Борис Алешин перемены назрели
Борис Алешин: перемены назрели
БОРИС СЕРГЕЕВИЧ АЛЕШИН родился 3 марта 1955 года в Москве. В 1978 г. закончил Столичный физико-технический институт по специальности «Системы автоматического управления», а в 1982-м – аспирантуру МФТИ. Доктор технических наук, член-корреспондент РАН. Прошел путь от инженера до первого заместителя начальника Муниципального научно-исследовательского института авиационных систем (ГосНИИАС). Разрабатывал способы математического моделирования для бортовых вычислительных систем самолетов МиГ-29, Су-27. В 2000–2001 гг. – статс-секретарь, 1-ый заместитель министра индустрии, науки и технологий Русской Федерации. 2001–2003 гг. – председатель Муниципального комитета РФ по стандартизации и метрологии. 2003–2004 гг. – вице-премьер правительства РФ. С 2004 по 2007 год – управляющий Федерального агентства по индустрии. С декабря 2005 года – член совета директоров ОАО «АВТОВАЗ». 14 сентября 2007 года назначен президентом ООО «Группа АВТОВАЗ».
В этом году АВТОВАЗ обещал не подымать цены на свои авто и обещание сдержал. Что будет далее?
Будем находить способности понизить издержки. По всем базисным моделям попытаемся даже уменьшить цены. Они будут подниматься лишь на дорогие комплектации.
Кто станет стратегическим партнером АВТОВАЗа?
Пока у нового управляющего АВТОВАЗа кредит доверия от коллектива. Но Различное ожидают активных, решительных действий.
К предприятию сейчас проявляют энтузиазм многие... Если в классе С партнер издавна определен (компания «Магна»), то в классе В гласить, кто это будет, заблаговременно. Кстати, в числе инвесторов возможно окажется не только лишь авто компания. Энтузиазм к АВТОВАЗу проявляют металлурги; инвестором может стать и Самарская область. Что касается ценовой ниши, АВТОВАЗ хочет создавать авто ценой от 6 до 11 тыщ баксов.
Ожидаете ли помощи от правительства?
История мирового автопромышленности знает много примеров, когда правительство помогало автопрому. Могу вспомнить «Фольксваген», пакет акций которого получило правительство земли Нижняя Саксония. Но, чтоб получить финансирование, нужно выполнить определенные требования, приготовить увлекательное инвестиционное предложение. ВАЗ пока к этому не готов. Не проведена полная оценка фондов, не оформлена стопроцентно финансовая отчетность (по мировым эталонам).
Грядут ли сокращения персонала?
Да, без этого не обойтись. Начнем с административного аппарата, будем устранить промежные звенья. Нужно достигнуть увеличения эффективности работы всего объединения. Сейчас предприятие характеризуется очень высочайшей степенью своей переработки (около 70%), на Западе этот процент куда ниже (не больше 30%). Необходимо выводить из структуры АВТОВАЗа непрофильные активы и создавать вокруг завода создание компонент. Туда же перейдет и часть персонала.
Как вы собираетесь выстраивать дела с профсоюзом «Единство», который не так давно пробовал устроить на заводе стачку?
Необходимы «человеческие» дела... Я понимаю, что есть трудности, которые нужно дискуссировать за столом переговоров.
Но вопрос о зарплате очень непростой, чтоб решать его сгоряча. Поначалу необходимо поглядеть, не приведет ли резкое увеличение заработной платы к удорожанию выпускаемой продукции и, как итог, к сокращению объемов продаж. Может, лучше взять в долг принятые в мире обыкновенные и понятные системы оплаты труда, отказавшись от неких устаревших форм (вроде тарификации).
Вы сами приняли решение перейти на работу в АВТОВАЗ либо вас «назначили»?
Два года я заходил в совет директоров АВТОВАЗа и не раз гласил, что желаю работать в этой компании. Мое желание удовлетворили. Это не было политическим решением либо предназначением правительства... У меня политических амбиций нет, только проф энтузиазм – всегда желал быть поближе к «земле».
За два года на АВТОВАЗе сменилось четыре высших управляющего. А вы сюда навечно?
Хотелось бы проработать более 5 лет. И жить я хочет тут, в Тольятти, а не управлять из Москвы. Для меня переезды – обычное дело: легче именовать городка Рф, в каких еще не побывал. А в быту я довольно аскетичен. Пока не отважился квартирный вопрос, приехал сюда с одним чемоданом. Но огромным!
Трудности В Наследие
В этом году АВТОВАЗ планирует реализовать в Рф около 640 тыс. машин и еще 100 тыс. – за рубежом. ВАЗ – выгодная компания: в прошедшем году выручка (по РСБУ) составила 152,4 миллиардов. руб., незапятнанная прибыль – 2,5 миллиардов. руб. Фактически, отличные анонсы на этом кончаются – очень сложные времена переживает наикрупнейший наш производитель. Его толика на рынке легковых автомобилей в Рф непреклонно сокращается; с 32% по итогам 2006 года до 27,3% по результатам первого полугодия 2007 года.
Грядет переход на эталоны Евро III, тогда и АВТОВАЗу придется отрешиться от «классики» – ее модернизация осуществима на техническом уровне, но невыгодна. А это – очень суровый удар по позициям завода: в 2006 году заднеприводные авто из Тольятти были самыми продаваемыми в Рф: их толика рынка – 12%. Модернизация других модельных рядов скажется если не на отпускной стоимости, то на себестоимости – точно. К тому же никто не приостановил инфляцию, рост тарифов и цены материалов и девайсов. Как бы нужно увеличивать стоимость продукции – а нельзя, далее – территория экономных импортных машин...
И это еще далековато не все! Работники АВТОВАЗа за ближайшее время уже не раз пробовали провести стачку. Средняя заработная плата тут составляет 14,7 тыс. руб., но основная масса вазовцев получает 10–12 тыс. за месяц. Вот и уходят с завода большие спецы. Так что увеличивать заработную плату в какой-то момент придется. За счет чего?
Известны два пути: увеличение производительности труда и сокращение численности работающих. 1-ое фактически нереально – завод был построен в 60-е годы, к этой же эре всходят и главные технологии. На выпуск 1-го автомобиля на заводе «Тойота» требуется 29,93 человекочаса, «Ниссан» – 29,97 человекочаса, «Хонда» – 31,63, «Джи-Эм» – 32,26, «Крайслер» – 32,9, «Форд» – 35,1. На АВТОВАЗе растрачивают более 300 человекочасов.
Что все-таки до второго пути... На 1-го рабочего на конвейере приходится хороший десяток работников других производств, также управленцев. Понятно, что этот груз нужно облегчить, но как – просто уволить людей, которые дали производству наилучшие годы?
Все эти трудности унаследовал новый управляющий АВТОВАЗа.

В этом году АВТОВАЗ обещал не подымать цены на свои авто и обещание сдержал. Что будет далее?
Будем находить способности понизить издержки. По всем базисным моделям попытаемся даже уменьшить цены. Они будут подниматься лишь на дорогие комплектации.
Кто станет стратегическим партнером АВТОВАЗа?

Ожидаете ли помощи от правительства?
История мирового автопромышленности знает много примеров, когда правительство помогало автопрому. Могу вспомнить «Фольксваген», пакет акций которого получило правительство земли Нижняя Саксония. Но, чтоб получить финансирование, нужно выполнить определенные требования, приготовить увлекательное инвестиционное предложение. ВАЗ пока к этому не готов. Не проведена полная оценка фондов, не оформлена стопроцентно финансовая отчетность (по мировым эталонам).
Грядут ли сокращения персонала?
Да, без этого не обойтись. Начнем с административного аппарата, будем устранить промежные звенья. Нужно достигнуть увеличения эффективности работы всего объединения. Сейчас предприятие характеризуется очень высочайшей степенью своей переработки (около 70%), на Западе этот процент куда ниже (не больше 30%). Необходимо выводить из структуры АВТОВАЗа непрофильные активы и создавать вокруг завода создание компонент. Туда же перейдет и часть персонала.
Как вы собираетесь выстраивать дела с профсоюзом «Единство», который не так давно пробовал устроить на заводе стачку?
Необходимы «человеческие» дела... Я понимаю, что есть трудности, которые нужно дискуссировать за столом переговоров.
Но вопрос о зарплате очень непростой, чтоб решать его сгоряча. Поначалу необходимо поглядеть, не приведет ли резкое увеличение заработной платы к удорожанию выпускаемой продукции и, как итог, к сокращению объемов продаж. Может, лучше взять в долг принятые в мире обыкновенные и понятные системы оплаты труда, отказавшись от неких устаревших форм (вроде тарификации).
Вы сами приняли решение перейти на работу в АВТОВАЗ либо вас «назначили»?
Два года я заходил в совет директоров АВТОВАЗа и не раз гласил, что желаю работать в этой компании. Мое желание удовлетворили. Это не было политическим решением либо предназначением правительства... У меня политических амбиций нет, только проф энтузиазм – всегда желал быть поближе к «земле».
За два года на АВТОВАЗе сменилось четыре высших управляющего. А вы сюда навечно?
Хотелось бы проработать более 5 лет. И жить я хочет тут, в Тольятти, а не управлять из Москвы. Для меня переезды – обычное дело: легче именовать городка Рф, в каких еще не побывал. А в быту я довольно аскетичен. Пока не отважился квартирный вопрос, приехал сюда с одним чемоданом. Но огромным!
Трудности В Наследие
В этом году АВТОВАЗ планирует реализовать в Рф около 640 тыс. машин и еще 100 тыс. – за рубежом. ВАЗ – выгодная компания: в прошедшем году выручка (по РСБУ) составила 152,4 миллиардов. руб., незапятнанная прибыль – 2,5 миллиардов. руб. Фактически, отличные анонсы на этом кончаются – очень сложные времена переживает наикрупнейший наш производитель. Его толика на рынке легковых автомобилей в Рф непреклонно сокращается; с 32% по итогам 2006 года до 27,3% по результатам первого полугодия 2007 года.
Грядет переход на эталоны Евро III, тогда и АВТОВАЗу придется отрешиться от «классики» – ее модернизация осуществима на техническом уровне, но невыгодна. А это – очень суровый удар по позициям завода: в 2006 году заднеприводные авто из Тольятти были самыми продаваемыми в Рф: их толика рынка – 12%. Модернизация других модельных рядов скажется если не на отпускной стоимости, то на себестоимости – точно. К тому же никто не приостановил инфляцию, рост тарифов и цены материалов и девайсов. Как бы нужно увеличивать стоимость продукции – а нельзя, далее – территория экономных импортных машин...
И это еще далековато не все! Работники АВТОВАЗа за ближайшее время уже не раз пробовали провести стачку. Средняя заработная плата тут составляет 14,7 тыс. руб., но основная масса вазовцев получает 10–12 тыс. за месяц. Вот и уходят с завода большие спецы. Так что увеличивать заработную плату в какой-то момент придется. За счет чего?
Известны два пути: увеличение производительности труда и сокращение численности работающих. 1-ое фактически нереально – завод был построен в 60-е годы, к этой же эре всходят и главные технологии. На выпуск 1-го автомобиля на заводе «Тойота» требуется 29,93 человекочаса, «Ниссан» – 29,97 человекочаса, «Хонда» – 31,63, «Джи-Эм» – 32,26, «Крайслер» – 32,9, «Форд» – 35,1. На АВТОВАЗе растрачивают более 300 человекочасов.
Что все-таки до второго пути... На 1-го рабочего на конвейере приходится хороший десяток работников других производств, также управленцев. Понятно, что этот груз нужно облегчить, но как – просто уволить людей, которые дали производству наилучшие годы?
Все эти трудности унаследовал новый управляющий АВТОВАЗа.