Профессия строитель мостов соединить два берега
Профессия строитель мостов: соединить два берега

…Пот со лба затекает даже под защитные очки. Каску, кажется, вот-вот сдует ветром. Промышленная «болгарка» прогуливается в руках как будто чеховский налим. А серьезный наставник недовольно хмыкает, когда крутящийся диск под моим неискусным управлением соскальзывает с зачищаемого шва. Ему-то, обычному, что! А я как подумаю, что в метре слева, где кончается железная плита, пропасть высотою 70 метров, – руки прогуливаются ходуном безо всякой «болгарки».
– Ничего-ничего! Тут и опытнейший монтажник сначала робеет. Только не признается. Высота-то какая, а! А краса! – угадывая мою идея о том, почему Различное не летают как птицы, расслабленно рассуждает заместитель начальника Мостоотряда № 131 Алексей Чеботарев.
НА БЕРЕГУ
Красоту возводимого компанией «Волгомост» авто моста я оценил еще днем, на подъезде к объекту. Волга под Ульяновском чуть ли не самая широкая (в границах больших городов). Вот и новый мост через год займет свое место в книжке рекордов: 12 976 метров, из которых 5928 – над самой Волгой. Таких длинноватых в Европе еще не строили! Но когда после инструктажа по ТБ и медкомиссии я надел спецовку, о красе пришлось запамятовать.
Самый длиннющий мост в Европе близок к окончанию. все Ремонт и эксплуатация зачищаются пескоструйной машиной. Перед тем как соединять берега, их необходимо укрепить. От чего посильнее дрожь: от «болгарки» либо от 70-метровой высоты? На строительстве мостов трудятся спецы 10-ов профессий: здесь и водители, и крановщики, и сварщики. И даже капитаны малых и средних речных буксиров! Всем найдется дело, когда возводится такая огромная конструкция.
Технологий тут огромное количество. Зависимо от уровня трудности отдельные куски грядущего моста собирают на берегу, чтоб потом установить на опоры, или «мостят» конкретно на объекте. «Волгомост» употребляет в Ульяновске самые ведущие технологии. Просветы монтируют с помощью гидромодулей, которые арендованы у французской компании «Фрейсине». Не углубляясь в Ремонт и эксплуатация, объясню, что при помощи этих гидромодулей можно устанавливать на опоры части пролетов весом более сотки тонн. Разработка дорогая, но в конечном итоге и средства сберегает, и рабочую силу. И качество грядущего моста гарантирует на срок… 150 лет!
На работу отвозит буксир. Монтажник-высотник приветов не шлет! Он – на вахте. Резьбовое соединение прочнее сварки. Малюсенькое, но ответственное поручение: «Обедать!!!» До того как попасть на стальное полотно грядущего пути через Волгу, я задерживаюсь на берегу: мне доверили его укрепление.
– Наше строительство осложняет сползающий в реку высочайший сберегал, – ведает Алексей Чеботарев. – Из-за дождиков он разрушается. Означает, необходимо крепить!
Казалось бы, работа с уплотнителем грунта особенной трудности не представляет. Издалече это припоминает покос поляны. Когда же тяжеленный, вибрирующий уплотнитель практически потянул меня за собой к склону, думаю, у наставников моих замерло сердечко. Машину забрали, выдали кувалду и железные скобы – фиксировать на уже приготовленном, гидроизолированном слое песка пластиковую обрешетку для щебня. Так, слой за слоем, точно пирог, укрепляется сберегал матушки-Волги.
ТОЛЬКО НЕ ПОД ВОДОЙ!
Новый мост – спасение для Ульяновска, раскинувшегося на обоих берегах реки. Старенькый, двухполосный, построенный еще сначала прошедшего века, естественно, не способен совладать с колоссальным потоком транПодвескаа, в том числе транзитного. Многокилометровые пробки в центре городка – следствие затрудненной переправы.
Старенькому мосту вообщем не везло. В один прекрасный момент, когда из-за реального волжского шторма на его опоры понесло сорвавшуюся с якоря баржу, властям пришлось вызывать… пушки. Баржу расстреляли, потопили, тогда и мост не пострадал. 20 годов назад он выдержал таран круизного теплохода – и опять уцелел. Зато сейчас он, старенький, чуть выдерживает многотонные фуры. Из-за нередких ремонтов обветшавший мост на время закрывают, тогда движение меж берегами и совсем прекращается. Новый будет двухуровневым: четыре полосы движения на верхнем ярусе в предстоящем дополнят еще 2-мя на нижнем. Самое увлекательное, что строить его начали аж в 1986 году! 20 с излишним лет проплывающие на теплоходах туристы интересовались: а почему среди Волги сиротливо стоят брошенные опоры? Средств не хватило при социализме.
– Волга тут стала таковой широкой искусственно, – ведает Чеботарев. Мы беседуем на самой высочайшей точке моста. Под нами проплывают речные нефтяные танкеры, с высоты кажущиеся прогулочными лодками. – Когда со­оружали Волжское водохранилище, людей из деревень повыселяли против воли, а сами деревни снести не успели. Наши водолазы ведали, так и стоят там, на деньке, дома, церковь…
Здесь я понимаю, что водолаз – тоже мостостроительная профессия. Отлично еще, что у меня нет удостоверения аквалангиста – на дно не полезу!
В Мостоотряде № 131, филиале компании «Волгомост», трудится более тыщи профессионалов. Разумеется, что отыскать на месте, в Ульяновске, такое количество высококвалифицированных работников тяжело. Ну и не надо: мостостроители работают вахтовым способом. На ульяновском объекте трудятся монтажники-высотники из Саратова и Казани. Вахта бывает недельная, бывает полумесячная. Работа по двенадцать часов каждый денек. Либо каждую ночь – ведь мост возводится круглые сутки.
Кстати, строители и конструкторы уже не стоят под своим детищем во время пробного запуска. Это, вообщем говоря, прекрасная легенда: по серьезным правилам техники безопасности оттуда во время испытаний всех выгоняют! Ведь для проверки на мост въезжает колонна груженных песком КамАЗов…
НА ВЫСОТЕ
К опоре моста нас везет малый буксир. Эту «составляющую» профессии мостостроителя мне испытать не дают: руль дилетантов не терпит. Зато доверяют тяжеленный, кг на восемнадцать, болтоверт. Соединяют важные Ремонт и эксплуатация моста не сваркойи не клепкой, а огроменными болтами. Места соединений поначалу чистят пескоструйкой, потом Ремонт и эксплуатация скрепляют – и снова пескоструйка. Позже герметизация, антикор…
Мастер недоверчиво смотрит за тем, как я, кряхтя по тяжестью болтоверта, забираюсь на часть будущей секции. Ставит в отверстие болт, указывает, как закрепить ручку. Ставит другой болт. У меня выходит все лучше и лучше. На шестом болте я ухитряюсь накрыть головку практически с первого раза. Только руки вот-вот выпустят агрегат в Волгу! Удовлетворенный собой, спускаюсь пред ясные глаза начальства.
– Что ж, еще пара дней занятий, и к твоему болтоверту можно подсоединять пневматику! – смеется Чеботарев. – Эх ты, монтажник-высотник!
Я с страхом замечаю, что мой агрегат даже не был подключен к баллону. Точнее, мастер в подходящий момент трубку отсоединил.
Мосты ошибок не прощают…
СКОЛЬКО ПЛАТЯТ?
Зарабатывают мостостроители хорошо. Даже выпускник техникума с третьим, самым низким, разрядом полностью может рассчитывать на 12–15 тыс. руб. за месяц. Если квалификация увеличивается, полагаются доплаты за сложность. Плюс за высотность, за работу в ночное время. В итоге получка вырастет в два раза, а то и больше. Да, в Москве такими средствами никого не удивишь, но в Ульяновске это хороший заработок. Ну и подкармливают на стройке хорошо! Я, к примеру, с аппетитом пообедал в рабочей столовой (три блюда плюс компот) за 58 руб. 90 коп. В городке цены повыше, но управление мостоотряда дотирует местные столовые. Согласитесь, мелочь, а приятно