородной дилемме". А что все-таки мы? Не останемся ли на обочине прогресса? Оказывается, невзирая на приобретенную перестройку, ученые не закончили заниматься исследовательскими работами и даже ухитряются представлять свои макеты. Так, исследователи из НАМИ на теоретическом уровне обосновали, что на первом шаге можно использовать водород как добавку к классическому бензину, при этом довольно всего 3-х процентов этого горючего в бензовоздушной консистенции, чтоб вредные выхлопы снизились в несколько 10-ов раз, октановое число "восьмидесятого" стало под стать "девяносто восьмому", а расход бензина уменьшился процентов на 30.
Этот вариант привлекателен сначала тем, что не связан с основной неувязкой - хранением достаточного припаса водорода на борту автомобиля: гремучая смесь водорода с воздухом уже унесла не один десяток жизней (вспомним хотя бы катастрофу дирижабля "Гинденбург"). Поэтому так тяжело завоевывает этот только энергоемкий газ "место" в автомобиле. Сжатый под большущим давлением либо охлажденный до критически низких температур, он просит очень осторожного воззвания.
Вобщем, еще есть один метод: запереть молекулы водорода в особом железотитановом сплаве-гидриде, поглощающем его как губка. Нужно только закачивать Н2 под давлением около 40 атм. При всем этом образуются так именуемые гидриды и водород уже не вырвется назад. Чтоб вызволить газ, естественно, не надо "отжимать" губку - просто подогреть до 50-95°С, зачем полностью хватит тепла мотора. Емкость металлогидридного накопителя пока недостаточно велика, чтоб запастись водородом на долгий пробег. А вот возить Н2 в качестве приправы к обыкновенному бензину - пожалуйста!
Рискнуть своим автомобилем для проверки и демонстрации работоспособности идеи пришлось... самому ученому-энтузиасту, медику физико-математических наук Александру Захарову из ЦНИИ темной металлургии им. И. П. Бардина. После переоборудования его вишневая "девятка" снаружи не поменялась. Зато снутри... 6 сравнимо маленьких цилиндров-экостатов вмещают 0,36 кг водорода. Его подачу во впускной коллектор регулирует электрический блок, управляющий электрическим клапаном и форсункой. В общем, конструкция, разработанная в упомянутом ЦНИИ чермета, ООО "БЭСТ" и сделанная при помощи заводов "Электросталь" и "МиГ", отлично прижилась поначалу на "Самаре", а чуток позднее - на 4 "газелях".
Остается только добавить, что русский "водородомобиль" своим ходом доехал до федерального ядерного центра в Сарове, где стал гвоздем интернациональной конференции, посвященной использованию водорода в качестве горючего грядущего. При этом очень близкого: в планах Александра Ивановича - водородный электромобиль на топливных элементах, способный проехать на 3-х килограммах Н2 до 300 км!
Александр Захаров перед собственной "девяткой".
Вот они - 6 металлогидридных накопителей.
Под капотом - все обычно, добавились только клапан и форсунка.