Бензин пахнет подорожанием
Наши цены на бензин не ругал разве что немой. Хвалить их, похоже, и не придется.

Тяжкое наследие Вообще-то понятия «справедливая цена» в экономике нет — это термин политиков в период предвыборной компании. Для экономистов важнейший – рентабельность. Вобщем, прекраснодушные мечтания вкрадываются и в труды ученых. Так, академик РАН Роберт Нигматулин высчитал, что малая заработная плата должна соответствовать цены 1000 л бензина. В Москве МРОТ составляет 8,7 тыс. руб., так что, выходит, литр бензина тут должен стоить 8 рублей 70 копеек!
– В наследие от СССР мы получили полностью монополизированную систему, – разъясняет Григорий Сергиенко, исполнительный директор Русского топливного союза. – Сейчас налицо то же, только ее образуют приблизительно 5 вертикальных структур, которые поделили рынок и работают по этим же плановым принципам.
Можно осознать логику монополистов. 40% бюджета страны формируется за счет реализации нефти за предел.  Налоги отбирают от экПодвесканой выручки нефтяников 78 копеек с каждого заработанного рубля. И возникает соблазн вытянуть свою доходность за счет внутреннего рынка. Отсюда у нас в рознице  бензин дороже, чем, скажем, в США.
Кстати, себестоимость добычи нефти секрета не представляет: для действующих месторождений – приблизительно 1800 руб. за тонну. Но еще есть транПодвесканые и остальные расходы. Выходит, литр бензина обходится производителю в 7–10 рублей, остальное – прибыль компании и налоги.
И коль скоро толика налогов в стоимости горючего добивается 60% (в США – на уровне 20-25%), конечную стоимость бензина определяет правительство. Прибавьте прибыль производителя и продавцов (приблизительно по 10%) – вот вам и розничная стоимость литра в 25 рублей.
Без надежды на победу Федеральная антимонопольная служба (ФАС) борется за «справедливые» цены не 1-ый год. В 2008 году она оштрафовала «Роснефть», ЛУКОЙЛ, ТНК-BP и «Газпромнефть» (они занимают 72% российского рынка) на сумму практически 26 млрд. руб. – «за завышение оптовых цен».
Антимонополисты выдвигают целый набор предложений, как достигнуть взвешенных цен. К примеру, развивать биржевую торговлю нефтепродуктами. Но, будучи муниципальным органом, ФАС не может вести по-настоящему бескомпромиссную борьбу с таким же фактически муниципальным (либо полугосударственным) делом.
Инвестиции в дороги Какая там борьба, если «вдруг» выяснилось, что стране впору сворачивать дорожное строительство – в госбюджете для него не хватает средств. Тогда и Минфин с Минтрансом подготовили законопроект: с следующего года поэтапно вводить очередной акциз на горючее и вырученными средствами финансировать строительство дорог. На один рубль вздорожает литр бензина уже в 2011 году, а к 2013-му — на три (подробности  – в ЗР, 2010, № 9).
По подсчетам профессионалов, за три года дополнительный акциз (с учетом НДС для розницы) подымет стоимость литра дизтоплива на 3,4-3,7 рубля, бензина —  от 4,4 до 5 рублей. Другими словами литр бензина А92 будет стоить 29–30 рублей. Что не может не воздействовать на общий подъем цен в стране — подорожают все продукты.
Но не напрасны ли жертвы — станут ли лучше дороги? Поглядим. В любом случае не стоит рассчитывать на то, что бензин начнет дешеветь. Не в Америке живем.
Полная версия материала - в ЗР, 2010, №12