ИСКРИ, ИСКРИ, МОЯ СВЕЧА .
ИСКРИ, ИСКРИ, МОЯ СВЕЧА...
РЫНОК
ЭКСПЕРТИЗА
ИСКРИ, ИСКРИ, МОЯ СВЕЧА...
Александр БУДКИН
Что предпочесть - родные, российские ,
либо дорогие завезенные из других стран.
Не так издавна в рубрике "Экспертиза" мы сопоставляли предлагаемые различными производителями высоковольтные провода на "Самару" (ЗР, 1997, № 12). Сейчас, продолжая ассоциировать элементы системы зажигания, обратимся к свечкам зажигания, но сейчас уже для "жигулевской" классики.
Основная цель этого теста, как, вобщем, и других в "Экспертизе", - дать количественную оценку потребительским свойствам различного рода продуктов для автомобиля и автомобилистов. Обычно, объектом нашей экспертизы служат более ходовые изделия российского производства, продукция узнаваемых забугорных компаний и, по способности, еще чего-нибудть этакое, нашумевшее. В этом качестве на этот раз бытуют свечки "Фаворит Рф".
Итак, "в бой идут": русские свечки зажигания А17ДВ, выпускаемые в Энгельсе по стоимости 25 руб. за набор (фото 1), чешские Brisk L15Y - 30 руб. (фото 2), Champion N9YC с подозрительной надписью "мейд in Europe" - за 51 руб. (фото 3), Bosch W7DC (похоже, вправду германские) - за 54 руб. (фото 4) и, в конце концов, А17ДВ "Фаворит Рф" - за 70 руб. (фото 5). Они все "обыденные" - с одним боковым электродом. Правда, тут нужна обмолвка: создание свеч в Энгельсе сейчас по существу принадлежит фирме "Бош", получившей тут контрольный пакет акций. Потому все производимые там свечки идут сейчас не под товарным знаком "Э3" (фото 1), а под другим - "АРS". Мы же раздобыли "старенькый Энгельс" только для того, чтоб его сопоставление со свечками "Фаворит Рф" смотрелось более корректным (об этом чуток ниже).
Потребительские характеристики свеч зажигания определяются несколькими факторами, но, как ни удивительно, только часть из их можно считать беспристрастными. Они-то и заложены в ГОСТы, по которым испытывают свечки. Другие предопределены определенными критериями эксплуатации, связанными с работой мотора: степенью зарядки аккумуляторной батареи, качеством масла, регулировкой карбюратора и т. д. От последних почти во всем зависит слой нагара, под которым будут работать свечки, а означает, прохладный запуск и обычная работа мотора. Завышенный нагар на поверхностях свечки, обращенных в цилиндр, наращивает возможность нарушений обычной работы. Даже высоковольтные провода с различными наконечниками по-разному защищают свечу от воздействия воды либо грязищи и предназначают различные условия работы свеч. С учетом всего этого сопоставление приобретенных нами образцов проводилось только по тем стандартизованным характеристикам, которые не зависят от критерий эксплуатации.
Программка испытаний включала неотклонимую в таких случаях проверку габаритных и присоединительных размеров, свойства изоляторов и железных деталей. Тут у всех все оказалось в норме, и останавливаться на этом мы не будем. Более принципиальных, если желаете "основных", испытаний было два. 1-ое - проверка бесперебойности искрообразования с обычным искровым промежутком в течение 30 с в стандартных критериях: давление в барокамере 8,5 кгс/см2, амплитудное значение напряжения разряда 22 кВ. 2-ое - определение в той же барокамере давления, при котором еще может быть бесперебойное искрообразование при разной величине искрового зазора (по ОСТ 37.003.081-87). На пробой изоляции свечки не проверялись - не было смысла. Во-1-х, поэтому, что это в реальной эксплуатации фактически нереально (не считая случаев очевидного брака), а во-2-х, поэтому, что "жигулевская" классика никогда не выдаст на свечу даже те 22 кВ, при которых испытывалась бесперебойность искрообразования. При обычном зазоре получим менее 10 кВ.
Результаты испытаний приведены в табл. 1 и 2 (в последней большая цифра значит наилучший итог). Из представленных данных видно, что все свечки идеально выдержали 1-ый из 2-ух тестов, а во 2-м проявили очень близкие результаты. Невзирая на то, что приведенные в таблице числа для различных свеч неодинаковы, абсолютные значения приобретенных величин довольно высоки, и можно не боясь утверждать, что на движках VAZ 2101...2107 эти отличия ощущаться не будут.
Как ни удивительно, таковой итог был полностью предсказуем. Спецы отлично знают, что разработка производства свеч зажигания, а часто и используемое оборудование практически у всех производителей разнятся несущественно. Но значит ли это, что свечки зажигания, продаваемые под различными торговыми марками, фактически схожи? Если гласить о проведенных стандартных тестах, то да. Если же поглядеть на это с позиции автовладельца, то приходишь к заключению, что отличия могут быть и выявить их можно исключительно в ходе дополнительных эксплуатационных испытаний по персональной для каждого типа свеч программке. Приятным тому примером могут служить свечки "Фаворит Рф". На самом деле, это те же А17ДВ из Энгельса, но "доработанные". Это, сначала, дополнительная изоляция свечки с "наружной стороны" и нанесение специального покрытия на ее "внутреннюю" (обращенную в цилиндр) часть и на резьбу. Дополнительная изоляция призвана, по заявлению производителя, снижать возможность утечек высоковольтного импульса по изолятору свечки, скажем, в случае прямого попадания воды, а особое покрытие должно (мы этого не инспектировали) владеть каталитическим действием, понижая таким макаром толщину слоя нагара на поверхностях, обращенных в цилиндр. Это, кроме всего остального, должно уменьшить "пригорание" резьбового соединения.
Как видно из табл. 2, свечки Brisk и Champion даже без дополнительного изолятора при напряжении 22 кВ демонстрируют свойства чуток наилучшие, чем "Фаворит Рф". А по сопоставлению со стандартными А17ДВ приметно улучшение. Большего напряжения в стандартной системе зажигания "Жигулей" добиться не получится, а от попадания воды свечки должны защищать высококачественные резиновые колпачки высоковольтных проводов. Что касается уменьшения слоя нагара на свечках - это, естественно, нужная функция, но нагар интенсивно создается в неисправном либо разрегулированном движке.
Схожим образом каждый производитель свеч зажигания старается вложить в их свои "изюминки". А вот будут ли они увидены средним автовладельцем, если ему заблаговременно об этом не сказать, это еще вопрос. Уместно ли в таком случае гласить, что одна из испытанных свеч лучше, чем другие, либо, напротив, что все свечки фактически схожи - судите сами.
Один из принципных моментов, на котором хотелось бы тормознуть подробнее, - "ресурс" свеч зажигания. Речь, очевидно, не о том, что непонятно работающую свечу можно вывернуть, зачистить, обмакнуть в какой-либо раствор, а в довершение ко всему обрызгать святой водой. Под словом "ресурс" тут предполагается тот момент, когда автовладелец, усомнившись в работе свеч, решает, что их пора поменять. Итак вот, если откинуть в сторону все "изюминки" и гласить о сопоставлении только беспристрастных характеристик свеч (см. табл. 1, 2), то получится, что различия меж ними фактически отсутствуют.
Почему же тогда при очень близких технологических процессах и потребительских свойствах дорогие завезенные из других стран свечки "прогуливаются" подольше, чем дешевенькие российские? Одна из обстоятельств этого - непостоянность свойства российскей продукции. Другая же может быть в том, что человек, покупающий более дорогие завезенные из других стран продукты, обычно обладает достаточно новым либо, во всяком случае, находящимся в неплохом состоянии автомобилем, часто заливает в него драгоценное масло, имеет обычный аккумулятор и т. д. Полностью разумеется, что и заморочек с машиной у него малость. Те же, у кого не всегда есть Энциклопедия грузовых автомобилей на то, чтоб вовремя привести в порядок свою "старушку", навряд ли станут платить двойную стоимость за свечки зажигания. Но если вдруг в самый неподходящий момент в ней чего-нибудть случится, то свою долю "ненормативной лексики" получат и дешевенькие российские свечки, хотя неувязка, может быть, совершенно не в их. Ведь как мы уже гласили, обычное функционирование свеч зажигания зависит часто от общего технического состояния автомобиля. Вот и выходит, что положенные 30 тыс. км дорогие завезенные из других стран свечки обычно отрабатывают, а дешевенькие российские - не всегда. Но свечки ли в этом повинны?
Наш разговор о свечках зажигания на этом, естественно, не закончен. Как отличить родные свечки от подделок, какие конструкции бокового электрода бывают и для чего они необходимы, в каком состоянии находится российская "свечная" индустрия - все это отдельные темы, и к ним мы еще обратимся.
Редакция благодарит
отдел свеч зажигании
НИИ автоэлектроники за помощь
в подготовке материала.