Пара педалей да буковка «У»
Пара педалей да буковка «У»
УЧЕНИК НА СКЛОНЕ
... И здесь я сообразил, что бессилен.
Оказывается, дублирующие педали не помогают, когда на водительском месте – ученица, маленькая, хрупкая блондиночка. Что руль, если он в ласковых, но взволнованных дамских руках, нереально «подправить» с места педагога.
Экзаменационный гараж на фоне гаража реального. Я сообразил это, когда учебная «девятка» вдруг задним ходом рванула по направлению к деревенскому озерцу с заболоченными бережками и красочными камышами. Машина катится под гору, Ольга глядит только вперед, а я пробую затормозить – до обрыва остается метров 20–30... Нужно же было фотографу попросить: «Сдай метров 200 вспять – и потихонечку на меня». Панорама, на фоне которой проходил мой 1-ый урок вождения, с дороги казалась истинной сельской пасторалью...
– Здрасти, Оля, я ваш новый инструктор Андрей. На данный момент мы подадим вспять до поворота, а позже...
– Я не умею ездить вспять! – Женщина, кажется, уже на грани истерики. Белеет, мертвой цепкой вцепляется в рычаг переключения передач.
– Ну, вот и научимся, – пробую придать голосу убежденности и невозмутимости. – Вы, кстати, какой раз за рулем?
– 2-ой...
Уверенность моя исчезает так же быстро, как солнце бабьего лета за свинцовой тучей осеннего дождя.
– Поехали, – уже неуверенно предлагаю я.
Это были самые томные 15 минут за последние 20 лет жизни. «Только не браниться, только не ругаться»...
Математика АВТОДЕЛА
Чтоб осознать, как остро стоит неувязка с обучением авто искусству в Рф, вооружимся калькулятором.
Новичок исподволь всегда «утягивает» машину влево. И не подрулишь! Итак – задачка. По наименьшим оценкам каждый год в Рф получают права более миллиона водителей. Сколько необходимо инструкторов по вождению, если каждый неофит руля и педалей должен предназначить только вождению с инструктором минимум 50 часов? К тому же этой армии возможных водителей нужно вдолбить познания об устройстве автомобиля, прочесть лекции по основам безопасности и оказанию первой медпомощи, вынудить выучить все правила движения.
Таких сложных перекрестков, как на схеме, в Сычевке пока нет. Недостаток безизбежно порождает спекуляцию. Обвальный спрос на «корочки» рождает страшные по степени цинизма формы обучения. Сейчас в одной только Москве насчитывается 300 (триста) школ, любая из которых обещает своим ученикам сдачу экзаменов в ГАИ после нескольких уроков и получение полностью легитимных прав на управление автомобилем. Совсем разумеется, что таковой армии опытнейших педагогов даже в столице нет и быть не может. Русская система подготовки шоферов практически растворилась посреди новых коммерческих пт обучения.
На тренажере у их все выходит, как у Шумахера! Имеющиеся сейчас законы позволяют сделаться инструктором практически хоть какому, чей водительский стаж более 3-х лет, кто сумеет оборудовать машину дополнительными педалями, прослушает установочные лекции в ассоциации русских автошкол и получит лицензию на преподавание. Да, и не запамятовать главное – установить букву «У» на крыше. Кстати, если вы увидите на дороге несущуюся, попирая все правила, машину с буковкой «У», это не означает, что за рулем ученик. Это инструктор окончил работу...
Спецсервис для ученицы от журнальчика «За рулем». К примеру, мою супругу учит парень неопределенного возраста. Он гордится тем, что «еще в 12 лет часто возил папу на рыбалку». На древней заржавелой «девятке» с дополнительными педалями он дает уроки вождения по 12 часов в денек. Каждое занятие – 520 рублей. С неких пор возлюбленная поражает меня вопросами: «Почему ты ставишь машину на ручник, а инструктор утверждает, что зимой он промерзнет?» Либо: «Почему ты смотришь вспять, когда разворачиваешься, а инструктор повелел ездить только по зеркалам? Гласит – для экзамена». «Почему ты не всегда выжимаешь сцепление при торможении?»
Совсем взбесило меня заявление учителя дражайшей половины, что он может за 11 тыщ рублей устроить гарантированную сдачу на права в группе, а за 600 баксов – получение их экстерном.
Сегоднящая система ставит целью не обучение курсантов вождению и правилам, а получение ими прав. Другими словами учеников натаскивают на сдачу экзаменов, а не прививают им способности неопасной езды.
Уже на первом уроке кровь мне приостановили хорошо. Система же подготовки учителей для автошкол в Рф практически отсутствует. В Москве за Энциклопедия грузовых автомобилей стать педагогом сумеет хоть какой. Я же попробовал устроиться инструктором в маленьком провинциальном городе Сычевка, что на Смоленщине.
Библиотека сычевской автошколы пополнилась изданиями «За рулем». НЕ ПИТЬ И НЕ Браниться
– Не вижу повода вам отказать, – обнадежила мой возможный работодатель, директор сычевской автошколы Светлана Фролова. – Образование – высшее. Стаж у вас – 21 год, открыты две категории. Учить сможете и на легковой, и на грузовой. Жалко, что нет категории «А». Правда, у нас не настолько не мало клиентов-мотоциклистов.
Светлана обидно глядит на любовно ухоженный «Иж-Планета Подвеска», примостившийся в углу ее директорского кабинета. По ту сторону окон шумит осенний дождик и рычат своими мопедами «бесправные» сычевские пацаны. Кто в поселке получает права на два колеса – тупость все это!
Сычевская школа открылась меньше года вспять, а ранее 6 месяцев заботилась о лицензии. В Сычевке, расположенной в 50 километрах от трассы М9 «Балтия», живет 8000 обитателей. Все, как положено суровому провинциальному городу. Есть парк культуры с 2-мя замшелыми, но осторожными каменными львами. Есть крошечная чистенькая гостиница «Березка». Есть ресторан, который содержат в аккуратности приезжие с Кавказа. Оживление жизни сказывается и на автопарке: машин в городе больше. Означает, необходимы водители. По традиции русских времен водителями в Сычевке становились мужчины. Они заканчивали шоферские курсы при местном автокомбинате, получали грузовую категорию и прямо за этим – легковую. Дам городка Сычевка такая перспектива влиться в ряды автопилотов завлекала не достаточно. До того времени, пока Светлана не открыла автошколу. Основной контингент учеников в ней – девицы.
За 6000 рублей (почувствуйте разницу с Москвой!) в сычевской автошколе ученики получают теоретическую подготовку и положенные 50 часов практического вождения. Школа заполучила в собственность два автомобиля – «девятку» и «пятерку», доверив их опытным водителям из местных.
– Город у нас небольшой, все на виду, – делится секретами «рекрутинга» Светлана. – Заработная плата педагога по местным меркам достойная – 8 тыщ за месяц. Не считая формальных требований к будущему инструктору, еще есть два. Один – обычный для Рф – чтобы не «злоупотреблял». И 2-ой – из-за особенностей контингента – чтобы не бранился матерно.
Не улыбайтесь: превосходный, опытнейший и совершенно непьющий «педагог» не сумел работать в школе – очень уж «эмоционально» оценивал он ошибки курсантов.
Площадку для освоения экзаменационных маневров устроили на заднем дворе сычевской автобазы. В учебном классе – современный компьютерный тренажер – девицы обучаются на нем, перед тем как сесть за реальный руль. Тут, в Сычевке даже занятия по мед помощи не прогуливают. В течение часа мне искусно «останавливали кровь» и обучались отличать венозное кровотечение от артериального. Когда очередной класс пройдет курс и будет подготовлен к сдаче экзамена, сюда, в Сычевку приедут представители ГИБДД из Рузы либо Смоленска.
– Проверяющие из ГАИ сами разработали экзаменационный маршрут по улицам Сычевки, и он соответствует всем требованиям, – Светлана спотыкается, но позже продолжает: – не считая 1-го, правда. У нас и перекрестки есть, и жд переезды – со шлагбаумами и без. Только вот ни 1-го светофора в городке...
Нашу беседу с директором прерывает ученица.
– Оленька, с тобой сейчас будет заниматься не Василий Иванович, а новый инструктор. Из Москвы. Двигайте к озеру, здесь неподалеку, – Светлана заговорщически подмигивает.
Здесь, на берегу этого озера фотограф и гласит:
– Сдай метров 200 вспять и потихонечку на меня – панорама прекрасная выйдет!
И здесь я сообразил почти все...
У АВТОШКОЛ НАЧНУТ ОТБИРАТЬ ЛИЦЕНЗИИ
Проверка, проведенная Генеральной прокуратурой РФ с ролью прокуроров субъектов Федерации, выявила бессчетные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения. Как сказали в Генпрокуратуре РФ, в почти всех образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку водителей, уровень организации учебного процесса остается очень низким.
Из-за нарушения Правил дорожного движения водителями со стажем до 3 лет происходит каждое девятое дорожно-транПодвесканое происшествие.
Часто лицензии на право подготовки водителей выдаются учебным организациям, не представившим заключение ГИБДД о согласовании учебно-материальной базы установленным требованиям.
С учетом актуальности трудности Генпрокуратура РФ предложила Министерству образования и науки Рф проверить, все ли автошколы соответствуют лицензионным требованиям, а качество обучения – законодательным эталонам.
КОММЕНТАРИЙ ОТДЕЛА БЕЗОПАСНОСТИ «ЗА РУЛЕМ»
Если попробовать проанализировать приведенную Генпрокуратурой статистику, выходит, что юные водители совершают только 1/9 часть всех аварий в Рф. А 8/9 происходит по вине опытнейших шоферов! Другими словами неопытные водители становятся участниками ДТП только в одном случае из 9! Выходит, бюрократы, отвечающие за Законодательство, отчитываются о собственной работе, даже не задумываясь над сущностью собственных проверок...