ПИОНЕРСКАЯ ЗОРЬКА
ПИОНЕРСКАЯ ЗОРЬКА
Темы на заседании рассматривались самые что ни на есть суровые, но неким из числа тех, кого принято именовать у нас рядовыми автовладельцами, они показались маловажными. Может и поэтому, что незадолго ранее кто-то пустил слух: правительство собирается, чтоб запретить «правый» руль! В итоге на улицы русских городов вышли (и выехали) тыщи людей, протестующих против таковой меры. Кстати, в повестке денька заседания правительства вопрос об этом даже не стоял. Дискуссировалось совершенно другое.
КТО ЕСТЬ РОССИЯНИН?
Автомобилистам у нас, оказывается, здорово подфартило: концепция развития автопрома была принята в стране еще три года вспять и стала первой отраслевой программкой. У авиационной индустрии, например, таковой нет до сего времени. Правда, неясно, ликовать этому либо нет: за прошедшие три года только то и сделали, что резко подняли таможенные пошлины на старые иномарки. Вобщем, нет. Министр индустрии и энергетики Виктор Христенко еще отметил, что за этот период времени «проведена реструктуризация задолженности по платежам в федеральный бюджет компаний отрасли» и «проведены нужные предварительные работы по переходу на европейские технические и экологические нормы». Естественно, все это принципиально, но, кажется, к реальным событиям, что происходили в жизни страны, концепция имела разве что отдаленное отношение. Запустили, скажем, сборочные потоки на собственных заводах «Форд», «Джи-Эм-АВТОВАЗ» и другие сборочные предприятия, только даже на их открытие бюрократы из правительства не пожаловали – времени не отыскали!
Но это, будем считать, в прошедшем: все грехи – на совести прошлых министров. Сегодняшний же Минпромэнерго вместе с Минэкономразвития, невзирая на сопротивление российского автолобби, «продавили»-таки постановление о понижении пошлин на автокомпоненты. А еще на заседании В. Христенко озвучил совершенно уж революционное решение.
– Что, по-вашему, есть российскее автопромышленность? – спросили его.
– Считаю, что авто создание на местности Рф является русским автопромом, – верно ответил он, тем дав осознать, что министерство не разделяет ветвь на «наших» и «не наших», и впредь правила игры едины, что для «Рено», что для ГАЗа. Что ж, и это для нас – уже шаг вперед…
ЭКОЛОГИЯ ПРОТИВ НАСЕЛЕНИЯ
Сколько писано и говорено о необходимости перехода нашего автопрома на современные экологические нормы! Обязательность такового шага прописана и в правительственных постановлениях, но воз, как говорится… На состоявшемся заседании определен новый срок введения норм Евро II: с 1 января 2006 года. А это означает, что приблизительно половина всех производимых на наших «старых» автопроизводствах легковых машин (470 тыс. из 960; все заднеприводные модели плюс «Ока») либо должны будут отменно поменяться, либо великодушно бросить сборочный поток.
– Для потребителей введение новых норм автоматом повлечет за собой подорожание автомобилей, – гласит Андрей Дейнеко, директор департамента индустрии Минпромэнерго. – К примеру, «классика» дорожает в среднем на 450 долл. – это много, но все-же «четверку» брать еще будут. А вот «Ока» (плюс 355 долл.) и «Ода» (плюс 450) уже становятся для их неинтересными. Сами фабрики, по их уверениям, могут довольно стремительно перестроиться, но воспримет ли их продукцию рынок?
И здесь же встает другой вопрос: а что делать с тринадцатью миллионами машин (в наилучшем случае «десятилетками»), которые бегают по нашим дорогам? О каких экологических нормах в отношении их можно вообщем вести речь?
– Основной упор в мерах по обновлению парка должен быть изготовлен не на запрет старенькых автомобилей, а на создание стимулов к их выбытию, – считает министр. – В итоге должно стать экономически неэффективно использовать старенькый автомобиль! Это можно сделать, к примеру, через повышающие коэффициенты при расчете транПодвесканого налога либо страховых тарифов по ОСАГО для автомобилей старше 10 лет…
Уже ни для кого не тайна, что в правительстве дискуссируют возможность введения «запретительных» таможенных пошлин на легковушки старше 5 лет. Но такое решение если и будет принято, то не ранее озари.
В любом случае отлично, что как-то обозначается осмысленная политика в развитии автопрома, определяются примерные сроки введения в действие тех либо других документов. В 2006 году, к примеру, будет принят регламент по безопасности транПодвесканых средств с требованиями к безопасности ТС при их выпуске, внесении конфигураций в конструкцию, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте, также утилизации. А еще о требованиях к горючему. Это, естественно, не стальная логика китайских экономических законов, прописанных на пленумах ЦК, да и не «размазня» необязательных решений, что принимались в прежние годы.
У автопрома (сейчас одного, русского) появился очередной шанс. Кто им сумеет пользоваться уместно, а кто опять будет выторговывать преференции? Поглядим. Но по прогнозам министерства, через 5 лет на русском рынке будут продавать 2,6–2,8 млн. легковых автомобилей. Из их 400–500 тыс. ввезут из-за границы, а по 1–1,1 млн. сделают и наши «старые» автозаводы, и новые сборочные предприятия. Что ж, не такая нехорошая перспектива!