Неведомый Казахстан
Неведомый Казахстан
Мы же тут в первый раз. Обыденный крупный город, где современные небоскребы деловых центров и гостиниц чередуются со умеренными спальными кварталами; сияние магазинов на центральных улицах и длинноватые авто пробки в часы пик. Город размещен очень успешно: до наиблежайшего горнолыжного курорта, где даже в летнюю жару есть снег, можно за 40 минут доехать на городском такси…
Величавая ТРАНЗИТНАЯ СТРАНА
Когда-то в Русской империи, а потом долгие и длительные годы в СССР этот край считали окружным. Пятнадцать годов назад в первый раз в собственной истории Казахстан стал суверенным государством, и сразу выявилось, что это не только лишь одна из самых богатых по припасам нужных ископаемых страна. Достоинством стало то, что считали недочетом – географическое положение. Сейчас Казахстан – один из евразийских фаворитов в сфере транзитных перевозок. Практически 90 тыс. км авто магистралей соединяют Россию и бывшие союзные республики, также Китай, Турцию и Иран. И все пути лежат через Казахстан, который сейчас в числе более стремительно развивающихся государств Центральной Азии. Рост его ВВП в два раза превосходит русские характеристики.
Не приходится удивляться тому, что авто парк страны вырастает на 8–10% раз в год, сначала, естественно, за счет легковых авто. Пока он не наибольший (1 млн. 203 тыс. легковых автомобилей по состоянию на 1.01.2005 года), но невелико и население республики – 15,1 млн. Есть и скромное собственное автопроизводство (об этом чуток позднее), но в главном авто в страну ввозят из-за границы: в прошедшем году легковых из далекого зарубежья – чуток меньше 180 тыщ и приблизительно 30 тыс. русских «лад» и «волг». Спрос на «россиянок» тут стабилен, а вот рынок новых импортных машин вырастает быстро: раз в год – в 1,5 раза! В 2004-м тут продали чуток больше 8 тыс. зарубежных легковых машин, в прошедшем году – 12,7 тыс., а в этом планируют выше 17 тыс.
1-ый салон «Мицубиси» в Алма-Ате разместился меж «Джи-Эм» и «Порше». 1-ый клиент «Мицубиси» в Казахстане. Специалисты предсказывают рост рынка, также выход на него в последнее время новых глобальных брендов. Скажем, этим летом в Казахстане официально появилась марка «Мицубиси». Уполномоченным дистрибьютором стала «Риком Трейд» – одна из компаний русской группы «Рольф», а дилером – казахстанская «Авто Гранд». Уже раскрылись три дилерских центра – в Астане, Алма-Ате, Атырау, а через два года их, полностью современных, будет уже 15 в 14 городках.
Это, кстати, не значит, что ранее о «трех бриллиантах» в Казахстане не ведали; на улицах Алма-Аты есть и «лансеры», и «паджеро». Просто пока, даже по признаниям самих автодилеров, рынок тут очень далек от цивилизованного: сейчас толика первичного «белого» – всего около 10% всех продаж. Остальное – машины «серых» дилеров (3–4%) в большей степени из арабских государств и, конечно, старые иномарки. Они тут правят бал! Таможенные пошлины на секонд-хэнд пока невысоки, потому и предпочитают местные обитатели старые «фольксвагены» и «тойоты». Не считая того, в Казахстане нет ограничений на ввоз «праворукой» техники, и на улицах встретишь много «чистокровных японцев».
– У нас 90% машин, колесящих по стране, на самом деле – металлолом, – объясняет ситуацию генеральный директор компании «Авто Гранд» Юрий Лим. – Я понимаю: у людей нет средств на новые авто, но мы как-то пытаемся решить эту делему – предлагаем кредиты на прибыльных критериях, лизинг (по этим схемам продаем уже до 30% машин), повсевременно идем на понижение цен.
В ближнем будущем, похоже, ситуация может в корне поменяться. В правительстве Казахстана подготовлен пакет документов – будут резко увеличены таможенные пошлины на старые авто, также повышены экологические требования к ним. Видимо, это хоть и жесткий, но единственный путь к цивилизованному рынку.
Мейд IN KAZAKHSTAN
Вот чего в этой наибольшей центрально-азиатской стране никогда не было, так это собственного авто производства, хотя всегда – очень хотелось. Переговоры с зарубежными производителями о разработке тут заводов шли практически с первого года независимости. Еще в 1992 году ФИАТ как бы намеревался открыть сходу несколько производств – по сборке легковых, грузовых автомобилей, автобусов… Не случилось. Позже были переговоры с другими производителями из Европы и Азии, но 1-ый реальный договор был подписан с русским АВТОВАЗом. С января 2003 года сборочный завод «АзияАвто» в Усть-Каменогорске выпускает авто Lada 4x4 (Niva) из тольяттинских автокомплектов. Планировалось собирать по 10 тыс. вседорожников в год, но, оказалось, русский партнер не может гарантированно поставлять такое количество. За три года выпущено всего около 9 тыс. машин; план на 2006 год – около 2,5 тыс. Lada 4x4.
Понятно, обладатели завода находили и других партнеров. И отыскали! Летом прошедшего года в присутствии президента республики Нурсултана Назарбаева в Усть-Каменогорске была собрана пилотная партия казахстанских «шкод». Мощности нового автосборочного завода позволяют выпускать до 40 тыс. машин в год, хотя пока планы куда скромнее.
– В 2006 году желаем выпустить 5 тыс. автомобилей «Шкода», – ведает президент АО «АзияАвто» Ержан Мандиев. – Делаем все, чтоб эти авто, дешевые и высококачественные, стали воистину народными для казахстанцев. Значимые средства направим на улучшение сервиса и бесперебойное обеспечение запасными частями; в перспективе – сделать сеть 100 евро уровня.
Очень удачно работает сделанное пару лет вспять казахстанско-российское СП в Кокшетау, где собирают авто КамАЗ. В этом году тут должны выпустить около 2 тыс. машин; спрос на их так велик, что завод планируют перевести на трехсменный режим! «Шаг за шагом мы осваиваем рынок Казахстана; на данный момент занимаем тут около пятидесяти процентов. Для нас вопрос номер один – сохранить позиции и обеспечить эксплуатацию авто парка», – сказал генеральный директор ОАО «КамАЗ» Сергей Когогин. Он – нередкий гость в Казахстане, где на данный момент запускается новый вкладывательный проект – создание современного завода в Петропавловске по выпуску коробки КамАЗа. Цена проекта – 40 млн. долл.
Те же ПДД…
Они, как и российский язык: на нем молвят все в республике – от мала до велика, и все казахские надписи непременно дублируются на нем. Движение на улицах городов тут скооперировано приблизительно так же, как и в большинстве русских. «Хочешь ехать – нарушай, но в меру» – наверняка, это соединяет воединыжды местных водителей с нашими. Хотя время от времени кажется, что местные обитатели, как Различное восточные (независимо от национальности – российские, казахи, корейцы), относятся к правилам более философски: «Наверное, очень умный человек их писал… Жалко, что я их не читал!»
Местные гаишники это понимают и к маленьким нарушениям не придираются. Меж тем, как и в Рф, с этого года тут ужесточили требования к автошколам: все короткосрочные курсы закрыли, а срок обучения водителей в школах собираются продлить до 6 месяцев. Начальник Департамента дорожной милиции МВД О.Тусумов даже планирует ввести особые комиссии (с переменным составом) для приема экзаменов у кандидатов на получение прав. А еще он заявил не так давно, что «усилен контроль за работой дорожных полицейских, запрещены остановки ими автотранПодвескаа, кроме случаев грубых нарушений Правил дорожного движения, влекущих опасность появления дорожно-транПодвесканых происшествий». Так что маленьким нарушителям вышла официальная индульгенция.