ПОСТОРОНИСЬ! ДАЙ ДОРОГУ КОЛЯСКЕ
ПОСТОРОНИСЬ! ДАЙ ДОРОГУ КОЛЯСКЕ
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
МИЛОСЕРДИЕ
ПОСТОРОНИСЬ! ДАЙ ДОРОГУ КОЛЯСКЕ
Это транПодвесканое средство еще не электромобиль, да и инвалидным креслом его именовать язык
не поворачивается.
Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
Лет 5 вспять группа конструкторов НИИ автоэлектроники взялась за разработку инвалидного кресла-коляски для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В итоге родилось изобретение, нареченное "ТранПодвесканое средство с электротягой" (патент Русской Федерации № 2022824). Вот что поведал о нем управляющий проекта, реализованного в сделанном на базе института ЗАО "Элинк-Марафон", Александр Шандрук.
- Исследовав эталоны известной германской компании "Мейра", выпускающей такую технику тыщами экземпляров в год, мы сделали вывод, что нужно все делать самим. Как в целях экономичности, так и безопасности. К схожему аппарату в наших критериях предъявляются другие требования: на русских улицах и бордюры повыше, и горки покруче, не говоря уже о другом. Наше кресло в готовом виде имеет припас хода без подзарядки... 40 км! Другими словами на нем можно съездить из центра Москвы до МКАД и назад, полностью "по-взрослому" мигая при всем этом указателями поворота и освещая дорогу фонарями на базе оптоволоконной техники - о таких на Вуале только грезят! Из готовых узлов использованы только особые батареи "Варта" и шины "Континенталь", все другое изготовлено по необычным чертежам, включая бесколлекторные электродвигатели переменного тока. При движении в гору, а предельный уклон для кресла составляет 15 градусов либо 26%, они развивают до 2 кВт, зато на ровненькой дороге потребляемая мощность не превосходит 150 Вт.
Изюминка нашего кресла - компьютерное управление. Под правой (либо левой) рукою комфортно размещен джойстик. Каждому положению его ручки агрессивно соответствует определенная скорость движения, не зависящая от наклона дороги. Чтоб затормозить, довольно снять руку с джойстика - и тяговые движки получат команду тормознуть.
Мы могли сами убедиться в этом: специально для нас Александр Сергеевич, разогнавшись на коляске под горку с предельным уклоном до наибольших 8 км/ч (электроника в любом случае не допускает превышения скорости), бросил управление. Ведущие колеса немедля заблокировались, и кресло, проскользив около полметра юзом, тормознуло. После чего сработал колодочный тормоз - его накладки зажимают только остановившееся колесо. Показательно, что даже при настолько резком торможении, да еще под гору, кресло не проявило склонности к опрокидыванию: центр массы размещен таким макаром, что свалиться в штатных режимах движения оно просто не может. Для облегчения маневрирования и обучения новичков есть ручка ограничения наибольшей скорости. Можно избрать даже... один километр в час.
Создатели кресла решили и делему защиты от угона. Ключ "зажигания" - это кодовое устройство. Стоит воткнуть его в гнездо, и коляска оживает. Но закорачивать провода в замке глупо - он передает определенный код. Назовем еще диагностику отказов на особом мониторе под сидением и очень комфортную установку аккумов. Они закреплены на специальной телеге, которая просто вкатывается под кресло, так что обладателю не придется подымать большой груз.
После 1-го из выставочных показов в институт приехал человек и произнес: мне необходимо это кресло. И хотя бывалые эталоны не продавались, отказать инвалиду не смогли. Тем паче, что он предложил живы Энциклопедия грузовых автомобилей, так нужные для продолжения работ. Условились, что новый обладатель будет часто докладывать о поведении всех узлов в реальной эксплуатации. Было это годом ранее. С того времени кресло проехало по Москве более 2500 км - и ни одной поломки. Стоит оно практически в три раза дешевле серийных кресел германского производства, к тому же уступающих нашему по техническим характеристикам.
Сейчас энтузиасты собирают очередные экземпляры, размещая заказы на отдельные узлы по простаивающим оборонным компаниям. Все упирается в инвестиции, которых нет. Но, может, найдутся в нашей стране Различное, готовые посодействовать сделать серийное создание кресла, которое могло бы возвратить к активной жизни тыщи инвалидов Афганистана, Чечни, других жертв несчастий, обрушившихся на нашу страну.
P. S. Если кресло "Элинк-Марафон" только отыскивает собственного производителя, то изделие предприятия "Инкар" в г. Царице, пусть штучно, но выпускается. Оно несколько проще, имеет наименьший припас хода, не оборудовано фонарями... Зато благодаря применению мотор-колес существенно легче, ну и стоит намного дешевле.
Кресло в "походном" положении.
Тут все: и "газ", и руль, и тормоз, и ключ зажигания...
Аккумулятор выкатили - сейчас кресло можно сложить.
Главные ТЕХНИЧЕСКИЕ Свойства
КРЕСЛА-КОЛЯСКИ КЭП-430
Припас хода по ровненькой дороге - 40 км; спектр скоростей 0-8 км/ч; преодолеваемый подъем/спуск - 26%; тормозной путь на горизонтальной поверхности - менее 1 м; радиус разворота - 0 м (вероятен разворот в коридоре шириной 0,95 м).
Емкость батарей - 55 А.ч; заряд батарей без снятия с кресла - 8 ч; масса коляски - 120 кг; допустимые наклоны: продольный - 20°, поперечный - 15°. Складывание - без внедрения инструмента; привод ведущих колес независящий.
Габарит без подножек - 900х610х1090, в сложенном виде - 900х360х680 мм.