Нежные руки серьезного контроля
Нежные руки серьезного контроля
НЕ ПОГЛАДИШЬ - НЕ ЗАМЕТИШЬ
Со стороны кажется, что сборочный сборочный поток ползет со скоростью гусеницы. Совсем по-иному начинаешь чувствовать темп современного производства, когда сам включаешься в процесс. «Земля», другими словами передвигающаяся лента с только-только сваренным кузовом будущей «Спектры», практически крутится под ногами - ты чуть успеваешь выполнить неотклонимый набор движений. На это отведено 3 минутки, в течение которых «Спектра» проходит 3,5 метра дистанции твоего контрольного участка.
Сперва контролер должен верно «собрать» респиратор.
Кажется, все очень просто: проверить только левую (либо правую) половину кузова, выявить недостатки сварки, штамповки, направить внимание на те, что обнаружены прошлыми постами. Щупами замерить величину зазоров меж деталями кузова (двери, багажный отсек). На моем посту выделены две главные задачки. 1-ая - сверить номер кузова в моторном отделе и в том месте, которое потом закроет подушка заднего сидения. 2-ая - проконтролировать крепление для ремней. Конкретно за эти две позиции я поручусь личным клеймом, оттиснув его в карточке, которая аккомпанирует каждый автомобиль на конвейере.
- Нежнее гладим крыло, нежнее… - кажется, что начальник участка Сергей «подкалывает». Но он полностью серьезен. Недостатки на корпусе выявляются тактильно, другими словами «не погладишь - не заметишь».
Инструктаж контролера-корреспондента (с оранжевым воротником) под управлением директора по качеству А. Евдокимова (2-ой слева).
Мои руки в перчатках (по другому не избежать порезов и заноз от некрашеного кузова) скользят по серебристым крыльям, по крыше, распахнутым дверцам, по углам багажника. Если честно, не чувствую ничего! Кузов гладкий, никаких вмятин либо выступов.
Наставник завлекает внимание к очередной крышке багажника: контролер на прошлом участке нашел недостаток и обвел его красноватым фломастером. Пробую оценить «на глазок», что все-таки не так, - напрасно.
Проверяя качество сварки, нужно «узреть» сквозные прожоги.
- Нет, здесь только ладошками, пальчиками… - Сергей терпеливо учит азам технологии контроля. И вправду, с третьего раза пальцы чувствуют маленький бугорок, невидимый под искусственным освещением. Оправдываюсь: дескать, с первого раза не ощутил.
«На глазок недостатки не узреть: необходимо разглаживать руками!»
- За одну смену никто этому не научится - здесь важен опыт. Потому начинающему контролеру положен наставник. За 3-4 смены сделал бы вас потрясающим контролером, - тон начальника участка полностью серьезен. Он разъясняет, куда заносить контрольные записи, куда прикладывать лазерный код, который будет наклеен на кузов после расцветки. После того как отмеченные мною и коллегами-контролерами недостатки избавят, будущая «Спектра» «нырнет» в цех расцветки. После расцветки его вновь повстречает контролер на посту. Другими словами - я.
Контроль приварных гаек для ремней - моя основная задачка.
РАЗНИЦА В ЦВЕТЕ ВОРОТНИКА
По сути мой рабочий денек контролера свойства на заводе «Иж-Авто» начался с инструктажа. В течение 10 минут звучали уже обычные для меня, ведущего рубрики «Профессия», правила техники безопасности. Потом - особый инструктаж. Обычная примерка рабочей формы.
У этой «Спектры» зазор по дверям в границах нормы.
Каждый работающий на конвейере «Иж-Авто» получает спецодежду - легкий и крепкий костюмчик бежевого цвета с фирменной символикой завода и компании «Сокиа». Как выясняется сходу, костюмчик рабочего в цехе сварки отличается от наряда его коллеги на главном сборочном конвейере и от моего, контролерского, только... цветом воротничка. У меня, контролера, - оранжевый. У рабочих на конвейере - голубий. В цехе сварки - сероватый и т. д.
Обнаруженный недостаток избавят на последующем участке.
- С самого начала работы над проектом «Спектра» мы уделяли повышенное внимание дизайну производства: цветовой политре стенок, оборудования, униформы работников, - ведает директор по качеству «Иж-Авто» Александр Евдокимов. -По советы профессионалов тормознули на светлых тонах. Мелочей тут не бывает - как раз от их почти во всем зависит рабочее настроение.
VIN кузова должен быть выбит ясно.
Для современного автопроизводства таковой подход к деталям, казалось бы, второстепенным - норма. Но для российского завода, согласитесь, практически революционная позиция. Дизайнерские разработки, исследования профессионалов стоят средств, которые, по российской традиции, принято сберегать.
Но вот я облачился в форму; начальник участка контроля выдает мне набор инструментов:
После расцветки кузов кажется безупречным - проверим!
- Красноватый фломастер - выделять недостатки кузова. Шариковая ручка - для пометок в технологической карте автомобиля. Линейка - для контроля зазоров. И, естественно, - очки, перчатка на одну руку и варежка на другую. А самое главное вот это, - Сергей достает из шкафа толстую папку с инструкциями. Любая операция контролера прописана тут до мелочей - так тщательно, что, кажется, и обучаться специально не нужно. Но только кажется…..
Каждый собиратель держит под контролем свою работу.
БРАК НЕ ПРИНИМАТЬ, НЕ ДОПУСКАТЬ, НЕ ПЕРЕДАВАТЬ
«Спектра», которую я, контролер, инспектировал до цеха расцветки, благополучно вышла из камеры. Приятный синий цвет, казалось, не таит внутри себя никаких изъянов. Но строгая наставница (уже на участке контроля окрасочного цеха) указывает, какие конкретно недостатки я должен поймать. Снова - на ощупь, лаского и стремительно. Перчатки я уже поменял на более тонкие. И вновь, как и на прошлом участке, -полсотни страничек, регламентирующих каждое движение. В конце концов в «личном деле» окрашенного кузова возникает очередной штампик контролера, он уходит на линию сборочного сборочного потока.
К этой машине претензий у контролеров нет.
- По сути, если б мы пробовали держать под контролем процесс только силами работников ОТК, то гласить о высококачественном продукте не пришлось бы, - ведает Александр Евдокимов. - Каждый рабочий, на самом деле, - контролер. При этом не только лишь собственной своей операции, да и прошлых. «Брак не принимать, не допускать, не передавать» - приблизительно так звучит наш проф лозунг. Каждый рабочий должен, найдя брак, доложить о нем бригадиру. Тот - принять меры к устранению. И никто не вправе ругать рабочего за «излишнюю» внимательность. Взять хотя бы ситуацию с критической остановкой сборочного потока. На огромных русских предприятиях рабочий обязан для этого отступить от собственного участка на несколько метров (бывает, и на все 100!). У нас на каждом рабочем месте - шнур, дернув за который, стопоришь весь сборочный поток.
Такового сильного ливня, как в «дождевой камере», в природе не бывает.
Рабочий контроль виден практически в каждом цеху. В сварочном на особых столах нет же да возникает негожая к сборке деталь. А каждые два часа сварочные точки специально тестируют «на разрыв». На главном конвейере рабочий, завернув гайку, отмечает ее красноватым маркером. Если потом метки сместятся, это увидит сотрудник на последующем участке, и некорректность сборки будет устранена.
Генеральный директор «Иж-Авто» Миша Добындо доволен своими спецами.
В конце концов «моя» синяя «Спектра», уже на колесах, подкатывает на последний участок. Под управлением начальника участка Ольги я в очередной раз (но не в последний!) проверяю зазоры, комплектацию, кропотливо сверяю номер мотора, наличие всех 48 (!) контрольных штампиков. Не запамятовать проверить, есть ли сумочка в багажнике с инвентарем, а в сумочке перчатки!
Кажется, больше инспектировать нечего? Контролеры так не считают. После заправки машины эксплуатационными жидкостями «Спектру» тестируют на щитах. И конец - дождевая камера. После гневного «ливня» совместно со штатным контролером не обнаруживаю ни в салоне, ни в багажнике ни единой капли воды…
- Не считая тех участков, работу на которых вы сейчас осваивали, для контролеров еще есть работа, - ведает директор по качеству. - На любом участке качество может проверить контролер-«охотник». А уже после сборочного потока и «дождя», практически из цеха готовой продукции, всякую машину могут взять на аудиторский контроль. На самом деле, это ее оценка очами покупателя в автомобильном салоне. И на этом шаге все расписано до мелочей. Прямо до того, что 1-ый, зрительный осмотр делается с расстояния 1 метр - так, как это происходит при покупке…
В КОНТРОЛЕРЫ Б Я ПОШЕЛ -ПУСТЬ МЕНЯ Обучат!
Лишне гласить, что рабочий хлеб не сладок. Смены на «Иж-Авто» две. Или начинаешь рано - в 7 утра. Или заканчиваешь в полночь. Правда, и на завод и домой рабочего отвозит автобус. Пусть не вплоть до двери - но даже в отдаленные районы немаленького Ижевска. Рабочая смена восьмичасовая, с 40-минутным перерывом на обед и перекурами в конце каждого второго часа. О том, чтоб кинуть окурок в цехе, речи быть не может.
В каждом цехе - рабочая столовая, где плотный обед для взрослого мужчины обойдется в 50-70 рублей. Как само собой разумеющееся, мед страховка для всех работников.
- Уверен, что вы бывали на других русских предприятиях. Но у «Иж-Авто» свои отличия, - не без гордости гласит генеральный директор предприятия Миша Добындо. - Скажем, на нашем заводе нет принятой повсеместной премиальной системы. Начинающий рабочий получает около 7 тыс. рублей. Раз в полгода конкретный начальник - мастер выставляет оценку его квалификации по пятибалльной шкале и по 7 характеристикам. В случае хорошего результата заработная плата возрастает на тыщу рублей. И это не все! Обычный рабочий на конвейере может зарабатывать до 12 тыщ рублей за месяц. Для других регионов Рф это может показаться маленький суммой. Но по уровню заработков «Иж-Авто» в первой тройке производств столицы Удмуртии. Выше заработная плата лишь на заводах, связанных с сырьем и переработкой.
Контролер свойства, очевидно, получает больше рабочего. Новенькому «кладут» 10 000 рублей за месяц и добавляют, в случае положительной аттестации, каждые полгода.
- Особенность нашего завода - тут пока нет кадрового голода на рабочие специальности, - отмечает Добындо. - Но эта ситуация может поменяться. В Ижевске много высших и средних учебных заведений, в каких готовят подходящих заводу профессионалов. Мы стараемся посодействовать рабочим получить образование, расти в собственной специальности, осваивать смежные. Но это - наша инициатива, которую мы стимулируем за свой счет. Естественно, если почувствуем заинтригованность в этом страны - идеологически ли, финансово - работать станет куда легче…..

Со стороны кажется, что сборочный сборочный поток ползет со скоростью гусеницы. Совсем по-иному начинаешь чувствовать темп современного производства, когда сам включаешься в процесс. «Земля», другими словами передвигающаяся лента с только-только сваренным кузовом будущей «Спектры», практически крутится под ногами - ты чуть успеваешь выполнить неотклонимый набор движений. На это отведено 3 минутки, в течение которых «Спектра» проходит 3,5 метра дистанции твоего контрольного участка.

- Нежнее гладим крыло, нежнее… - кажется, что начальник участка Сергей «подкалывает». Но он полностью серьезен. Недостатки на корпусе выявляются тактильно, другими словами «не погладишь - не заметишь».

Наставник завлекает внимание к очередной крышке багажника: контролер на прошлом участке нашел недостаток и обвел его красноватым фломастером. Пробую оценить «на глазок», что все-таки не так, - напрасно.



По сути мой рабочий денек контролера свойства на заводе «Иж-Авто» начался с инструктажа. В течение 10 минут звучали уже обычные для меня, ведущего рубрики «Профессия», правила техники безопасности. Потом - особый инструктаж. Обычная примерка рабочей формы.



Но вот я облачился в форму; начальник участка контроля выдает мне набор инструментов:


«Спектра», которую я, контролер, инспектировал до цеха расцветки, благополучно вышла из камеры. Приятный синий цвет, казалось, не таит внутри себя никаких изъянов. Но строгая наставница (уже на участке контроля окрасочного цеха) указывает, какие конкретно недостатки я должен поймать. Снова - на ощупь, лаского и стремительно. Перчатки я уже поменял на более тонкие. И вновь, как и на прошлом участке, -полсотни страничек, регламентирующих каждое движение. В конце концов в «личном деле» окрашенного кузова возникает очередной штампик контролера, он уходит на линию сборочного сборочного потока.



Кажется, больше инспектировать нечего? Контролеры так не считают. После заправки машины эксплуатационными жидкостями «Спектру» тестируют на щитах. И конец - дождевая камера. После гневного «ливня» совместно со штатным контролером не обнаруживаю ни в салоне, ни в багажнике ни единой капли воды…
- Не считая тех участков, работу на которых вы сейчас осваивали, для контролеров еще есть работа, - ведает директор по качеству. - На любом участке качество может проверить контролер-«охотник». А уже после сборочного потока и «дождя», практически из цеха готовой продукции, всякую машину могут взять на аудиторский контроль. На самом деле, это ее оценка очами покупателя в автомобильном салоне. И на этом шаге все расписано до мелочей. Прямо до того, что 1-ый, зрительный осмотр делается с расстояния 1 метр - так, как это происходит при покупке…
В КОНТРОЛЕРЫ Б Я ПОШЕЛ -ПУСТЬ МЕНЯ Обучат!
Лишне гласить, что рабочий хлеб не сладок. Смены на «Иж-Авто» две. Или начинаешь рано - в 7 утра. Или заканчиваешь в полночь. Правда, и на завод и домой рабочего отвозит автобус. Пусть не вплоть до двери - но даже в отдаленные районы немаленького Ижевска. Рабочая смена восьмичасовая, с 40-минутным перерывом на обед и перекурами в конце каждого второго часа. О том, чтоб кинуть окурок в цехе, речи быть не может.
В каждом цехе - рабочая столовая, где плотный обед для взрослого мужчины обойдется в 50-70 рублей. Как само собой разумеющееся, мед страховка для всех работников.
- Уверен, что вы бывали на других русских предприятиях. Но у «Иж-Авто» свои отличия, - не без гордости гласит генеральный директор предприятия Миша Добындо. - Скажем, на нашем заводе нет принятой повсеместной премиальной системы. Начинающий рабочий получает около 7 тыс. рублей. Раз в полгода конкретный начальник - мастер выставляет оценку его квалификации по пятибалльной шкале и по 7 характеристикам. В случае хорошего результата заработная плата возрастает на тыщу рублей. И это не все! Обычный рабочий на конвейере может зарабатывать до 12 тыщ рублей за месяц. Для других регионов Рф это может показаться маленький суммой. Но по уровню заработков «Иж-Авто» в первой тройке производств столицы Удмуртии. Выше заработная плата лишь на заводах, связанных с сырьем и переработкой.
Контролер свойства, очевидно, получает больше рабочего. Новенькому «кладут» 10 000 рублей за месяц и добавляют, в случае положительной аттестации, каждые полгода.
- Особенность нашего завода - тут пока нет кадрового голода на рабочие специальности, - отмечает Добындо. - Но эта ситуация может поменяться. В Ижевске много высших и средних учебных заведений, в каких готовят подходящих заводу профессионалов. Мы стараемся посодействовать рабочим получить образование, расти в собственной специальности, осваивать смежные. Но это - наша инициатива, которую мы стимулируем за свой счет. Естественно, если почувствуем заинтригованность в этом страны - идеологически ли, финансово - работать станет куда легче…..