Романтика большой дороги
Романтика большой дороги
ПИЛИТЬ ПО ШЕРСТИ
– Ты что, корреспондент, не видишь, как они вырастают? Пили «по шерсти» – и свалятся куда нужно! – хохот заглушает вой бензопилы. Пот заливает глаза, а густой орешник ну никак не вожделеет падать. Напарник костерит меня за неуклюжесть, опыт по расчистке придорожного участка на грани срыва.
Русский каток въехал в ХХI век.
Как работать бензопилой, я вообще-то лицезрел исключительно в киноленте «Коммандос». У Арнольда все выходило ловко, сноровисто и даже, как говорят дамы, эротично. На 60-м километре трассы «Балтия» в заросшей густым кустарником придорожной канаве было очевидно не до эротики.
Засорившаяся труба может стать предпосылкой катастрофы.
Порученная работа на 1-ый взор примитивна. Впереди нас по канаве идет рабочий с ручной газонокосилкой, срезает травку и тонкие веточки молодняка. Мы следуем за ним, низводя бензопилой под корень стволы орешника-сорняка. А метрах в 100 за нами целая бригада собирает срезанную зелень в большие кучи на обочине.
Пилить деревья необходимо «по науке».
То цепь вязнет в юный древесной породе, то срезанное у корня деревцо никак не вожделеет падать! Выходит, я стопорю всю работу; с виновным видом передаю инструмент опытнейшему «кусторезу», а сам в виде наказания встаю в рабочую цепочку – оттаскиваю срезанные сучья к дороге.
Август, два часа полудня, жара. В 3-х метрах с безумной быстротой проносятся по ровненькой высокоскоростной «Балтии» сверкающие лакированными боками иномарки, а тут, в придорожной канавке за обочиной, ни тени, ни ветерка…
Неквалифицированный труд нужен и доныне.
Самому пилить деревья не заходит в прямые обязанности дорожного мастера, – успокаивает меня начальник ДЭП-24 Юрий Куприянов. – Но знать особенности каждой рабочей специальности, вы, как управляющий среднего звена, должны. Чтоб верно распределить силы, людей, технику.
Неспокойное ХОЗЯЙСТВО
Хозяйство Юрия Дмитриевича на 1-ый взор кажется нескончаемым. Его ДЭП (дорожно-эксплуатационное предприятие) отвечает за содержание в соответствующем виде высокоскоростной магистрали «Балтия» от МКАД до границы Столичной области. Также примыкающих к «Балтии» шоссе. К примеру – Ильинского, которое, как понятно, приводит на известное Рублево-Успенское шоссе в район Жуковки.
Ну и сама Новенькая Рига, как еще по привычке именуют «Балтию» водители со стажем, у всего начальства на виду. 158 км четырех-, а то и шестиполосного автобана, разбитого газоном с металлическими отбойниками, – если честно, не очень обычная для Рф дорога. Самый пользующийся популярностью спор молодых шумахеров – за сколько можно «долететь» до Волоколамска по Новейшей Риге. Сверхскорости, которые принято развивать на этой трассе (при разрешенных 110 км/ч), – причина суровых аварий, которые случаются чуть ли не раз в день. Естественно, и требования к дороге с таким высокоскоростным потенциалом – особые. Нестрашная на «медленных» дорогах ямка, промоина либо выпуклость может тут, на «Балтии», стать предпосылкой катастрофы.
В понятие «эксплуатация дороги» заходит ямочный ремонт покрытия, чистка от снега, подмена разрушенных барьеров, чистка от мусора обочин, установка и ремонт дорожных символов и т.д.
По сопоставлению с эксплуатационщиками строители дорог находятся в завидном положении. Они должны в верно установленные сроки выстроить то, что прописано в проекте; предстоящая жизнь трассы – не их боль в голове. Ответственность за состояние того либо другого участка трассы полностью лежит на дорожном мастере бригады, которая этот участок обслуживает.
МОСКВИЧИ РАБОТАТЬ НЕ Желают
…Проезжаем по трассе км 10. Ю. Куприянов указывает неприметные на скорости недостатки – то помятые железные огораживания, то перекосившийся символ.
– Все это устраним в положенный срок, – обнадежил начальник предприятия. – Дорожный мастер, когда получит сигнал о проблемах, должен поехать на место сам либо навести бригаду для устранения.
Мы тормозим у оранжевого ЗИЛа-«вахтовки», классической машины дорожных рабочих. Под насыпью, в узенькой трубе, звучно чертыхаясь, возится с лопатой здоровый дядька. Другой крепыш направляет в трубу шланг. Управляет ими дорожный мастер Наталья. Воды в августовскую засуху не хватает, и, чтоб помыть занесенную песком трубу под насыпью, приходится гонять цистерну км за 20.
– Если этого не сделать на данный момент, в дождливый период труба не будет пропускать воду; не уйдет вода – подтопит насыпь, размоет основание дороги, тогда и придется поменять покрытие, – как будто первоклашкам, разъясняет Наталья сущность эксплуатационных процедур.
– Не странноватая профессия для дамы? – тихо интересуюсь у Куприянова.
– Наталья – вправду, быстрее исключение из правил. Дорожный мастер – не женская профессия. Тут и мужик не всякий выдерживает. На самом деле, мы работаем в критериях неизменного риска. Ведь работы проходят на дороге, а движение, естественно, не перекрывается. Риск аварии – само собой, но вы попытайтесь денек подышать выхлопными газами! Да что гласить – каждую минутку из-под колеса может камень вылететь.
Как досадно бы это не звучало, за подобные опасности работникам дорог не доплачивают по сегодняшнему законодательству. Феномен?
– Если честно, принимая инженера на должность дорожного мастера, я издавна уже не привередничаю, – делится кадровыми неуввязками начальник ДЭП. – Начинающий дорожный мастер заработает в месяц каторжного труда не больше, чем хоть какой маленький бюрократ, тоскующий в комфортном кабинете с кондюком. Те, кому «до’роги дороги» – вправду на вес золота...
Работающих в отрасли условно можно поделить на три категории. Дорожный рабочий – пролетарий неквалифицированный: работает лопатой на отсыпке обочины, срезает деревья, собирает придорожный мусор. Эксплуатационщики шутят: не будь в Подмосковье столько приезжих, дороги некоторому было бы убирать. Хотя и платят благопристойно, москвичи, даже безработные, изредка берут в руки темный пластмассовый пакет.
С механизаторами – так в ведомстве именуют водителей катков, грейдеров, асфальтоукладчиков – ситуация более напряженная. Система ПТУ, питавшая ветвь в русские годы, издавна не обеспечивает ее возросшие запросы, ну и требования к водителям не те, что до этого. Одно дело – управлять допотопным русским катком, другое – сесть за руль современного германского агрегата. На вооружении ДЭП-24, например, есть новые асфальтоукладчики, водители которых должны уметь заложить программку в бортовик и следить за процессом укладки по монитору.
– У нас есть система увеличения квалификации механизаторов, – ведает Ю. Куприянов. – Если, например, тракторист из бывшего колхоза решит перейти к нам на работу, мы за собственный счет отправим его на курсы в Пушкин под Санкт-Петербургом либо во Владимир.
РОМАНТИКА, КАК Симпатичный ФАКТОР
В конторе участка, что в районе 80-го километра «Балтии», тихо. На месте застаем только начальника – Павла Олинева. Он уже 16 лет работает в этих местах.
– Я отсюда родом. По специальности мог устроиться исключительно в местный карьер. Но дорожники предложили стать мастером. Решил испытать – втянулся, – немногословно, пунктирно ведает о собственном карьерном пути Павел. Сейчас он – начальник участка. В руководстве три дорожных мастера с соткой рабочих, парк спецтехники и около 50 км дороги.
На машинном дворе ни души. Бригады, как у неплохого владельца, работают в поле... другими словами на дороге. У ворот на особых постаментах отдыхают до первых снегопадов съемные кузова, в которые насыпают смесь и потом разбрасывают на дороге. Павел с наслаждением и нескрываемой гордостью ведает, как ему удается усовершенствовать механизмы, как совладевает с нехваткой кадров.
Уже за чашечкой чая интересуюсь у Олинева, что все-таки держит его, здорового, способного мужчины, на каторжной службе дорожного хозяйственника. Энциклопедия грузовых автомобилей?
– Да какие там наши заработки... Не сочти за пафос, но когда едешь зимой по участку, занесенному снегом, даешь распоряжение, а через полчаса твоя бригада уже очистила асфальт до черноты и снег продолжает валить, а машины даже скорость не понижают – добросовестное слово, такая гордость обхватывает, так приятно на душе, что поменять свою работу не охото. Результаты труда, как говорится, можно рукою потрогать...

– Ты что, корреспондент, не видишь, как они вырастают? Пили «по шерсти» – и свалятся куда нужно! – хохот заглушает вой бензопилы. Пот заливает глаза, а густой орешник ну никак не вожделеет падать. Напарник костерит меня за неуклюжесть, опыт по расчистке придорожного участка на грани срыва.



Август, два часа полудня, жара. В 3-х метрах с безумной быстротой проносятся по ровненькой высокоскоростной «Балтии» сверкающие лакированными боками иномарки, а тут, в придорожной канавке за обочиной, ни тени, ни ветерка…


Хозяйство Юрия Дмитриевича на 1-ый взор кажется нескончаемым. Его ДЭП (дорожно-эксплуатационное предприятие) отвечает за содержание в соответствующем виде высокоскоростной магистрали «Балтия» от МКАД до границы Столичной области. Также примыкающих к «Балтии» шоссе. К примеру – Ильинского, которое, как понятно, приводит на известное Рублево-Успенское шоссе в район Жуковки.
Ну и сама Новенькая Рига, как еще по привычке именуют «Балтию» водители со стажем, у всего начальства на виду. 158 км четырех-, а то и шестиполосного автобана, разбитого газоном с металлическими отбойниками, – если честно, не очень обычная для Рф дорога. Самый пользующийся популярностью спор молодых шумахеров – за сколько можно «долететь» до Волоколамска по Новейшей Риге. Сверхскорости, которые принято развивать на этой трассе (при разрешенных 110 км/ч), – причина суровых аварий, которые случаются чуть ли не раз в день. Естественно, и требования к дороге с таким высокоскоростным потенциалом – особые. Нестрашная на «медленных» дорогах ямка, промоина либо выпуклость может тут, на «Балтии», стать предпосылкой катастрофы.
В понятие «эксплуатация дороги» заходит ямочный ремонт покрытия, чистка от снега, подмена разрушенных барьеров, чистка от мусора обочин, установка и ремонт дорожных символов и т.д.
По сопоставлению с эксплуатационщиками строители дорог находятся в завидном положении. Они должны в верно установленные сроки выстроить то, что прописано в проекте; предстоящая жизнь трассы – не их боль в голове. Ответственность за состояние того либо другого участка трассы полностью лежит на дорожном мастере бригады, которая этот участок обслуживает.
МОСКВИЧИ РАБОТАТЬ НЕ Желают
…Проезжаем по трассе км 10. Ю. Куприянов указывает неприметные на скорости недостатки – то помятые железные огораживания, то перекосившийся символ.
– Все это устраним в положенный срок, – обнадежил начальник предприятия. – Дорожный мастер, когда получит сигнал о проблемах, должен поехать на место сам либо навести бригаду для устранения.
Мы тормозим у оранжевого ЗИЛа-«вахтовки», классической машины дорожных рабочих. Под насыпью, в узенькой трубе, звучно чертыхаясь, возится с лопатой здоровый дядька. Другой крепыш направляет в трубу шланг. Управляет ими дорожный мастер Наталья. Воды в августовскую засуху не хватает, и, чтоб помыть занесенную песком трубу под насыпью, приходится гонять цистерну км за 20.
– Если этого не сделать на данный момент, в дождливый период труба не будет пропускать воду; не уйдет вода – подтопит насыпь, размоет основание дороги, тогда и придется поменять покрытие, – как будто первоклашкам, разъясняет Наталья сущность эксплуатационных процедур.
– Не странноватая профессия для дамы? – тихо интересуюсь у Куприянова.
– Наталья – вправду, быстрее исключение из правил. Дорожный мастер – не женская профессия. Тут и мужик не всякий выдерживает. На самом деле, мы работаем в критериях неизменного риска. Ведь работы проходят на дороге, а движение, естественно, не перекрывается. Риск аварии – само собой, но вы попытайтесь денек подышать выхлопными газами! Да что гласить – каждую минутку из-под колеса может камень вылететь.
Как досадно бы это не звучало, за подобные опасности работникам дорог не доплачивают по сегодняшнему законодательству. Феномен?
– Если честно, принимая инженера на должность дорожного мастера, я издавна уже не привередничаю, – делится кадровыми неуввязками начальник ДЭП. – Начинающий дорожный мастер заработает в месяц каторжного труда не больше, чем хоть какой маленький бюрократ, тоскующий в комфортном кабинете с кондюком. Те, кому «до’роги дороги» – вправду на вес золота...
Работающих в отрасли условно можно поделить на три категории. Дорожный рабочий – пролетарий неквалифицированный: работает лопатой на отсыпке обочины, срезает деревья, собирает придорожный мусор. Эксплуатационщики шутят: не будь в Подмосковье столько приезжих, дороги некоторому было бы убирать. Хотя и платят благопристойно, москвичи, даже безработные, изредка берут в руки темный пластмассовый пакет.
С механизаторами – так в ведомстве именуют водителей катков, грейдеров, асфальтоукладчиков – ситуация более напряженная. Система ПТУ, питавшая ветвь в русские годы, издавна не обеспечивает ее возросшие запросы, ну и требования к водителям не те, что до этого. Одно дело – управлять допотопным русским катком, другое – сесть за руль современного германского агрегата. На вооружении ДЭП-24, например, есть новые асфальтоукладчики, водители которых должны уметь заложить программку в бортовик и следить за процессом укладки по монитору.
– У нас есть система увеличения квалификации механизаторов, – ведает Ю. Куприянов. – Если, например, тракторист из бывшего колхоза решит перейти к нам на работу, мы за собственный счет отправим его на курсы в Пушкин под Санкт-Петербургом либо во Владимир.
РОМАНТИКА, КАК Симпатичный ФАКТОР
В конторе участка, что в районе 80-го километра «Балтии», тихо. На месте застаем только начальника – Павла Олинева. Он уже 16 лет работает в этих местах.
– Я отсюда родом. По специальности мог устроиться исключительно в местный карьер. Но дорожники предложили стать мастером. Решил испытать – втянулся, – немногословно, пунктирно ведает о собственном карьерном пути Павел. Сейчас он – начальник участка. В руководстве три дорожных мастера с соткой рабочих, парк спецтехники и около 50 км дороги.
На машинном дворе ни души. Бригады, как у неплохого владельца, работают в поле... другими словами на дороге. У ворот на особых постаментах отдыхают до первых снегопадов съемные кузова, в которые насыпают смесь и потом разбрасывают на дороге. Павел с наслаждением и нескрываемой гордостью ведает, как ему удается усовершенствовать механизмы, как совладевает с нехваткой кадров.
Уже за чашечкой чая интересуюсь у Олинева, что все-таки держит его, здорового, способного мужчины, на каторжной службе дорожного хозяйственника. Энциклопедия грузовых автомобилей?
– Да какие там наши заработки... Не сочти за пафос, но когда едешь зимой по участку, занесенному снегом, даешь распоряжение, а через полчаса твоя бригада уже очистила асфальт до черноты и снег продолжает валить, а машины даже скорость не понижают – добросовестное слово, такая гордость обхватывает, так приятно на душе, что поменять свою работу не охото. Результаты труда, как говорится, можно рукою потрогать...