ЗиЛ сейчас
Последней большой новостью от ЗиЛа был апрельский «наезд» Сергея Собянина на прежнее управление завода с упреком в циклопических зарплатах на фоне предбанкротного состояния предприятия. Позже Правительство Москвы решило выделить ЗиЛу еще малость средств (четкая сумма неведома) на «реанимацию производства», а де-факто – на предпродажную подготовку. С того времени вокруг ЗиЛа вновь образовался «информационный вакуум». Чем на данный момент живет завод?

Конфигураций, как ни удивительно, практически нет. Кое-как погасили долги по заработной плате за первую половину года, но с июня снова пошли задержки, «собянинского» транша не хватило. График погашения уже издавна случайный, возникают Энциклопедия грузовых автомобилей – платят. Завод живет в состоянии перманентной ревизии, скребут практически по сусекам, выискивая хоть сколько-либо ликвидные вещи. К примеру, нашли несколько «Бычков», которые здесь же продали и кое-кто получил еще одну зарплатную порцию. Остался и трехдневный график работы.
Аудитом занимается Deloitte &Touche, которую заводчане нежно именуют «Туалет и душ». В рамках аудиторской проверки многих работников в конце июля «бросили» на пересчет оставшихся на складе запчастей, коих скопились миллионы (если не 10-ки миллионов) штук. И все это достояние пересчитывают вручную, силами рабочих и под наблюдением специально сделанной комиссии. Дело в том, что учетные базы самого завода и «Торгового дома ЗиЛ» различные и велись по-разному, свести их в один перечень фактически нереально. Вот и пересчитывают, чтобы осознать, что еще можно реализовать. Оказалось, что в номенклатуре посреди ходовых позиций находятся и совершенно экзотичные вещи, типа заготовок для различных спецавтомобилей 80-х годов и даже Ремонт и эксплуатация для «Синей птицы». Не исключено, что часть запчастей уйдет на создание, а часть – вообщем в переплавку, как полный неликвид.
Окончить с подсчетом запчастей планируют на этой неделе, после этого данные передадут в ТД, и он уже сделает заключение о примерной цены этих богатств. Реализовать можно почти все, как молвят сотрудники ТД (очевидно, на критериях анонимности), но с ценообразованием – полный швах. Существует некоторая формула, в которую необходимо подставить себестоимость Ремонт и эксплуатация и получить ее отпускную стоимость. Но неудача в том, что числа себестоимости на каждую позицию утверждались много лет тому вспять, когда рубль был более дорог. Соответственно, на данный момент эта формула выдаст демпинговые цены, а никак не рыночные. А способности реально оценить припас запчастей у завода нет ни технической способности, ни человеческих ресурсов. Хорошая раскрывается лазейка для очередной порции злоупотреблений!
Никаких существенных конфигураций в руководстве ЗиЛа за последние месяцы не вышло. Как не вышло и понятного рассредотачивания возможностей меж членами «старой» и «новой» команд управленцев. Временами «сверху» приходит еще одна дата возобновления производства, но официальных подтверждений она не получает. Последний внутризаводской слух был таким: сборочный поток запустят 15 августа. Эту дату даже именовал один из управляющих СП ЗиЛ-Розенбауэр в эфире РБК-ТВ, но она никак не подтвердилась управлением завода и, потом, практикой. Это гласит только о рассогласованности посреди руководящего состава, об отсутствии единой информационной политики в отношении СМИ.
Кстати, новый директор ЗиЛа Игорь Захаров за практически полгода не отдал ни 1-го интервью, даже ни 1-го комментария. Дирекция закрыта для журналистов, как Госхран, все официальные воззвания остаются без ответа. Это и понятно: сказать пока нечего. Но закрытость иногда воспринимает смешные формы. Так, 2 августа ЗиЛ был должен отмечать свое 95-летие. Дата хоть и некруглая, но приметная: наистарейшем из имеющихся в Рф автозаводов, как-никак. Итак вот, чтобы не стимулировать энтузиазм со стороны СМИ, празднование волею директора было перенесено на 6 октября.
В мае Игорь Захаров утвердил бизнес-план, в каком предполагалось до конца этого года произвести и реализовать 7 тыс автомобилей – столько заявок от дилеров собрал Торговый дом. Разумеется, что эти планы упали. Но никаких других на смену им не пришло, как и раньше ЗиЛовцы ожидают запуска сборочного потока «вот-вот, практически завтра». Меж тем, рыночная ситуация для ЗиЛа становится все ужаснее. Под упомянутые 7 тыщ машин дилеры успели подать заявки во огромное количество региональных тендеров и сейчас выходят из их с потерей репутации и оплачивая штрафы.

Будут ли машины, и если будут, то когда – сказать уже никто не может, потому торговцы исключают «Бычки» из собственных прайс-листов, прекращая с заводом всякие дела. Вернуть дилерскую сеть будет неописуемо трудно, а если пройдет еще несколько месяцев в таком режиме – то и нереально. Так что возобновление выпуска автомобилей рискует стать глупым – машины просто некоторому будет продавать. г.