Кому необходимы нормы Евро
Наша родина должна была стопроцентно перейти на бензин, соответственный требованиям Евро III, еще с 1 января 2008 года, но сроки переносятся уже 3-ий раз. Похоже, не последний. Почему это происходит, пробовал разобраться Игорь Моржаретто.

Полста лет – НЕ ВОЗРАСТ
Повстречать 2008 год с высокооктановым топливом предписала Госдума принятым ею техрегламентом «О требованиях к выбросам авто техникой, выпускаемой в воззвание на местности РФ, вредных (загрязняющих) веществ». Уже тогда спецы считали, что уложиться в такие сроки, вероятнее всего, не получится. Так и случилось – особым распоряжением правительства дата была передвинута на год, позже снова.
На данный момент назначен новый предел: с 2011 года перейти на выпуск авто бензина не ниже Евро III, с 2012-го – не ниже Евро IV, с 2014-го – и совсем Евро V. Будет ли он соблюден, никто не поручится. Но одно уже ясно: нефтяные компании готовы биться за их перенос.
Понятно, у их собственный энтузиазм. И своя правда. Износ оборудования на русских НПЗ сейчас, по оценке Министерства энергетики, добивается 80%. Возраст главных технологических установок превосходит 30 лет, а у других еще больше приличный (всего два больших завода из 27 работают наименее 40 лет, а 12 заводов эксплуатируются более 60 лет!). Какое там «евро» – всю свою жизнь некие НПЗ занимались выпуском мазута (который продолжают до настоящего времени по бросовым ценам продавать за предел, где его употребляют как сырье для предстоящей переработки)! Словом, русские нефтезаводы серьезно изношены. Это не означает, что комплекс заброшен. На неких заводах в последние годы проведена реконструкция, обладатели занимались обновлением оборудования и технологической базы. Выстроено в Рф и несколько современных мини-НПЗ. Но они погоду на рынке не делают.
Словом, для того, чтоб выпускать продукцию, подобающую техрегламенту, нужна полная модернизация большей части имеющихся мощностей (либо создание новых). По подсчетам профессионалов компании ЛУКОЙЛ, на реконструкцию пригодится более 50 миллиардов. баксов и шесть-семь лет ударной работы. Так что сделать создание горючего нужных классов в данный срок нереально. При этом и цены, и даты назывались еще до того, как страну накрыл экономический кризис.
ЕВРОСКЕПТИКИ ОТ БЕНЗИНА
Дело в том, что более половины легкового парка страны, 76% грузового и автобусного – старше 10 лет, и движки их рассчитаны в наилучшем случае на горючее Евро 0. Ну и то при рождении! А на данный момент, по прошествии стольких лет, для чего им современный бензин – пусть более высококачественный, но наверное более дорогой? Нужен ли он вообщем в глубинке – для чего заправлять русские трактора евросоляркой?
Обязан повиниться: сам на трассе «Колыма» заливал в бак из бочки у дороги некий бензин и о происхождении не спрашивал – только бы доехать… Так задумываются – как досадно бы это не звучало! – миллионы автолюбителей, и нефтяников такая точка зрения, кажется, устраивает. Они даже готовы привести по этому поводу свои расчеты. Скажем, ЛУКОЙЛ издержал 10-ки миллионов баксов и освоил создание дизтоплива, соответственного требованиям Евро IV. И что? Спрос на него предъявили исключительно в мегаполисах и на главных федеральных трассах Европейской части страны. Ведь литр таковой солярки на целый рубль дороже обычной… В конечном итоге большая часть современного горючего остается невостребованной – и ее посылают на экПодвеска.
Словом, вкладываться в новые технологии нефтяники не торопятся. Тем паче что правительство, словестно выступая за создание инноваторской экономики, на самом деле никак не поощряет обновление НПЗ. Более того, принимаются внезапные решения – к примеру, обнулить экПодвесканые пошлины на нефть, добытую в восточных регионах страны. В таком случае вообщем нет смысла тратиться на переработку нефти – прибыльнее гнать ее вслед за предел.
Но это только часть трудности. «В истинное время 60,5% производимого в Рф авто горючего представлено маркой Евро II, – заявил не так давно президент Союза нефтегазопромышленников Рф Геннадий Шмаль. – А третья часть тяжело вообщем именовать бензином какой-нибудь марки».
ПРИВКУС КОНТРАФАКТА
Сообщения о том, что закрыт очередной подпольный завод, где гнали заменитель горючего, либо о махинациях с левым бензином звучат чуть не раз в день. В Вебе часто вывешивают блэклист АЗС Москвы и других районов страны, на которых лучше не заправляться. Мы не раз писали, откуда берется «нехорошее» горючее. В большинстве случаев берут дешевенькие сорта бензина (к примеру, прямогонный либо совсем газолин) и накачивают его в кустарных (либо не очень) критериях присадками, которые увеличивают октановое число. От таковой консистенции мучаются свечки, фильтры, топливные насосы. Расход горючего возрастает, срок службы мотора сокращается. Да что там – он может просто умереть «не отходя от кассы»!
Бодяжным бензином почаще ведут торговлю на АЗС, расположенных вдалеке от больших населенных пт, на трассах, а то и разливают его из цистерн-автозаправщиков. Обычно, стоимость такового «топлива» ниже, чем на обычных АЗС. Но встречается контрафактное горючее и на фирменных заправках. По данным президента Русского топливного союза Евгения Аркуши, в Рф 80-го бензина создают на 5 млн. т больше, чем потребляют. Понятно, что он никуда не исчезает, а методом легких манипуляций с присадками преобразуется… в 95-й. Которого, напротив, продают больше, чем выпускают НПЗ. Поэтому-то некие особо усмотрительные автомобилисты предпочитают заправлять машины 92-м. Не чтоб сберечь – колеблются в происхождении 95-го.
В прошлогоднем рейтинге Интернационального центра свойства горючего Наша родина заняла 84-е место посреди 100государств.
КОМУ ЗАКОН ПИСАН
Ситуация складывается более чем странноватая. В одной из огромнейших в мире нефтедобывающих государств у рядового автомобилиста шансов заправиться современным высококачественным топливом не достаточно, если только он не обитатель 1-го из больших городов Европейской части Рф. Да и там велика возможность напороться на бодягу и погубить движок. Понятно, что задачка страны – попробовать как-то поменять грешную систему. Но пока оно ограничивается проверками АЗС (пойманных на торговле левым бензинов штрафуют, но кого это стращает?), также призывами к нефтяникам перейти на современные технологии. Но так как призывы эти не подкрепляются стимулами, суровых перемен к наилучшему автолюбителям ожидать не приходится.
Больше того, автомобилисты же и оказались последними – ведь это они повинны в том, что отравляют окружающую среду! И принимаются постановления, которые воспрещают создавать в Рф (и ввозить в страну) машины экологического класса ниже Евро III (с 1 января 2008 года). Понятно, что они в итоге дорожают и дорожают. С начала 2010 года должны были объявить вне закона и новые машины, не надлежащие нормам Евро IV. Пожалели – перенесли сроки: правило будет действовать в полном объеме только с 2012 года.
Итак, современные авто у нас есть. А вот когда появится в стране горючее, которое подходит для таковой техники, пока непонятно.