«ИЖ» ТЫ!
«ИЖ» ТЫ!
Создание будет включать в себя сварку, расцветку, сборку – фактически полный цикл, а в перспективе – и высочайшая степень локализации. Объем инвестиций уже на первом шаге – 70 миллионов баксов. План по выпуску «Спектры» на этот год – 8 тыщ автомобилей.
НЕ УПУСТИТЬ ШАНС…
Вообще-то бум открытия автосборочных производств в Рф пришелся на последние 5 лет прошедшего века. Тогда же правительство предприняло и 1-ые пробы увлечь зарубежных производителей мыслью совместных компаний. Не вышло: большая часть проектов оказались однодневками. Не достаточно кто сейчас вспоминает о «шевроле-блейзерах» из Елабуги, ФИАТах из Нижнего Новгорода, «хёндэ» из Саратова, «шкодах» из Ижевска, а те единичные СП, что же работают, делают это быстрее вопреки, чем благодаря.
Вобщем, то же самое можно сказать и о «старых» российских автоконцернах, которым удалось выжить. Тяжелее всех в этой борьбе пришлось, наверняка, Ижевскому автозаводу. Одно время казалось, что это незаконнорожденное дитя «оборонки» погибло в неравном бою с обстоятельствами, но на рубеже 1000-летий завод вдруг начал оживать. Правда, своей модели – «Оде» (она же «Орбита» в девичестве) как и раньше не везло. Выйди она на рынок сначала 80-х – полностью могла бы стать блокбастером и разойтись в миллионах копий; сначала же ХХI века у нее, как оказывается, совершенно малость сторонников.
Т акова, видимо, судьба всех устаревших заднеприводных автомобилей, на которых практикуется «ИЖ-Авто»: в конце прошедшего года завод два раза пришлось останавливать. Как досадно бы это не звучало, нет сбыта. Ни возросшее качество, ни фиксированная стоимость, ни маркетинговые ролики («Теперь с оцинковкой!»), ни новенькая цветовая палитра не принесли хотимых результатов. «Это обыденный сезонный спад», – успокаивали заводские рекламщики. «Просчеты сбытовой политики» посчитали специалисты «Нью-Йорк Таймс» (!), посвятившей отдельную статью «ИЖ-Авто» в ноябре 2004 года. По сути всем уже понятно: на давным-давно устаревших (пусть и самых дешевеньких!) моделях в светлое будущее не въехать.
…В конце зимы в столице Удмуртии прошел обычный слет дилеров «ИЖ-Авто». В холле заводоуправления были расставлены «шестерки», «четверки», «оды» и пикапы. Торговцам предлагали новейшую палитру расцветки обычного продукта, кое-что еще, но в курилке дискуссии шли вокруг перспектив. Под ними предполагался «Проект «Спектра». Представители сбытовых структур считали, что КИА из Ижевска будут реализовывать через закоренелую дилерскую сеть. А это им давало шанс подняться – избавиться от стиля продавцов «совковых» наборов «Сделай сам». Наверное, поэтому они так пристально слушали доклады, участвовали во всех обсуждениях – нужно обучаться выживать совместно…
АЗИАТСКИЕ ИГРЫ
Судя по всему, руководители Ижевского автозавода издавна сообразили, что заднеприводные в наилучшем случае позволят вернуть и сохранить создание, но не принесут хотимых дивидендов. Потому и пробовали условиться о выпуске в Ижевске поначалу «Шкоды», потом «Фольксвагена», «Хёндэ»... Позже завод сменил владельца – им стала группа СОК, и в 2002 году «ударили по рукам» с корейской компанией КИА.
«Азиатские тигры» к тому времени основались в почти всех странах, в том числе и в Рф: модели КИА и «Хёндэ» уже собирали в Калининграде и Таганроге. Но собственный кусочек пирога достался и Ижевскому заводу – модель «Спектра». Этот автомобиль класса С (в неких странах его относят и к D) разошелся по миру под различными наименованиями хорошим тиражом и пару лет вспять был даже признан «Автомобилем года» в США. В самой Корее создание этой модели прекращено, но, по прогнозам рекламщиков, у нас в стране (не исключено, что и в примыкающих) она может воспользоваться популярностью еще многие годы. В особенности если получится понизить стоимость – скажем, до 10 тыс. долл. за базисную модель.
Под этот проект решили не строить новый завод: полосы по сборке КИА будут размещаться параллельно ниткам сборочного потока, откуда на данный момент сходят «оды», «четверки» и «шестерки». «Но это будет настоящее создание, а не какая-нибудь «отвертка», – пару раз выделил генеральный директор ОАО «ИЖ-Авто» Миша Добындо.
«НАШЕ КАЧЕСТВО – НАША Заработная плата!»
Плакаты с таким призывом встретишь на заводе практически на каждом шагу. Еще бы – люд сейчас разборчивый, и пусть автомобиль стоит 4–5 тыс. баксов, он должен быть «ровно на эти Энциклопедия грузовых автомобилей!» Никаких «потом сами докрутим»!
Сейчас на «ИЖ-Авто» после каждой смены в каждой бригаде – обычный уже «разбор полетов». За брак 1-го рабочего наказывают рублем всю бригаду; не считая ОТК есть и «директорский» контроль. Раз в неделю генеральный и его заместители садятся за руль только сошедших с сборочного потока машин и лично «тестируют» их. «Конечно, ляпы, допущенные в конструкции, уже не поправить, но что касается девайсов, сборки – здесь держись!» – убеждает Миша Добындо. При этом, по его словам, незамедлительные и беспощадные меры распространяются не только лишь на «своих», да и на смежников.
Меж иным, все это имеет самое прямое отношение к «Спектре»: собирать ее будут те же Различное, что стоят на данный момент на конвейере «шестерок» и «двадцать шестых». Других и взять-то неоткуда, не из Кореи же завозить, а главное, как считает управляющий «Проекта «Спектра» Андрей Маслов, «брак зависит не от людей, а от техпроцесса, хотя и с людьми работаем тоже».
На заводе розданы опросные листы, и по результатам анкетирования проводят собственного рода мониторинг кандидатов на новые рабочие места. На данный момент средняя заработная плата тут – около 7 тыс. рублей. Для городка и республики в целом это приемлемо. Но полностью возможно, что на сборке «Спектры» она станет выше (поменяется сама система оплаты).
Группа будущих управляющих среднего звена уже обучается в Корее. На очереди – бригадиры и мастера. Сначала контроль свойства выпущенных в Ижевске автомобилей КИА будет совместным, позднее, если не появятся претензии с корейской стороны, его стопроцентно доверят местным (так было в Калининграде и Таганроге).
На повестке денька уже и локализация. В 1-ый год работы, по подготовительным прикидкам, в «Спектре» русскими будут шины и диски, батареи, масла и технические воды. Уже дискуссируется проект сотворения СП по выпуску сидений и обивок, пластмассовых штампованных деталей (бамперы). Через год «своими» станут светотехника, стекла, топливный бак, радиатор, звукоизоляция и почти все другое. Снова же контроль на первых порах будет корейско-российским. Кстати, от этого праздничка жизни «перепадет» своим «одам» и «четверкам». На новеньком окрасочном комплексе должны красить все авто, а не только лишь кузова «Спектры». А там, глядишь, подтянут и качество сборки, и создание девайсов для всей ижевской «классики». Это, кстати, одно из критерий выживания всего автозавода: навряд ли кто-то поверит в качество «Спектры» и выложит за нее 10–12 тыс. долл., если будет знать, что рядом собирают откровенную халтуру.
…В Ижевске в наиблежайшие деньки ждут первую партию нового оборудования. Окончить его установка намечено в июне, так как уже в августе 1-ые товарные машины должны покинуть местность завода. В 2005 году их, как было сказано, выпустят 8 тыщ, но в перспективе через 5 лет речь может идти уже о 140 тыщах «кореянок». Вобщем, почему «кореянок»? Генеральный директор ОАО «ИЖ-Авто» Миша Добындо их импортными машинами не считает: «Не настолько принципиально, где разработана модель, главное, чтоб автомобиль был изготовлен на высочайшем техническом уровне, вне зависимости от шильдика на капоте. Под капотом все равно будет стоять «Сделано в Рф на «ИЖ-Авто»…

Фото: Александр Батыру