ПРИВЕТ, ЛЕЙФ!
"ПРИВЕТ, ЛЕЙФ!"
1-ые ЛИЦА
"ПРИВЕТ, ЛЕЙФ!"
Заглавие шведской компании "Скания" все почаще встречается на страничках нашего издания. Такая "предвзятость" полностью объяснима: возникновение принципно новейшей машины (ЗР, 1996, № 1), титул "Грузовик года" (ЗР, 1996, № 4), обновление всей программки, пополнение ее "русским" вариантом (ЗР, 1996, № 10), в конце концов, приметный рост продаж. Рвение выяснить, как успехи компании связаны с ее управляющим, естественно для журналиста, но вот встреча с президентом "Скании" Лейфом Остлингом представляла для нас особенный энтузиазм - инициатива исходила от него самого, что для лиц такового ранга, судя по нашему опыту, большая уникальность.
Нет же, естественно, Президент и Председатель совета директоров "Скании" г-н Остлинг не преследовал определенной цели стать героем рубрики "1-ые лица" журнальчика "За рулем". Все случилось намного проще и естественней - что, замечу, забегая вперед, вообщем типично и для компании, и для ее главы.
Встретив на Ганноверском автомобильном салоне сотрудницу собственного столичного консульства - "Привет, Света, как дела?" - президент вызнал о дальнейшем визите в Швецию русских журналистов. "Я бы с наслаждением с ними повстречался," - произнес Лейф Остлинг, и дело было изготовлено.
Кстати, воззвание президента по имени к рядовому работнику 1-го из неблизких отделений компании - свидетельство хорошей памяти (на "Скании", меж иным, 36 тыщ служащих), а что касается "тыкания" - это, считайте, норма. Ведь в ответ от малознакомого человека он услышал тоже: "Привет, Лейф!"
"ОН РОДОМ ИЗ ЛУЛЕО"
В Швеции это не фамильярность. Сначала нас малость шокировало, когда в штаб-квартире "Скании" кто-либо из менеджеров среднего звена спрашивал: "Вы уже встречались с Лейфом?" То, что на 1-ый взор кажется неуважительным, тут всего только проявление кропотливо пестуемой шведами настоящей, а не показной демократичности. На "Вы" здесь принято обращаться только к членам царской семьи. Именовать вас по имени - тоже традиция; естественно, у президента "Скании" много тезок посреди служащих, но когда молвят "к нам приезжает Лейф", вопроса - какой конкретно? - не появляется.
"Скания" - акционерное общество, управляет которым человек, избранный высшим органом АО - советом акционеров. При всем этом советует грядущего президента, а означает, и собственного управляющего, совет директоров. Обсужденного срока президентства нет: пока он работает отлично и устраивает оба совета - пост сохраняется за ним. Таковой порядок принят в почти всех акционерных предприятиях.
Когда я попросил работника пресс-службы в 2-3 фразах именовать главные черты собственного управляющего, услышал внезапное: "Видишь ли, он родом из Лулео". Оказывается, это много означает. Лулео - город на севере страны, столица области Норрботтен. Различное там особые, как, вобщем, и наши северяне, привыкшие к грозной природе, впитав опыт протцов, живших в этом краю. Они, обычно, прямые в суждениях, без лукавства, достаточно жесткие, молвят малость, и - по делу. Остлинг - не исключение. И коль уж речь зашла о его малой родине, уместно проследить его биографию, начиная с протцов. Родился он 51 годом ранее в обычный семье. Дедушки и бабушки занимались сельским хозяйством, как сказано в официальном пресс-релизе - фермеры, в общем, а отец основал свою строительную фирму и часто брал с собой на работу отпрыска. Естественно, тот тоже сначала грезил стать строителем, благо, в школе его завлекали больше технические, чем гуманитарные дисциплины. Правда, какое-то время Лейф серьезно подумывал о профессии доктора, но скоро к медицине охладел и к окончанию школы твердо решил пойти в инженеры. Потому и поступил в технологический институт Гетеборга, окончил там же аспирантуру и в 1970 году получил степень кандидата (бакалавра) технических наук, а годом позднее бакалавра экономики.
Свою судьбу со "Сканией", тогда бывшей в составе концерна "СААБ-Скания", он связал в 1972 году - четверть века вспять. На фирме существует замечательное, на мой взор, правило - каждый новичок в согласовании со собственной специальностью в течение года-двух перебегает из отдела в отдел, определяя более увлекательную себе работу. Приглядываются и к нему - где он себя лучше проявит. Окончательное место, обычно, устраивает и сотрудника, и управление. Остлингу, с его 2-мя высшими образованиями, выбирать было труднее - много вариантов, но в конце концов он тормознул на отделе длительного планирования. Тут вырабатывают стратегию компании, тут, выражаясь высокопарно, делают будущее, и инженер-экономист пришелся как нельзя кстати. В 1977 году Остлинг уже возглавил отдел, другими словами стал одним из менеджеров компании.
Здесь, пожалуй, навязывается сопоставление с другим авто боссом - Ли Якоккой, управлявшим "Фордом", а позднее "Крайслером" и написавшим обширно известную книжку "Карьера менеджера". Получив специальность инженера, он стремительно сообразил, что сами по для себя технические вопросы его не увлекают, и подался в более оживленную, как ему показалось, область управления. Остлинг себе определил это так: "Мне тяжело оставаться в стороне от принятия оперативных решений, я считаю это необычно увлекательным!"
Вобщем, от инженерных дел он не отрешается до сего времени: "Тяжело сказать, что в моей нынешней работе более принципиально: инженер, экономист, управляющий. Знаю только твердо - ничто из этого не оказалось излишним".
В 1983 году Остлинг уехал в Нидерланды, где возглавил местное отделение "Скании". Это тоже отменная традиция компании - неотклонимая работа высшего персонала за границей. Потом вел дела "Скании" в Южной Америке - одном из огромнейших рынков компании, был заместителем начальника отдела экПодвесканых продаж.
В 1990 году Л. Остлинг занял высший пост Президента и Председателя совета директоров "Скании". В этом качестве повстречал столетие компании (1991 год), разделение с СААБом и независимость компании (1994). А позже и возникновение нового семейства грузовиков (1995), и успехи на рынке... Вобщем, пассивное "повстречал" - не совершенно точно: в почти всех достижениях компании (юбилей, понятное дело, не в счет) значительная толика наград самого управляющего.
Сзади - полных 6 лет во главе авто компании. Что далее? Президентство совсем не значит конец проф карьеры. Хочешь большего - расти совместно с предприятием, что на данный момент, кстати, и происходит - компания на подъеме, невзирая на то, что внедрение новейшей модели практически всегда тянет за собой некий спад в выпуске автомобилей (переоснащение производства - это огромные издержки). В нехорошем для производителей "траков" 1993 году было продано 23 тыщи грузовиков, в 1994-м - практически 32, в 1995-м - 42 тыщи! Это вывело фирму на третье место на европейском рынке грузовых автомобилей полной массой больше 15 т. На мировом ей принадлежит приблизительно 7%. А вот по динамике роста продаж "Скания", пожалуй, лидирует.
Возможно, Лейфу Остлингу тяжело представить себя вне "Скании" и уж совсем нереально - вне авто бизнеса: "Если я в дальнейшем создам собственное предприятие, то оно непременно будет авто - эту ветвь я знаю идеальнее всего".
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - ПРЕЗИДЕНТ
Приход Лейфа Остлинга "в президенты" совпал со сменой целого поколения управляющих компании. В политике президенты всегда приводят за собой команду "собственных" людей, в индустрии это не совершенно так: глава акционерного общества - фигура далековато не всесильная. Все же, с подачи нового управляющего омоложение "Скании" состоялось. О его результатах гласит сам президент: "Появилась возможность развития организации, выбора новых путей. Естественно, это не значит отказ от обеспеченного опыта и наработок, которые за многие годы сделали вид "Скании". С энергичным обновлением компании началось и освоение новых увлекательных рынков". В числе последних - и Наша родина. Беда проекта "Русскан" (попытка сделать предприятие в Коломне по сборке автобусов) не подорвала веры в русский рынок. Остлинг как и раньше не отрешается от мысли об организации производства в Рф (ведь вышло же в Польше!), но, может быть, чуток позднее, когда наш рынок будет "не настолько упругим" по отношению к наружным инвесторам. О собственных визитах на КамАЗ и КрАЗ президент высказывается дипломатически: "Было любопытно". Понятно, что эти фабрики навряд ли станут партнерами "Скании" - очень значительны. Общая неудача наших компаний - выпуск всего, что составляет конечный продукт, - то, что именуется вертикальная интеграция, масштабность, а отсюда - неповоротливость.
Будущее, считает президент, не за циклопическими объединениями, а за предприятиями, совершенствующими сейчас один определенный вид продукции. "Скания" - пример такового предприятия. Недавнешнее разделение с СААБом пошло ей на пользу, хотя... "в личном плане было достаточно печальным, потому что потерялась связь со многими бывшими сотрудниками. С другой стороны, в деловом плане мы много заполучили - к примеру, смогли выйти со своими акциями на биржу и упрочить свое положение ".
У каждой компании есть собственный "конек" - то, в чем она лидирует. Что сам президент считает более "продвинутым" в собственной продукции? Лучше других, отвечает Остлинг, нам удается делать действенный грузовик. Да, "Скания", пожалуй, один из самых дорогих томных тягачей, но в силу надежности, совершенной конструкции, долговечности он просит малых издержек в течение всего срока эксплуатации.
Очень принципиальна в наше время охрана среды - здесь у "Скании" очень суровые решения и проекты. Ну и, естественно, сильный "конек" - модульный принцип построения грузовика, когда из 4 движков, 7 кабин, 3-х рам, 4 коробок передач собирают аж 400 модификаций!
Но вернемся к личности президента. На возлюбленный вопрос журналистов "Ваше хобби?" он ответил так: "люблю охоту, рыбалку", правда, как выяснилось, российского ружья у Остлинга пока нет. Только времени свободного малость: "Я нахожусь в разъездах половину года, и меня нередко истязает совесть, что я не достаточно времени уделяю семье".
Но вот что выяснилось: президент "отводит душу" на отдыхе к тому же тем, что своими руками реставрирует виллы. И то, что Лейф заядлый "дачник", показалось мне даже более демократичным, чем обычное, на "ты" и по имени, принятое воззвание к президенту.
Но семейные дела - это чисто личное; ограничим наше знакомство с Лейфом Остлингом домашней ("шведской"?) обстановкой предприятия, которым он управляет и где его именуют "президент Лейф".
Антон ЧУЙКИН
Фото "Скания"
Продукция "Скании". Представители 4-ого поколения машин - тяжкий магистральный грузовик с кабиной "R Топлайн" и самосвал с "носатой" кабиной "Т", дизель для морского катера и новый городской автобус "Омнисити".
Президент "Скании" Лейф Остлинг.