Дешевенького БЕНЗИНА НЕ БУДЕТ
Дешевенького БЕНЗИНА НЕ БУДЕТ
В собственных оценках, как оказывается, мы были недалеки от правды. В конце весны некие «горячие головы» прочили резкий, до 20% скачок цен, но, к счастью, этого не случилось.
СУЕТА ВОКРУГ ПОСЕВОВ
Почти во всем этому воспрепядствовало правительство, введя высочайшие пошлины на вывоз сырой нефти.
– Высочайшие пошлины на данный момент принуждают нас находить сбыт снутри Рф, – гласит вице-президент «ЛУКойла» Леонид Федун. – При всем этом наша компания больше не будет искусственно сдерживать цены на собственных АЗС. Просто станем двигаться совместно с рынком.
Это признание – свидетельство того, что бензиновый бизнес в Рф можно уже рассматривать как полностью цивилизованный. Сложился баланс спроса и предложения. И далее, если ничего экстраординарного не произойдет, цены на бензин будут расти в среднем на 1% за месяц, что по темпам совпадает с глобальными тенденциями.
В чем все-таки тогда причина вешней бензиновой лихорадки? Ажиотаж устроили сначала… политики. Так, в разгар посевной губернатор Красноярского края Александр Хлопонин заявил, что рост цен на бензин страшнее монетизации:
– До посевной кампании в сибирских регионах цены на нефтепродукты выросли на 40%, но субъекты федерации не имеют рычагов воздействия на эту ситуацию, – заявил губернатор, – сверхдоходы в виде пошлин и акцизов от реализации горючего по завышенным ценам остаются на федеральном уровне. Регионы от этого ничего не имеют… Правда, – добавил он, – посевную кампанию мы пройдем без срывов.
Никакого дела к фактически ценам на бензозаправках это и ему подобные выражения не имеют. Если перевести с политического языка на обыденный, то это острое желание региональных чиновников зафиксировать цены на горючее для сельхозработ либо получить на эти цели субсидии из казны. Независимо от реакции федеральных властей подобные «инициативы» способны раскачать рынок бензина – механизм, нужно сказать, очень чувствительный.
К счастью, в этом году он еще одну атаку выдержал. Если б она удалась, мы в Рф получили бы ситуацию, родственную с той, что была на Украине. Там «оранжевый» премьер Юлия Тимошенко обвинила русские топливные компании в комплоте против «незалежности», а потом ввела фиксированные цены на бензин. Результат – горючее на украинских АЗС здесь же пропало, и в первый раз за многие годы на заправках появились очереди.
После нескольких раундов переговоров украинское правительство перед нефтяниками извинилось, цены отпустили (позже, правда, они выросли, но совершенно малость – на рубль, в переводе на русские Энциклопедия грузовых автомобилей). Конфликт был погашен, бензин у наших соседей опять везде – добраться на собственной машине до Крыма этим летом можно без заморочек. Но, как говорится в одном анекдоте, «осадочек остался» и выразился в том, что Украину на саммите ЕС не признали государством с рыночной экономикой. Упали вкладывательные рейтинги, страна осталась без давно ожидаемых западных вливаний.
ПОДЕШЕВЛЕ Либо Лучше?
– Да какое нам дело до политики, посевных и инвестиций! – яростно увидит другой читатель. – Мне нужно мой «жигуль» подешевле заправлять, чтоб на дачу доски возить, а с дачи картошку. Нефтяники жируют, правительство бездействует, а мы… Доколе!
Справедливо, в общем-то. Государству до хлопот рядового потребителя бензина АИ-92 формально дела нет. Хотя бы поэтому, что оно сейчас на бензиновом рынке выступает как игрок, а не контролер. Установленные им высочайшие акцизы на горючее – одна из обстоятельств того, что наши розничные цены затмили южноамериканские. При всем этом качество бензина находится в очень необычной связи с ценой: чем оно ниже, тем ниже акциз. К примеру, за бензин марки 80 в казну нужно платить 2657 руб. за тонну, за 92-й и выше – уже 3629 руб. Если перевести на литры, то акциз в литре АИ-92 доходит до 2,6–2,7 руб. (около 17% от цены). Выходит, что правительство подталкивает нечистых на руку дельцов: давайте, ребята, «бодяжьте» – сейчас это прибыльно… Минэкономразвития вроде желает поменять таковой порядок вещей: предлагают снизить ставки акцизов для высококачественных видов горючего. Такое, по расчетам министерства, понизит цены на высокооктановый бензин и даст возможность заводам больше вкладывать в реконструкцию и модернизировать мощности. В чем они очень нуждаются.
НЕФТИ МНОГО, БЕНЗИНА НЕ ХВАТАЕТ
Наша родина – страна парадоксов. Добывая млрд бочек нефти, мы часто испытываем недочет бензина. Наша нефтепереработка может обеспечить только 70% от нужного количества АИ-92, а нехватку АИ-95 специалисты оценивают в миллион тонн в год. Вообщем же сейчас в Рф из сырой нефти вырабатывается несоизмеримо меньше бензина, чем, скажем, в США. Из тонны нефти в РФ получают 150 л. бензина, а там – 430–450 л.… Необходимы комменты?
ЗАПРАВКА С КОМФОРТОМ
– Когда молвят о стоимости бензина, упоминают только один нюанс его цены – нефтяной, – гласит глава пресс-службы «ЛУКойла» Дмитрий Долгов, – но ведь никто не покупает бензин прямо из трубы. На стоимость бензина оказывает влияние еще цена строительства, реконструкции и содержания автозаправочных станций. А это немалые суммы.
Мы беседуем с ним на Ленинградском шоссе, около новой станции «ЛУКойла». Слово «бензоколонка» у «ЛУКойла» сейчас под запретом. С этого года компания ввела новые эталоны для собственных АЗС. Там, меж иным, непременно должен быть магазин с приличным набором продуктов, бар, стойка со свежайшей прессой, даже щит для компакт-дисков.
Глупости все это! – произнесет кто-то. Но с цифрами не поспоришь. После реконструкции этой АЗС в согласовании с новейшей концепцией реализация бензина выросла в 1,6 раза, а сопутствующих продуктов – вдвое. Выходит, готов русский шофер к цивилизации – только дайте ее!
На наших очах на АЗС въезжает микроавтобус с надписью «Контроль свойства нефтепродуктов». Создают забор пробы из подземной цистерны и здесь же в автобусе подвергают анализу. Через пару минут – итог: бензин АИ-95 соответствует ГОСТу.
Все это замечательно: и наряженные заправщицы, и вежливый персонал, и свежайшие пончики в кафе. Вот только строительство одной таковой АЗС в границах Столичной области обходится в 1–1,5 млн. баксов. Кто же в конечном итоге будет платить за качество и контроль? Ну конечно мы с вами. Но если уж платить – то хотя бы ощущая свою причастность к цивилизации. Оборотной дороги к заржавелой бочке у Рф, видимо, уже нет.